№ | Тема | Задачи | Глава | Понятие | Упражнения |
2 | Интерес. Воображение. | 1. Определить предпочтительный тип будущей профессии ученика | 1 | – Воображение – Фантазия – Интерес |
1. Учащимся даются 20 различной величины пуговицы. Они обводят контуры пуговиц на чистом листе, а затем придумывают и оформляют рисунок (желательно в цвете). 2. Тест «Пять типов профессий». Приложение. |
3 | Знакомство | 1. Познание учениками себя через познание своего другого. 2. Развитие интереса учащихся к внутреннему миру друг друга. |
2 | Знакомство | 1. Нарисовать барашка. Приложение. 2. За 3-5 минут в свободной форме опишите свое впечатление, отношение ко мне. Желательно отразить тот образ, который сложился у каждого из вас, как положительный, так и отрицательный (анонимно). Упражнение. Далее зачитать все листочки, коротко, доброжелательно комментируя их. Ответы систематизируются (внешность, манера обучения, личные качества). Этой игрой преподносится урок рефлексии, самокритики. Задание. На белом листе карандашом напишите свое имя, фамилию и самое характерное качество на сегодняшний день. Этим заданием постараемся помочь определить способности и характер человека по почерку. Приложение. Сейчас мы будем писать на маленьких листочках для одноклассников его характерное качество на ваш взгляд. Листочки помещаем в бочонок, а затем их зачитываем. |
4 | Целеполагание | 1. Формирование умений ставить цели и выбирать адекватные способы их решения | 3 | – цель – задача – идеал |
1. Притча «Целеустремленность» Приложение. 2. Перечислить свои положительные качества. 3. Планируя жизненную перспективу, зрелый человек, должен опираться на имеющийся у него ресурс. Посмотрев на перечень своих положительных качеств, определите треугольник своих жизненных целей. 4. Видео «Формула успеха». |
5 | Я и мои друзья | Формировать способность конструктивно взаимодействовать с членами той группы, где ты находишься | 4 | – друг – дружба – товарищество |
1. Упражнение «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Приложение. 2. Упражнение «Разбор притчи «Друзья и враги». Приложение. 3. Разучивание песни о дружбе. Приложение. 4. Нарисовать лепестки в одну линию. Расположить в них сначала себя, поставить «Я», а потом своих друзей. |
6 | Хорошее. Плохое... или баобабы. | Формирование понятий «Что такое хорошо?.. И что такое плохо?..» | 5 | Понятие: хорошо, плохо, беда, трагедия | 1. Беседа по вопросам: 1.1. С чем или кем ты олицетворяешь баобабы? 1.2. Почему же на многих планетах есть баобабы? 1.3. В твоей жизни встречались баобабы? 1.4. Твое отношение к баобабам. 2. Какие слова в тексте можно взять в качестве мудрой мысли. Запиши их в тетрадь. 3. Нарисовать планету Земля и определить свое место на ней. Приложение. 4. Придумать сказку «Моя яблоня». |
7 | Тест. Эмоции. | Продиагностировать положительные и отрицательные эмоции | 6 | – эмоции | Тестирование эмоций. Рисуночный тест. – Дом с хорошим настроением. |
8 | Любовь | Формирование понятия «любовь» | 7 | Любовь, кокетство, каприз, притворство, неискренность, страдания. | 1. Методика неоконченных предложений. Продолжить предложение. Любовь – это... Счастье – это... Слезы – это... 2. Ответь на вопросы: 2.1. Можно ли человеку жить без любви? 2.2. Любовь – одна единственная, неповторимая или ее много? 2.3. Как догнать душу человека, ускользающую от нее? 2.4. Почему на планете есть такие люди, которые ни разу не понюхали цветка, не поглядели на звезду, никого не любили? 2.5. Как таким людям помочь? 3. Составление коллажа «Любовь». |
9 | Характер, понимание | Формирование характера; учить понимать окружающих людей. | 8 | – характер – понимание – добро |
1. Вопросы для обсуждения. 1.1. Почему пустые слова мы иногда принимаем близко к сердцу? 1.2. Почему человека надо судить не по словам, а по делам? 1.3. В каком возрасте к человеку приходит любовь? - Опиши рисунки (можно и разукрасить). Рисунки в приложении. - Тест на умение разбираться в людях. Приложение. |
