Цель мероприятия: обобщение знаний по разделу, применение знаний и умений в новой нестандартной ситуации и организация коллективной деятельности.
Подготовительный этап. Заранее определяются сроки проведения, тема. Классам предлагается список литературы и название домашних конкурсов или конкурсов, требующих географических знаний (номенклатуры). Старшеклассники подключаются для роли ведущих, а учащиеся 7-х классов для оформления. Можно заранее объявить конкурс вопросов и часть включить в задания.
Ход мероприятия
1 ведущий: Внимание! Внимание! Начинаем наш КВН по теме “Африка далёкая и близкая”.
2 ведущий:
Сегодня меж командами сраженье,
Но пусть обид не будет среди вас.
Ведь победитель или побеждённый
Сегодня станет кто-то среди вас.
1 ведущий:
Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажете находчивость свою.
Уменье, знанье и веселье
Поможет вам сыграть вничью!
2 ведущий: В КВНе участвуют команды: “Сафари”, “Виктория”, “Тумба - Юмба”.
1 ведущий: Игру судят наше уважаемое жюри. (Идёт представление жюри).
2 ведущий: Итак, звучат там-тамы, мы начинаем первый конкурс – “ВИЗИТКА”. Команды представляются. За приветствие 5 баллов, за эмблему – 3 балла.
1 ведущий: Второй конкурс – “РАЗМИНКА”. Командам по очереди задаются по 3 вопроса, через 30 сек, звучит ответ и команда получает 1 балл. Если нет ответа, то выслушиваются ответы других команд – и тогда 0,5 балла присуждается той команде, которая ответила правильно. Если команды не справляются, то можно узнать ответ у болельщиков и тогда правильный ответ оценивается в 1 жетон. ( Вопросы вытягиваются членами команды, а ведущие зачитывают их вслух).
Вопросы для разминки | Ответы |
1. Где живут пигмеи? | В лесах центральной Африки. |
2. Недра, какой части Африки богаты золотом, платиной алмазами? | Недра южной Африки. |
3. Назовите самый крупный полуостров Африки. | П-ов Сомали. |
4. Где обитают лемуры? | На Мадагаскаре. |
5. Как называются влажные многоярусные леса? | Гилеи. |
6. Где в течение всего года высокая температура, характерная не только для Африки, но и для всего земного шара? | В Сахаре, Триполи. |
7. Где произрастает финиковая пальма? | В оазисах пустыни Сахара. |
8. У какого растения Африки цветки красные, а над листьями развиваются шишки до 30 см длиной? | У вельвичии |
9. Где живут бушмены и банту? | В южной Африке. |
10. в каком климатическом поясе произрастают жестколистные леса и кустарники? | В субтропиках Африки. |
11. Назовите крупный остров у берегов Африки. | Мадагаскар. |
12. Что такое вади? | Это сухие русла рек в Сахаре. |
13. Где растут оливковые рощи? | В субтропиках северной Африки. |
14. Где находится “страна Великих озёр и Великих разломов”? | В восточной Африке. |
15. В какой природной зоне в течение всего года, как в парной, жарко и влажно? | В гилее |
16. Для какого климата характерны такие черты: весь год дуют пассаты, господствует сухая воздушная масса? | Для континентального тропического. |
2 ведущий: Попросим жюри объявить результаты визитки, первого и второго конкурсов.
1 ведущий: Объявляется третий конкурс – “НЕГРАМОТНОЕ ПИСЬМО”. За две минуты команды должны найти 6 ошибок и объяснить их. Можно получить 6 баллов (0,5 – за нахождение ошибки и 0,5 за объяснение). Болельщики могут добавить 1 балл своей команде, за активную поддержку во время визитки.
“Северная часть Африки находится в непосредственной близости от другого континента Европы. Поэтому в отличие от центральных частей Африки, изученных только в середине 19 века, её север был известен европейцам ещё более 2 тыс. лет назад. Этому благоприятствовали хорошие условия плавания по Средиземному морю. Уже тогда на Севере Африки были крупные города.
Рельеф Африки в основном однороден – это равнина. Исключение составляют древние Атласские горы на северо-востоке и небольшое нагорье Тибести на юге. Значительная часть Африки располагается на древнем кристаллическом фундаменте, поэтому на севере преобладают метаморфические горные породы: фосфориты, нефть, газ и др.
На востоке Северной Африки в Средиземное море впадает самая полноводная река континента – Нил, берущая начало из озера Виктория.
В Северной Африке выделяются две природные зоны: жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников на побережье и пустынная в тропической части этого региона”.
Примечание: для проверки жюри ниже приводится текст с исправлениями и пояснениями.
“Северная часть Африки находится в непосредственной близости от другого континента Европы
(континент Евразия). Поэтому в отличие от центральных частей Африки, изученных только в середине 19 века, её север был известен европейцам ещё более 2 тыс. лет назад. Этому благоприятствовали хорошие условия плавания по Средиземному морю. Уже тогда на Севере Африки были крупные города.
Рельеф Африки в основном однороден – это равнина (в рельефе выделяют две части: ровную – северо-западную и гористую – юго-восточную). Исключение составляют древние Атласские горы на северо-востоке (молодые горы на северо-западе) и небольшое нагорье Тибести на юге. Значительная часть Африки располагается на древнем кристаллическом фундаменте, поэтому на севере преобладают метаморфические горные породы (осадочные полезные ископаемые): фосфориты, нефть, газ и др.
