Цели урока:
- дидактические:
- закрепить знания приемов устного и письменного сложения и вычитания двузначных чисел и умения проверять правильность вычислений;
- закрепить навык решения уравнений всех типов;
- закрепить умения решать задачи в 2 действия на нахождение неизвестного слагаемого, на разностное сравнение, умения составлять обратные задачи;
- повторить геометрический материал;
- развивающие:
- развитие творческих способностей, умения мыслить логически грамотно, памяти;
- развитие математической грамотной речи;
- воспитательные:
- воспитание интереса к математике;
- воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.
Оборудование:
Красная книга Саратовской области. Лото “Геометрическая фигура”. Поощрительные медали “Красная книга”. Иллюстративный материал (прикрепляется на доску магнитами по мере необходимости, показывается мультимедийными средствами). Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия (DVD).
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, садитесь! Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
- Вспомним правила посадки.
- Запишите число и тему урока.
Цель урока (Постановка учебной задачи)
- Сегодня мы совершим путешествие в природу, познакомимся с редкими растениями и животными, а поможет нам умение решать примеры, задачи, уравнения с двузначными числами.
Математический диктант
- Уменьшаемое 50, вычитаемое 38. Вычислите разность.
- На сколько 78 > 60?
- Какое число прибавили к 21 и получили 22?
- Увеличьте 10 на 9.
- Вычислите разность чисел 81 и 66.
- На сколько 32 < 33?
- 1-е слагаемое 19, 2-е слагаемое 14. Вычислите сумму.
- Сколько нужно вычесть из 47, чтобы получилось 35?
- От 61 отнять 46.
- Уменьшите 92 на 82.
- К какому числу прибавили 32 и получили 36?
- На сколько нужно уменьшить 70, чтобы получилось 69?
Индивидуальные задания
Выполняются на доске 2-мя учащимися во время математического диктанта.
Задание 1.
1. Из 1-го ряда чисел выбери наибольшее число. 2. Из 2-го ряда чисел выбери наименьшее число. 3. Из 3-го ряда чисел выбери ни наименьшее и ни наибольшее число. 4. Найди сумму чисел. |
Задание 2.
Проверка математического диктанта и индивидуальных заданий
Проверка математического диктанта
- В ответах математического диктанта зашифрованы слова. Чтобы их расшифровать, нам поможет алфавит русского языка <Приложение 1>. Каждый ответ соответствует порядковому номеру буквы в алфавите. Выпишите буквы в строчку.
- Что у вас получилось? Проверяем <Приложение 2>.
- Если получилось словосочетание “Красная книга”, ставите себе за диктант “5”.
- На какие 2 группы можно разделить числа математического диктанта?
на четные / нечетные;
на 2-значные / 1-значные;
на круглые / некруглые;
- Для чего нужна Красная книга?
Проверка задания 1.
1.
42 + 25 + 28 = 95 см |
- 95 см – высота Касатика Сибирского <Рисунок 1>
2.
- 17 см – высота Венерина башмачка <Рисунок 2>, зацветает на 17 год.
Физминутка для глаз
Решение примеров
- В какое время года появляются первые цветы?
- Если вы правильно решите примеры, соедините ответы линиями, то получатся цветы, занесенные в Красную книгу. Узнайте эти цветы.
Каждый ряд получает рисунок с точками и карточку с примерами.