10 | Самовоспитание. Пожелание. | Учить работать над процессом самовоспитания. Формирование привычки дарить людям пожелания. | 9 | – порядок – прощение – счастье |
1. Вопросы для рассуждения. 1.1. Чтобы я хотел почистить в своей душе? 1.2. У кого, за что я должен попросить прощения? 1.3. Как сам герой объясняет решение странствовать с перелетными птицами? 1.4. Как вы думаете, не будет потом раскаяния за поступок у Маленького Принца? 1.5. Для чего Маленький Принц перед путешествием старательней обычного прибрал свою планету? 1.6. Для чего Маленький Принц отправляется внутрь? |
11 | Король. | Продолжить работу над формированием самовоспитания | 10 | – ранг – подданный – этикет – приказ – власть – благоразумие – самооценка |
1. Вопросы для рассуждения: 1.1. Твое отношение к словам короля: «С каждого надо спрашивать то, что он сам может дать». 1.2. Почему себя судить труднее, чем других? 1.3. Почему на первой планете «стало скучно» Маленькому Принцу? 2. Тест Выявление уровня самооценки. Приложение. 3. Тест «Командовать или подчиняться». Приложение. 4. Швейцер. Этика Благоговения перед жизнью. Приложение. |
12 | Честолюбец | Продолжить работу над формированием и развитием самовоспитания. | 11 | – приветствие – честолюбие | 1. Вопросы для рассуждения: 1.1. Твое отношение к тщеславным людям. 1.2. Встречались ли тщеславные люди в твоей жизни? 1.3. Почему Маленький Принц оставил и обитателя второй планеты -честолюбца? 2. Игра. Паутинка – мне нравится в тебе... 3.1. Разукрась картинку. 3.2. Напиши ассоциативные слова к этой картинке, которые у тебя возникают. 3.3. Из ассоциативных слов составить предложение. |
13 | Пьяница. | Продолжить работу над формированием и развитием самовоспитания | 12 | – стыд – совесть |
1. Вопросы воспитания для рассуждения. 1.1. Почему пьянице совестно жить? 1.2. Наши пьяницы, по-твоему, что испытывают: муки совести. Безразличия, это больные люди? 1.3. Почему на нашей планете так много пьяниц? Неужели это отличительная черта русского человека. 1.4. Почему так сильно страдают дети от родителей пьяниц? 1.5. С каким чувством покидает герой третью планету? 2. По рисункам составить «тонкие» и «толстые» вопросы. Ответить на них. |
14 | Делец. | Формирование и развитие деловых качеств | 13 | – внимание – деловитость – ответственность – мечта – богатство |
1. Тест, наблюдательность. Приложение. 2. Игра. Банк твоих добрых дел. |
15 | Фонарщик | Формирование позитивного настроения | 14 | – цель – смысл – профессия |
1. Приготовление фонариков. 2. Вопросы для рассуждения. 2.1. Почему такая нужная профессия фонарщика исчезла с планеты Земля? 2.2. Почему из всех встреченных Маленький Принц особо выделяет обитателя пятой планеты? 3. Описать и разукрасить картинку. Приложение. 4. Составление сказочной карты своего путешествия. Приложение. |
16 | Географ | Формирование понятия прошлого | 15 | – воспоминание | 1. Вопросы для рассуждения. 1.1. Маленький Принц покинул свой любимый цветок. Посетив шесть планет, он вспомнил о нем. почему? 1.2. О ком вы сейчас вспомнили? 1.3. Зачем географ посоветовал посетить Маленькому Принцу планету Земля? 1.4. Какое чувство вызывает у Маленького Принца обитатель шестой планеты – географ? 1.5. Почему у Маленького Принца возникает мысль о том, что взрослые – странный народ? 2. Упражнение. Мои воспоминания, разделить лист на 4 квадрата, подписав их лето, осень, зима, весна. Написать самые яркие воспоминания в каждом квадрате. 3. Задание. Слева от рисунка напиши вопросы географу |
17 | Ответственность | Коррекция чувства ответственности | 16 | ответственность, серьезность | 1. Вопросы для рассуждения. 1.1. Что мешает быть ответственным. 1.2. За что человек несет ответственность. 1.3. Почему люди совершают проступки. 1.4. Какие чувства человек испытывает, когда совершает проступок? 2. Тест. 2.1. Балл по поведению. 2.2. Умеете ли вы контролировать себя. 3. Заполнение таблицы. Какие черты характера людей чаще всего приводят к неправильным поступкам, а какие помогают их избежать? |
