ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого человека, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Предлагаемый курс способствует углублению и расширению знаний учащихся по математике и информатике в девятом классе средне общеобразовательной школы города Норильска.
Используя универсальный математический пакет, учащиеся будут избавлены от рутинных расчетов при решении задач и оформлении лабораторных работ. Программа не умеет мыслить, учащиеся должны создать вычислительный алгоритм, свести задачу к элементарным операциям, а проводить эти операции будут функции и операторы Мachcad.
Главным содержанием курса является небольшое количество новых теоретических фактов во взаимосвязи с уже известными фактами из курса алгебры, геометрии.
Материал курса предназначен как для учеников, склонных к практическому мышлению, так и для тех, кто склонен к теоретическому мышлению.
При чередовании теоретического и практического вида деятельности, учащиеся почувствуют, насколько увлекательным и динамичным может быть процесс решения математических задач.
Основные формы организации учебных занятий: беседы, лекции, практические занятия, самостоятельные работы, индивидуальные работы по теме, математическая обработка данных.
Для оценки успешного прохождения данного курса учащимся достаточно сдать зачеты, предусматривающие знания основных глав математики в “MachCAD”.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
- Развивать представления об универсальности программы MachCAD.
- Формировать целостную естественно-математическую базу по решению уравнений, неравенств и их систем.
- Создавать мотивационную основу для качественной подготовки учащихся к выпускным экзаменам, к участию в олимпиадах.
- Подготавливать к осознанному выбору профильного направления на старшей ступени обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ЗНАКОМСТВО С ПРОГРАММОЙ MachCAD.(1ч.)
Очевидные достоинства программы: высокая универсальность, полное соответствие используемых функций и операторов традициям оформления в математике, высокая степень интеграции MachCAD c другими Windows- приложениями, обширные ресурсы, текстовый и графический редактор.
2. ВВЕДЕНИЕ В MachCAD.(1ч.)
Главная причина, по которой стоит использовать эту программу при изучении математики, избавление от рутинных расчетов. Пользователь математического пакета подобен архитектору: он обдумывает идею решения задачи, приводит ее к элементарным операциям. А проводить операции будут функции и операторы MachCAD. Запуск программы MachCAD.
3. ВВОД ИНФОРМАЦИИ.(1 ч.)
Создание формул. Создание текстовых областей. Правка документа.
4. ИНТЕРФЕЙС MachCAD.(1 ч.)
Основные панели инструментов. Главное меню. Панели Standart (стандартная) и Formatting(Форматирование). Панели семейства MACH (Математические).
5. РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ.(1ч.)
Создание документа. Шаблоны. Справочная информация. Ресурсы MachCAD.
6. ВЫЧИСЛЕНИЯ И ТИПЫ ДАННЫХ.(1ч.)
Задание переменных и функций. Встроенные функции. Операторы численного и символьного ввода.
7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ СИМВОЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ.(1ч.)
Символьные операторы SOLVE(Решить), SERIES(Ряд), SUBSTITUTE(Заместить), EXPAND(Разложить).
8. УПРОЩЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ И АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ.(1 ч.)
Разложение выражений. Разложение на множители. Вынесение общего множителя. Выполнение подстановки.
9. РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ.(1 ч.)
Аналитическое решение уравнений. Численное решение уравнений. Графическое решение уравнений.
10. РЕШЕНИЕ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ.(1ч.)
Решение систем линейных уравнений.
11. РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ.(2ч.)
Решение неравенств, выраженных полиномами и отношениями полиномов. Решение системы неравенств.
12. ГРАФИКИ.(1 ч.)
Двумерные графики. Трехмерные графики.
13. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ.(2ч.)
Исследование функции одной переменной.
14. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ .(1ч.)
Решение задач из раздела комбинаторики. Биноминальное распределение.
15. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТА.(1ч.)
Форматирование формул. Форматирование текста.
Вставка изображений. Оформление страниц.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | |
теории | практики | ||
1. | Знакомство с программой MachCAD. | 0.5 | 0.5 |
2. | Введение в MachCAD. | 0.5 | 0.5 |
3. | Ввод информации. | 0.5 | 0.5 |
4. | Интерфейс MachCAD. | 0.5 | 0.5 |
5. | Работа с документами. | 0.5 | 0.5 |
6. | Вычисления и типы данных. | 0.5 | 0.5 |
7. | Использование нескольких символьных операторов. | 0.5 | 0.5 |
8. | Упрощение выражений и алгебраические преобразования. | 0.5 | 0.5 |
9. | Решение уравнений. | 0.5 | 0.5 |
10. | Решение систем уравнений. | 0.5 | 0.5 |
11. | Решение неравенств. | 1 | 1 |
12. | Графики. | 0.5 | 0.5 |
13. | Исследование функций. | 1 | 1 |
14. | Теория вероятностей. | 0.5 | 0.5 |
15. | Оформление документов. | 0.5 | 0.5 |
Вашему вниманию представлена презентация элективного курса.
Приложение 1.pptСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Дополнительные главы к школьному учебнику. М., “Просвещение”, 1997.
- Кузнецова Л.В. и другие. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс. М.: Дрофа, 2002.
- Гурский Д.А., Турбина У. MachCAD для студентов и школьников. ПИТЕР, 2005.
- Воднев В.Т., Наумович А.Ф., Наумович Н.Ф. Основные математические формулы. Мн., Вышэйшая школа, 1980.
- Гурский Д.А., Вычисления в MachCAD. Мн., Новое издание, 2003.
- Егерев В.К., Зайцев В.В., Кордемский Б.А. и др. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы. Под редакцией М.И.Сканави. Мн., Вышэйшая школа, 1990.