“Если школа не идет в ногу с жизнью, учащиеся “перестают ее уважать, перестают ей верить. Когда учащиеся теряют доверие и уважение к школе, то учитель утрачивает авторитет и школа погрязает в проблемах плохой дисциплины и низкой успеваемости”.
Симур Паперт.
Информационная деятельность в современной школе может быть представлена как совокупность различных процессов:
- преподавание ИКТ и информатики;
- интеграция ИКТ в преподавание общеобразовательных предметов;
- информатизация внеклассной работы;
- создание и наполнение информационного ресурса;
- информационное управление школой.
Следовательно, должны решаться в ОУ следующие задачи:
ИКТ в обучении школьным дисциплинам.
Информатизация образовательного процесса: проведение уроков по различным предметам с использованием мобильного компьютерного класса, преподавание предметов в кабинетах, оснащенной компьютерной техникой; использование уроков информатики для закрепления знаний по другим предметам; организация компьютерного тестирования учащихся, проектная деятельность учащихся.
ИКТ в управлении образованием.
Информатизация внеклассной работы: подготовка материалов для школьного сайта; работа кружка юных журналистов и студии компьютерного творчества; проведение мультимедиаконференций; выпуск школьной электронной газеты.
- создание и наполнение школьного информационного ресурса: публикация в локальной сети и на сайте школы теоретических материалов и практических результатов деятельности учащихся и учителей; организация школьной медиатеки.
- автоматизация управления школой:
- переход от решения традиционных задач к задачам оптимизации управления школой; автоматизация обработки данных медико-психологической службы, информационное взаимодействие с управляющими структурами.
Формирование информационной культуры педагога.
В XXI веке “цифровые среды суть естественные среды для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность для веков предыдущих”.
Представляется, что сейчас уже идет процесс формирования информационной культуры педагога, в котором можно выделить пять уровней:
Уровень первый - высокий старт. Использование компьютера в качестве “пишущей машинки с памятью”.
Уровень второй - открытие возможностей. Именно на этом этапе учитель начинает привлекать своих учеников к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Уровень третий - на пути к творчеству. Учитель начинает овладевать технологиями “созидания”: ему становятся доступными основные элементы
программ MS Power Point, MS FrontPage, MS Publisher.
Уровень четвертый - первые уроки. Постепенно из внешкольной жизни новые информационные технологии начинают проникать и на “его величество урок”.
Уровень пятый - поиски системы. Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют ему новые информационные технологии.
Дистанционные образовательные технологии: проблемы и решения.
Для обучения учителей ИКТ целесообразно использовать любые возможности: от индивидуальных консультаций на базе кабинета информатики до профессионально и качественно организованной системы курсов Федерации Интернет Образования и др., в том числе дистанционную форму обучения.
Характерными чертами дистанционной технологии являются: гибкость, модульность, параллельность, экономичность и др.
Проблемы: на начальном этапе - полное отрицание со стороны коллег, на середине - скептическая заинтересованность и, наконец, профессиональное освоение.
Решения: освоение начальных навыков ИКТ, внедрение их в учебный процесс, профессиональный рост.
Творческая исследовательская деятельность педагогов и учащихся.
Хочется обозначить лишь основные моменты творчества и сотрудничества учителя и ученика:
- проектная работа учителя и ученика;
- публикации учителей, администрации в прессе;
- участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях;
- создание Портфолио ученика и учителя;
- участие в дистанционном обучении и применение его в образовательном процессе.
Творческая деятельность способствует осознанию значимости работы каждого учителя и ученика, а также оказывает положительное влияние на весь коллектив.
На основании всего выше изложенного можно сделать следующие выводы:
- информационные коммуникационные технологии дают наибольший эффект лишь в сочетании с передовыми педагогическими технологиями;
- при создании единого информационного пространства школы решающим остается педагогический аспект;
- совместная деятельность педагогов и учеников на общем информационном поле позволяет реализовывать идеи педагогики сотрудничества;
- главной проблемой является изменение места роли учителя в современном учебном процессе.