18 | Одиночество | Коррекция эмоционального настроения | 17 | одиночество | 1. Вопросы для рассуждения. 1.1. Как приняла змея Маленького принца? 1.2. Как ты понимаешь слова змеи «среди людей тоже одиноко»? 1.3. Тебе часто бывает одиноко? 1.4. Как ты выходишь из этого состояния? 2. Тест. Одиночество. Приложение. 3. Прослушивание классической музыки. |
19 | Цветок | Развитие самовоспитания и самоактуализации | 18 | корни | 1. Вопросы для рассуждения. 1.1. Как, по-твоему, есть ли у людей корни? 1.2. «У людей нет корней, это очень неудобно». Как вы думаете, эти слова из сказки имеют отношение к нашей реальной жизни? 2. Тест. Дерево. Приложение. |
20 | Воображение | Развитие воображения. | 19 | Воображение | 1. Упражнение. Что я вижу в этом рисунке. Приложение. 2. Упражнение Облако. Приложение. 3. Игра – на уроке с Гарри Поттером. Приложение. |
21 | Личность | Развитие коммуникативных навыков | 20 | – личность – уникальность |
1. Почему, когда Маленький Принц увидел миллион роз, он почувствовал себя очень-очень несчастным? 2. Тест. Личностный опросник Г. Шмишена. |
22 | Взаимопомощь | Развитие чувства ответственности и сопереживания | 21 | – взаимопомощь – доверие – выручка – взаимопонимание – приручение – терпение |
1. Вопросы для рассуждения. 1.1. Чему учит Лис Маленького Принца. 1.2. Какую истину, забытую людьми, напоминает Лис Маленькому Принцу? 1.3. Как ты понимаешь слова Лиса: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»? 1.4. В чем цена счастья? Как и зачем ее измерить? 1.5. Кто дорог человеку? 1.6. Ты в своей жизни кого-нибудь приручил? Каково им сейчас без тебя? 1.7. В каком возрасте человек должен приручать? 2. Упражнение. Путешествие на воздушном шаре. Приложение. |
23 | Счастье | Развитие коммуникативной сферы | 22 | – счастье – радость – духовность |
1. Вопросы для рассуждения. 1.1. Справедлив ли герой, думая, что люди не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую. 1.2. Прав ли он, говоря: «Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут... Люди выращивают в одном саду пять тысяч роз... и не находят того, чего ищут». 2. Разучивание песни «Голубой вагон». |
24 | Добро | Развитие коммуникативной сферы | 23 | – добро – добренький |
1. Составление коллажа «Добро». 2. Работа с пословицами и поговорками. |
25 | Чувства | Проверить, как развиты «добро» и «агрессивность» | 24 | Метод диагностики межличностных отношений. | |
26 | Вера | Развитие коммуникативной сферы | 25 | 1. Вопросы для рассуждения. 1.1. Там хорошо, где нас нет – как ты понимаешь эти слова. 1.2. Маленький Принц говорит о том, что ради друга можно умереть. Прав ли он? 1.3. Что нужно сердцу? 1.4. Почему надо искать сердцем? 1.5. Почему, когда даешь себе приручить, потом случается и плачешь? 2. Составь к рисунку вопросы, на которые ответит твой сосед. 3. Приготовление подарков. |
|
27 | Дом | Развитие нравственных понятий | 26 | – подарок – сюрприз – приятное – совершенство |
1. Вопросы к рассуждению. 1.1. Перед тем, как улететь, Маленький Принц «кое-что подарил» взрослому другу. Что это был за подарок? 1.2. Какие же свои самые заветные и затаенные мысли выразил автор. 1.3. Согласен ли ты с мнением некоторых читателей, что требования, предъявленные А. де С. Экзюпери к людям, слишком велики, чересчур возвышены. Почему? 2. Тест. «Дом. Дерево. Человек». 3. Обмен подарками. |
28 | Прощание | Подведение итогов | 27 | 1. Вопросы к рассуждению. 1.1. В чем секрет популярности книги «Маленький Принц»? 1.2. Были ли в твоей жизни люди, похожие на героев сказки? 1.3. Какие поучительные изречения, афоризмы из этой книги привлекли ваше внимание. Запомнились. 2. Настольная игра «Маленький Принц». |
Приложения можно получить у автора статьи.