Физико-математическая игра по станциям

Разделы: Математика, Физика, Внеклассная работа


Цели мероприятия:

  • развитие познавательного интереса;
  • развитие у школьников умения излагать мысли и моделировать ситуацию;
  • повторение и закрепление основного программного материала;
  • воспитание уважения к сопернику;
  • воспитание умения работать в команде.

Большой интерес учащихся вызывают игры по станциям. Подобные игры рекомендуется проводить для учащихся 7- 8 классов. В команде может быть 7-10 человек. По числу команд организуются станции. Время пребывания команды на станции 5-7 минут. В подготовке и проведении могут принимать участие старшеклассники. Перед началом игры проводят линейку. Она должна быть торжественной, чтобы создать атмосферу праздника. На линейке объясняют условия игры и выдают командирам маршрутные листы. В маршрутных листах намечены пути следования команд с указанием классных помещений. На протяжении всего путешествия дежурят старшие школьники. Они учитывают дисциплину при передвижении команд и заносят в маршрутный лист соответствующее число очков, которые потом прибавляют к общему числу очков, полученных командой. На станциях ответы команд оценивают по пятибалльной системе. Число очков сразу же проставляют в маршрутный лист. По окончании игры капитаны сдают маршрутные листы в штаб. Там подводят итоги. Красочное объявление должно сообщить всей школе имена победителей и места, которые заняли команды.

Станция №l Остров “Почемучек”.

Вопрос:

1.Если толстый гвоздь плотно обернуть полоской бумаги и внести его в пламя свечи бумага не горит. Почему?

Ответ: Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается.

Вопрос:

2.Почему при быстрой остановке мотоцикла тормозят обоими колесами? Что может произойти, если затормозить только передним колесом?

Ответ: мотоцикл перевернется, явление инерции.

Вопрос:

3.Посреди железного квадратного листа шириной в 1метр имеется дырочка d=0,1мм (толщина волоса). Можно ли так нагреть лист, что дырочка закроется?

Ответ: Нельзя, т.к. при нагревании тела отверстие не уменьшается, а напротив увеличивается.

 Станция №2 Страна смекалистых.

Из предложенных семи геометрических фигур, вырезанных из

плотного картона, сложить любую из двух представленных картин.

&bsp;

Рис .1

Рис.2

Ответ: Рис .1

Ответ: Рис.2

Станция №3 “Город мыслителей”.

Задача №1: Самовар, вмещающий 30 стаканов, полон воды. Стакан воды наполняется за 0,5 минуты. За сколько времени опорожнится весь самовар если оставить кран открытым?

Ответ: С одной стороны расчет прост, за 0,5 минуты – 1 стакан, значит 30 стаканов за 15 минут, но это не верно. Когда вытечет первый стакан, вода будет вытекать с меньшим давлением, значит времени потребуется больше (примерно 0,5).

Задача №2: Из стакана черного кофе перелили 1 ложку в стакан с молоком, потом из стакана полученной смеси перелили такую же ложку жидкости обратно в стакан с кофе. Чего больше молока в кофе или кофе в молоке?

Ответ: Так как в результате переливаний количество жидкостей в обоих стаканах не изменилось, то и количество кофе в молоке равно количеству вытесненного молоком кофе из стакана с кофе.

Задача №3: Почему скомканный лист бумаги падает быстрее, чем гладкий?

Ответ: Так как на скомканный лист действует меньшая сила сопротивления со стороны воздуха.

Станция №4. “Экспериментальная лаборатория”.

Задание №1: Выньте монету сухой из воды.

Задание №2: Уроните спичечный коробок не прикасаясь к нему руками или какими – либо другими предметами.

Задание №3: Из всякого ли отверстия вытекает вода?

Задание №4: Определить плотность вещества. ( Используя рычажные весы, мензурку, набор гирь)

Станция №5. “Семь раз отмерь”.

Задание №1: Отрежьте (без использования линейки) бумажную полоску длинной 10 см.

Задание №2: Помолчите 1 минуту без использования часов.

Задание №3: Определите без использования, каких – либо приборов диаметр кольца.

Задание №4: Определите без использования, каких – либо приборов площадь фигуры.

Задание №5: Определите без использования измерительных приборов длину школьной парты.

Станция №6 “Конкурс капитанов”:

Капитанам команд предлагается решить задачу. Выигрывает тот капитан, который первым правильно решит задачу.

Задача: Между алюминиевым и такого же объема парафиновым шарами находится сжатая пружина. Нить пережигают и пружина, распрямляясь, приводит шары в движение. Какую скорость приобретает при этом алюминиевый шар, если парафиновый шар приобрел скорость 0,6м/с, плотность алюминия 2,7 г/см3, а плотность парафина 0,9 г/см3.

Ответ: 0,2 м/с.

Литература:

  1. Акимова С. “Занимательная математика”, СПб., “Тригон”, 1997г.
  2. Карпинский Г.К. “После уроков”, Свердловск,1964г.