«Кто хочет ограничиться настоящим,
без знания прошлого,
тот никогда его не поймет…»
Г.В.Лейбниц
Термин «информатика» появился в середине 60-х годов XX столетия как гибрид двух слов «информация» и «автоматика» для обозначения науки об автоматизации процессов обработки информации. С этого времени начинается период бурного развития электронно-вычислительной техники и ее внедрения во многие области человеческой деятельности.
Современная информатика делится на теоретическую и практическую. Теоретическая информатика включает в себя теорию информации, теорию алгоритмов, теоретическую кибернетику, математическое и информационное моделирование и др. К прикладной информатике относятся все области разработки и использования компьютерной техники, ее аппаратных и программных составляющих.
Проект федерального компонента образовательного стандарта по информатике определил основные содержательные линии предмета, обозначил их внутреннее наполнение. Таким образом, этот документ нарисовал контуры образовательной области информатики в ее инвариантном виде.
В базовый курс информатики выделены следующие содержательные линии:
- Линия информационных процессов.
- Линия представления информации.
- Алгоритмическая линия.
- Линия компьютера.
- Линия формализации и моделирования.
- Линия информационных технологий.
Три из перечисленных линий (информационные процессы, компьютер, информационные технологии) так или иначе, связаны с темой «История развития вычислительной техники».
Преподавая информатику в школе более 20 лет и работая с разными методическими пособиями, я пришла к выводу, что данная тема не рассмотрена в полном объеме ни в одном учебном или методическом пособии.
В любом общеобразовательном школьном предмете присутствует историческая линия. Нет и не должно быть учебной дисциплины без дат, событий, имен. Значение истории предмета помогает сформировать в сознании учеников целостное представление о его содержании. Невозможно, например, изучать физику и не знать об открытиях Ньютона, Фарадея, Резерфорда, Бора, Эйнштейна и др. История предмета – это «драма идей» и логика его развития.
Школьная информатика пока еще формируется как общеобразовательный предмет. Содержание предмета информатики за 20 лет существования менялось неоднократно. По началу информатика была теоретической, затем большая часть времени отводилась на программирование. В настоящее время стали больше уделять внимания новым информационным технологиям и методам обработки информации. Школьная информатика ищет свое фундаментальное содержание. Но каково бы оно не было, в этом содержании должно быть место истории. Ведь с одной стороны, информатика – молодая наука, а с другой – это одна из немногих наук, которая стремительно развивается, а значит, ее история богата открытиями и достижениями.
Ученики обязательно должны познакомиться с историей информатики, должны знать имена, связанные с ней. Знание исторической линии помогает сформировать в сознании учеников цельное представление об изучаемой дисциплине, рассматривать ее в контексте истории развития общества. Не должно быть ни одного школьного предмета без «лиц и событий».
Обобщая все выше сказанное, я пришла к выводу, что необходимо дополнить исторические темы: «История средств докомпьютерной информатики», «История ЭВМ», «История информационных технологий», более подробным историческим материалом. Решением этой проблемы может послужить создание брошюры и электронного пособия в виде слайдов.
Проанализировав результаты, полученные при изучении учебной и методической литературы, результаты, полученные с помощью анкетирования, опыт своей работы в качестве руководителя методобъединения учителей информатики Исаклинского района, я пришла к выводу, что выбранная мною тема актуальна и материал, собранный мною, будет востребован учителями информатики при изучении тем «История развития вычислительной техники» и «История развития информационных технологий».
Исторический материал подбирался не за один день и год. Этот материал был накоплен за много лет преподавания информатики. Большая часть исторического материала по истории развития вычислительной техники подобрана учениками при подготовке к КВН по информатике, который проводится практически ежегодно. Информация об ученых была собрана учениками два года назад к научной конференции по информатике. Подбирая материал, учащиеся использовали не только научную литературу и энциклопедии, но и средства Интернет.
В результате проделанной работы я получила материал для брошюры и слайдов, который может оказать неоспоримую помощь любому учителю информатики при подготовке к уроку и объяснении нового материала учащимся.
Брошюра «История развития вычислительной техники».
Электронное пособие «История развития вычислительной техники».