Цель урока: Дать учащимся историческую справку об этапах создания и развития подводного флота России. Определить значение и состав современного подводного флота в деле обеспечения обороноспособности страны и роль шефских связей подводных кораблей ВМФ Российской Федерации, носящих имена городов России с населением этих городов.
Время урока: 40 мин.
Оборудование и литература:
1. Русский военно-исторический словарь. Москва, 2001.
2. Военно-морской словарь. Военное издательство. Москва, 1990.
3. Подборка военно-исторического альманаха “Тайфун” за 2000–2004 гг.
4. Журнал “Подводный флот”. Санкт-Петербург. Подборка № 1–11.
5. Журнал “Морской сборник”, журнал ВМФ, подборка за 1996–2005 гг.
6. Подборка документов из личного архива капитана 3 ранга запаса Тубальцева В.В. РОО “Омское морское собрание”.
7. Видеоматериалы о военно-морском флоте России и службе на современных подводных лодках.
1. Вступительная часть
Идея создания кораблей, способных плавать под водой, беспокоила человечество еще со времен средневековья. Ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи оставил после себя потомкам наряду с проектами других изобретений и чертежи подводного судна.
В России попытки создания подводных кораблей отмечены еще со времен Петра Первого. Тогда крестьянин подмосковного села Покровское Ефим Никонов предложил проект “потаенного судна”, которое “в тихое время в море будет разбивать корабли”. Для его сооружения использовались дубовые и сосновые доски, железные полосы, медные листы, кожа, холст. В 1724 году судно было испытано на Неве, но после смерти Петра I в 1725 году дальнейшие работы над судном были прекращены.
Только в 1834 году в России по проекту русского инженера К.А. Шильдера Была построена подводная лодка, снабженная перископом, вооруженная шестовой миной, зажигательными и фугасными ракетами.
В 1866 году в России была построена подводная лодка по проекту И.Ф. Александровского. Это была первая в мире подводная лодка, снабженная механическим двигателем, работающем на сжатом воздухе. В 1878 году русский инженер С.К. Джевецкий создал подводную лодку с винтом, вращающимся от педального привода, а в 1884 году – первую подводную лодку с электрическим двигателем и питанием его от аккумуляторной батареи, оснащенную усовершенствованным перископом и системой регенерации воздуха.. В 1902 году по проекту русских инженеров И.Г. Бубнова и М.И. Беклемешева была построена подводная лодка “Дельфин” (Рисунок 1), имевшая в качестве двигателя бензиновый мотор и электродвигатель (для надводного и подводного хода соответственно). Эта подводная лодка была вооружена двумя торпедами и одним пулеметом. Серия этих подводных лодок из 13 единиц, так называемая “рыбья” серия (по названиям Дельфин, Скат, Налим, и т.д.) по железной дороге была в 1904 году переброшена на Дальний Восток для участия в войне с Японией.
Ввиду того, что в самом начале 20 века подводные лодки были еще очень несовершенны и на них часто случались разные аварии, император Николай Второй издал указ, гласивший: “Подводникам платить жалования столько, сколько ни запросят, потому что все они скоро сгорят, либо потонут...”. Для сравнения:: лейтенант флота, получавший на броненосце 40 рублей жалования в месяц, получал при службе на подводной лодке 400 рублей.
Многие страны мира, такие, как Германия, Франция, Италия также создавали свои подводные лодки и вскоре стала очевидной высокая боевая эффективность этого вида кораблей, что повлекло за собой необходимость создания и организации противолодочной обороны, еще очень несовершенной по сути и содержанию. Так, например, в 1905 году был издан приказ о противолодочной обороне на рейде Владивостока со следующими рекомендациями: “...заметив в бухте перископ вражеской подводной лодки, подплыть к нему на шлюпке, обернуть перископ парусиной, и отбуксировать подводную лодку на мелководье, а при сопротивлении рубить перископ топором нещадно...”
