Цели урока:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- расширять представления об окружающем мире и обогащать словарный запас;
- развивать наглядно-образное мышление;
- развивать умение работать по письменной инструкции;
- тренировать запоминание и понятие сути (словарь).
Оборудование: Словарик, “Детская Библия”, презентация иллюстраций из “Детской Библии”.
Расширяем словарный запас.
На повторение: фараон, вельможа, жрец, храм, саркофаг
Новые слова: Библия, Ветхий Завет, Яхве, заповеди, скрижали
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Словарь на повторение: фараон, вельможа, жрец, храм, саркофаг.
3. Новый материал:
Мы будем знакомиться с библейскими сказаниями по Ветхому Завету. Когда-то давно во втором тысячелетии до н.э. в степных и холмистых районах между Египтом, Вавилонией и финикийским побережьем Средиземного моря издавна пасли свои стада скотоводы, среди них и кочевники: еврейские племена. Во главе еврейских племен стояли старейшины. Они бережно хранили и передавали предания о прошлом своего народа, которые в последствии вошли в Библию. (словарь: книга, в которой писали…)
Наиболее древняя часть Библии – Ветхий Завет. В Ветхий Завет входят еврейские мифы и предания. Но со временем стали почитать одного бога – Яхве, т.е. пришли к единобожию. (словарь)
Яхве сотворил мир и дал людям заповеди (словарь) – правила, по которым они должны жить. Эти правила были записаны на скрижалях (словарь) – каменные доски. История целого народа в Ветхом Завете излагается, как предание об одной большой семье.
(Учитель предлагает выписать в свой исторический словарик новые словарные слова: Библия, Ветхий завет, Яхве, заповеди, скрижали.)
Родоначальник евреев – Авраам – сын Исаак – внук Иаков ( второе имя Израиль) – несколько сыновей, но любимец Иосиф.
4. Работа с презентацией по “Детской Библии”.
Предлагаются иллюстрации по “Детской Библии” вместе с текстом для учителя. Учитель сам может выбрать комментарий, используя текст Библии.
Иллюстрация “Авраам”.
Материал для учителя.
Иллюстрация “Братья продают Иосифа”.
Материал для учителя.
Иллюстрация “У власти другой фараон”.
Материал для учителя.
А еще мы познакомимся с новыми героями Самсоном и Моисеем.
Никто не мог сравниться с могучим Самсоном. Один на один голыми руками он мог победить льва. Боялись враги Самсона и задумали погубить. Но они не знали в чем его сила. А помогла им узнать об этом возлюбленная Самсона – Далила, что сила его в волосах. Враги спящего Самсона остригли, схватили его, ослепили и бросили в темницу. Самсон обессилил. Враги ликовали, устроили пир. Привели Самсона и начали потешаться над ним. Но не заметили, что волосы Самсона отросли, а с ними вернулась сила.
О том, что было дальше мы узнаем, поработав над иллюстрацией “Гибель Самсона”.
Иллюстрация “Гибель Самсона”.
- Кто изображен в центре иллюстрации?
- По каким признакам определили?
- Самсон ухватился за центральные столбы и сдвинул их, чтобы наказать врагов.
- Перечислите, что происходит с другими людьми?
Работа по письменной инструкции.
Закончи фразу:
- Воскликнул…
- Сдвинул…..
- Рухнула……
- Все………
Материал для учителя.
Новый герой Моисей.
Иллюстрация “ Младенец Моисей в корзинке” и материал для учителя.
Иллюстрация “Дочь фараона находит Моисея”.
Материал для учителя.
Первые 40 лет своей жизни Моисей провел в Египте, воспитываемый как сын дочери фараона. А следующие 40 лет, Моисей был пастухом у своего тестя. Спустя много лет, умер египетский фараон и, израильтянам стало жить в Египте очень тяжело. Новый фараон заставлял трудиться их от зари до зари.
Однажды Моисей пас стадо далеко в пустыне. Вдруг перед ним загорелся терновый куст. А из пламени раздался голос: “Я бог Яхве, повелеваю тебе вывести свой народ из Египта.”
Моисей добром просил фараона отпустить израильтян, но владыка был неумолим. Тогда израильтяне во главе с Моисеем решили бежать. Вышли они к Черному морю (Красному морю). Фараон отправил за ними всадников на колесницах, чтобы вернуть их обратно.
Работа по иллюстрации: “Переход израильтян через Чермное море”.
Израильтянам некуда было бежать: впереди – море, за ними – всадники.
“Не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне,”- сказал Моисей. Он протянул руку к морю и о чудо!
- Что произошло?
- Что сделали люди?
Когда же за ними помчались по дну колесницы, то воды вновь сомкнулись, поглотив все войско фараона.
- Кто центральная фигура на иллюстрации?
- По каким признакам определили?
- Опишите, что происходит вокруг? (целые предложения)
Опора:
Со спины Моисея – старик……
За спиной слева – люди ……..
Справа женщина с младенцем………
Перед Моисеем. О, чу…..
Таким образом, израильтяне спаслись.
5. Итог урока:
“С кем знакомились сегодня на уроке?
Кто больше всех запомнился?”
6. Оценки.
7. Домашнее задание.
Составить рассказ по иллюстрации “Переход израильтян через Чермное море”, используя письменную опору.