Каждый ученик решает по 2 примера и последовательно соединяет точки на рисунке своего ряда.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд | |
1-й ученик | 28 + 19 = 95 – 75 = |
50 – 18 = 46 + 29 = |
52 + 18 = 85 – 36 = |
2-й ученик | 48 + 37 = 66 – 47 = |
90 – 63 = 64 + 16 = |
50 – 34 = 23 + 45 = |
3-й ученик | 22 + 38 = 73 – 55 = |
73 – 29 = 38 + 18 = |
34 + 24 = 48 – 22 = |
4-й ученик | 95 – 34 = 62 + 28 = |
36 – 17 = 45 + 36 = |
36 + 27 = 80 – 56 = |
5-й ученик | 54 + 13 = 70 – 36 = |
82 – 45 = 21 + 69 = |
65 + 19 = 75 – 39 = |
6-й ученик | 57 + 29 = 61 – 18 = |
65 – 51 = 23 + 42 = |
82 – 27 = 41 + 31 = |
7-й ученик | 39 + 13 = 83 – 63 = |
33 + 38 = 57 – 25 = |
91 – 44 = 35 + 35 = |
Проверка решения примеров
- Какой цветок нарисовал 1-й ряд? <Приложение 3> Как он называется? <Приложение 4>
- Какой цветок нарисовал 2-й ряд? <Приложение 5> Как он называется? <Приложение 6>
- Какой цветок нарисовал 3-й ряд? <Приложение 7> Как он называется? <Приложение 8>
- Почему нужно охранять эти растения?
Решение уравнений с комментированием
- К нашим цветам подлетели насекомые, занесенные в Красную книгу. Когда решите уравнение, то узнаете, какое насекомое се'ло на Пролеску, Тюльпан Шренка или Колокольчик. <Приложение 9>
Работа с классом:
1-е уравнение
- Как найти неизвестное вычитаемое? - 32 мм – размах крыльев бабочки Голубянка Пилаон. <Приложение10> |
2-е уравнение
- Как найти неизвестное уменьшаемое? - 70 мм – длина тела Жука-оленя. <Приложение11> |
Индивидуально:
- Как найти неизвестное слагаемое? - 20 мм – длина ноги стрекозы Дозорщик-повелитель. <Приложение12> |
- Почему нужно охранять этих насекомых?
- Как вы думаете, на какой цветок села Бабочка? Стрекоза? Жук? <Приложение13>
- Посмотрим видеофрагменты о жизни этих насекомых. (Просмотр видеоприложений энциклопедии животных)
Физминутка
Утром рано поднимаясь,
Потянитесь, распрямитесь,
Руки шире разведите,
Вы их в крылья превратите!
Полетели, полетели
И до Волги долетели,
Вы на реку поглядите,
Головою покрутите,
Покрутите, повертитесь,
А теперь вы приземлитесь.
Решение задач
- Волга славится рыбой, которая водится в ней. Это севрюга и стерлядь. Даже на гербе Саратова изображены три стерляди. <Рисунок 3>
- Решив задачу, мы узнаем, какая рыба крупнее.
- Составьте обратные задачи к данной. Решите их самостоятельно по вариантам. <Приложение14>
- Почему нужно охранять этих рыб?
Физминутка
Работа с геометрическим материалом (лото)
- Около воды, не более 40 км от нее, обитает птица орлан белохвостый. Это хищник, который питается рыбой.
- Соберите геометрическую фигуру из 3-х частей.
- Как она называется?
- Посмотрите на геометрические фигуры и догадайтесь, как соотносятся числа. <Приложение 15>
- Найдите третье число в вашей фигуре по той же закономерности.
Каждая пара учеников раскладывает комплекты лото “Геометрическая фигура”.
1 вариант
2 вариант
Проверка выполнения задания <Приложение 16>
- 78 см – длина тела орлана; 25 дм – размах крыльев орлана
- Переверните карточки лото и увидите его самого.
Если фигуры составлены верно, то на обратной стороне карточек лото получаются картинки орлана белохвостого <Рисунок4>, <Рисунок5>.
- Почему важно охранять эту птицу?
Итог урока
- Подошло к концу наше путешествие по Красной книге. Что вам особенно понравилось, запомнилось?
- Чем занимались на уроке?
Домашнее задание
Примеры, задача.
Выставление отметок и поощрение учеников
В течение всего урока работа и ответы учеников оценивались отметками и поощрительными медальками. <Рисунок 6>