19(6) марта 1906 года был издан Указ о введении подводных лодок в состав русского военно-морского флота, как самостоятельного класса кораблей. Эта дата считается днем основания подводного флота России и в соответствии с Приказом Главнокомандующего ВМФ отмечается, как “День моряка-подводника”.
До революции 1917 года в России были построены 23 подводные лодки типа “Барс” и подводный минный заградитель “Краб” (Рисунок 10), а также несколько десятков подводных лодок других модификаций (Рисунки 1-12). Эти подводные лодки по своим боевым и техническим характеристикам значительно превосходили зарубежные образцы.
В Советском Союзе до 1941 года, во время Великой Отечественной войны и сразу после ее окончания подводные лодки строились массовым порядком. Их было несколько серий:
- “Д” (Декабрист) – строились в 1930 – 1931 годах,
- “Л” (Ленинец) – строились в 1933–1942 годах,
- “М” (Малютка) – строились в 1933 – 1936 годах,
- “С” (Средняя) – строились в 1934 – 1948 годах,
- “К” (Крейсерская) – строились в 1936 – 1041 годах,
- “Щ” (Щука) – строились в 1933 – 1945 годах.
Все подводные лодки этих серий имели торпедное и артиллерийской вооружение, а подводные лодки типа “Д” были еще и минными заградителями, то есть могли выставлять мины. В надводном положении все подводные лодки двигались при помощи дизелей, а в подводном положении – под электромоторами, которые работали от аккумуляторной батареи. В годы Великой Отечественной войны подводники внесли неоценимый вклад в достижении победы над врагом, ведя боевые действия на морских коммуникациях и обеспечивая сопровождение союзных конвоев, доставлявших морским путем в СССР грузы военного назначения.
После Великой Отечественной войны в СССР продолжалось строительство подводных лодок более современных конструкций. В1953 году И.В.Сталин подписал Указ о проектировании и строительстве первой советской атомной подводной лодки 627 проекта. Атомная подводная лодка К-3, поучившая имя “Ленинский комсомол”, в 1962 году впервые в истории в подводном положении достигла Северного полюса, всплыла на нем, экипажем был установлен Государственный флаг СССР и Военно-Морской флаг.
2. Основная часть
Атомные подводные лодки в настоящее время являются основным, самым надежным, эффективным и боеготовым видом боевых кораблей военно-морского флота России. С 50-х годов прошлого столетия этот вид кораблей постоянно совершенствовался, оснащался современным оружием и оборудованием. Атомные подводные лодки способны по несколько месяцев находиться под водой, не всплывая, развивать скорость, сравнимую со скоростью курьерского поезда (мировой рекорд подводной скорости в 44 узла, что равняется 81,5 км/час, принадлежит нашей подводной лодке). Современные подводные лодки имеют торпедное и ракетное вооружение, способное нести ядерные заряды. Залп баллистических ракет одной лишь современной атомной ракетной подводной лодки способен полностью накрыть территорию любой вражеской страны в любой точке земного шара.
После 1991 года в России строительство подводных лодок было приостановлено, но требования по обеспечению безопасности государства продиктовали необходимость исправления этой ситуации и сейчас военно-морской флот пополняется новыми боевыми кораблями.
В настоящее время военно-морской флот России имеет: 19 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 9 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, 47 атомных многоцелевых подводных лодок, 26 дизельных подводных лодок, то есть в составе нашего военно-морского флота сейчас находится 101 подводный корабль.
Многие подводные лодки носят имена городов, которые шефствуют над их экипажами, это Новгород Великий, Орел, Архангельск, Челябинск и другие.
Город Омск является шефом атомного ракетного подводного крейсера 949А проекта, который носит имя “Омск”. Это – подводный ракетный крейсер, имеющий на вооружении 24 крылатые ракеты, способных с высокой точностью поразить цель на расстоянии более 500 километров, а также24 торпеды. Ракеты и торпеды способны нести ядерные заряды. Экипаж подводной лодки 130 человек. Длина подводного крейсера 154 метра, ширина 18,2 метра, подводная скорость 33 узла (61 км/час), глубина погружения 500 метров, полное подводное водоизмещение 14700 тонн. Подводная лодка “Омск” способна нести боевую службу, не всплывая, в течение 120 суток.
Подводная лодка “Омск” была спущена на воду 8 мая 1993 года, а 15 декабря 1993 года на ней был поднят Андреевский флаг. Теперь эта дата является годовым праздником корабля.
В 1994 году подводная лодка “Омск” совершила переход подо льдами Северного ледовитого океана из Баренцева моря на Камчатку, за что 18 членов экипажа были награждены правительственными наградами, а командир подводной лодки капитан 1 ранга Александр Сергеевич Астапов стал Героем Российской Федерации.
В целях упрочнения и улучшения шефских связей в мае 2001 года между губернатором Омской области Л.К.Полежаевым и командиром подводной лодки “Омск” В.В.Дмитриевым был подписан договор, согласно которому Омская область и город Омск оказывают материальную шефскую помощь экипажу корабля, направляют своих призывников служить на подшефную подводную лодку. Члены экипажа и их семьи в летний период отдыхают в санаториях города и области.
За прошедшее время на подводной лодке “Омск” прошли школу морской выучки и дальних походов более 50 человек из Омской области и города Омска. Некоторые офицеры и мичманы корабля после окончания службы и увольнения в запас получили квартиры в городе Омске.
Экипаж подводной лодки “Омск” в составе военно-морского флота России считается в числе наиболее подготовленных и высокопрофессиональных. Неоднократно экипаж корабля завоевывал призы Главнокомандующего ВМФ за ракетную стрельбу и торпедные атаки, готовил другие подводные лодки сходных проектов к ходовым испытаниям и вводу в строй после ремонтов.
В настоящее время на подводной лодке “Омск” проходят военную службу 11 омичей, в их числе: мичманы, матросы контрактной и срочной службы. Всего в штате корабля 5 матросов срочной службы, из них двое – омичи.
За время службы на атомных подводных лодках моряки получают воинскую специальность, которая зачастую высоко ценится в гражданской жизни.
Служба на атомной подводной лодке “Омск”, как и на других подводных лодках требует высоких профессиональных знаний и практических навыков. Эта служба почетна, требует высокой ответственности, и поэтому все кандидаты для поступления на эту службу от матроса до офицера проходят жесткий профессиональный отбор. Но не было еще человека, прошедшего такую службу и выучку, который остался бы недоволен полученными качествами и не нашел бы им применения в жизни.
3. Заключительная часть.
За всю историю подводного флота России с 1906 года по настоящее время у подводников сформировалось много славных боевых традиций. Ни одна подводная лодка военно-морского флота СССР и России не была захвачена врагом и не спустила перед неприятелем флаг. Во время Великой Отечественной войны советскими подводниками был нанесен такой урон противнику, что, к примеру, командира подводной лодки С-13 капитана 3 ранга А.И. Маринеско Гитлер объявил своим личным врагом за потопление двух фашистских лайнеров.
Законы службы на подводных лодках суровы. Их принцип можно выразить словами А.В. Суворова: “Сам погибай, а товарища выручай!”. Не дать огню или воде проникнуть в соседний отсек, загерметизировать свой аварийный отсек и бороться с бедой лицом к лицу, пусть даже погибнуть, но не быть побежденным и ценой своей жизни спасти других – вот суровый и жесткий, но не нарушаемый закон подводной службы и жизни моряка-подводника. Так обязаны поступать и так поступают все подводники в случае необходимости и в мирное время и в военное, как во время военной службы, так и в гражданской жизни. Традиции военно-морского подводного флота России незыблемы!
А значит, боевые ордена и медали вручаются морякам-подводникам совсем не даром, и иногда посмертно.