На востоке Северной Африки в Средиземное море впадает самая полноводная река континента – Нил (самая полноводная – река Конго), берущая начало из озера Виктория (Нил образован при слиянии двух рек Голубой Нил и Белый Нил).
В Северной Африке выделяются две природные зоны: жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников на побережье и пустынная в тропической части этого региона”.
2 ведущий: Пока команды исправляют письмо, у болельщиков есть шанс заработать жетоны.
1 ведущий: объявляется конкурс “Кто такой? Что такое?”
Намиб - пустыня на юго-западном побережье Африки,
Чад – озеро,
Окапи – жираф,
Атлас – горы,
Баобаб – древесное растение,
Асуан – город, плотина,
Зулус – житель ,
Конго – река, котловина,
Вади – пересыхающее русло реки,
Батат – сладкий картофель,
Манго – плод с сочной мякотью,
Пигмей – самый низкий житель центральной Африки,
Килиманджаро – вулканическая гора, самая высокая вершина,
Нигер – река,
Вельвичия – растение в пустыни, похожее на большой цветок,
Туарег – житель Сахары, скотовод,
Ньяса – озеро,
Ливингстон – исследователь Африки,
Виктория – водопад на реке Замбези, озеро,
Ахаггар – нагорье в северной Африки,
Сейба – древесное растение,
Гепард – хищное животное.
2 ведущий: Жюри огласит результаты третьего конкурса , а мы продолжаем. Четвёртый конкурс – “ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРИРОДНЫМ ЗОНАМ”. Вслушайтесь в звуки Африки и через минуту определите, какие животные и в какой природной зоне могут издавать такие звуки? На аудиокассете предлагаются звуки влажных лесов континента, поэтому если команды называют природную зону и хотя бы 5 животных, то зарабатывают 2 балла.
1 ведущий: Пожалуйста, представители жюри назовите результаты предыдущих конкурсов и общий счёт. А мы начинаем пятый конкурс – “ЗНАТОКИ АФРИКИ”. К карте приглашаются по два человека от команды для нахождения географических объектов. За каждый правильно показанный объект командам присуждается по 0,5 балла. А пока участники вслушиваются в звуки Африки, болельщики получают задание сочинить “кричалку” в поддержку командам.
Пустыня Намиб Мыс Альмади Река Конго Драконовы горы Суэцкий канал Озеро Ньяса Вулкан Килиманджаро Город Алжир Мозамбикский пролив Средиземное море |
Пустыня Калахари Озеро Виктория Восточно-Африканское плоскогорье Вулкан Камерун Мыс Игольный Гвинейский залив Полуостров Сомали Город Претория Остров Мадагаскар Река Нил |
Река Замбези Озеро Чад Горы Атлас Водопад Виктория Гора Кения Город Каир Мыс Рас-Хафун Красное море Гибралтарский пролив Ливийская пустыня |
2 ведущий: Попросим жюри огласить баллы за последний конкурс и общий счёт за пять конкурсов.
1 ведущий: начинаем шестой конкурс – “ЗАГАДОЧНЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ”. На доске прикреплены фотографии растений и животных, или спроецированы через компьютер. Ведущие по очереди читают загадки, а команды после 30 секунд дают ответ.
Болельщики могут отвечать, если команда не дала правильный ответ и заработать жетон.
(Или по пять загадок раздаётся командам сразу и через 2,5 минуты собираются, а затем ведущие читают, а болельщики отвечают и зарабатывают жетоны).
Примечание: этот конкурс можно провести в виде географического лото. Командам раздаются карточки с загадками, помещёнными в таблице и отдельно картинки с растениями и животными малого формата. Участники закрывают загадки картинками. И сдают в жюри. У жюри соответственно должен быть эталон. Примеры иллюстраций в приложении.
1.
|
6.
|
11.
|
2.
|
7.
|
12.
|
3.
|
8.
|
13.
|
4.
|
9.
|
14.
|
5.
|
10.
|
15.
|
Ответы на загадки:
Гиена | Страус | Носорог |
Птица-секретарь | Фенёк | Фламинго |
Вельвичия | Зонтичная акация | Пробковый дуб |
Зебра | Финиковая пальма | Слон |
Баобаб | Лемур | Алоэ |
2 ведущий: Для седьмого конкурса вам понадобится написать книгу, потому что этот конкурс – “КНИГА РЕКОРДОВ”. Команды за 2 минуты должны вспомнить и записать рекорды Африки. У кого будет больше, тот получит 3 балла, за второе место – 2 балла, за третье – 1 балл.
(Примеры: Самый жаркий материк. Самая большая пустыня – Сахара. Самая протяжённая река – Нил. И т. д.).
1 ведущий: Слово жюри о прошедших конкурсах и результаты. А мы приглашаем на бой капитанов. Восьмой конкурс – “АССОЦИАЦИИ”. Капитанам выдаются карточки со словами: “ОАЗИС”, “ВАДИ”, “САМУМ”. За 30 секунд капитаны записывают свои четыре ассоциации, связанные с этим словом. Затем такое же слово даётся командам. Сколько совпадений у капитана и его команды столько баллов команда и зарабатывает.
(Примеры. Пустыня, вода, жизнь, пальма – оазис. Песок, ветер, жажда, смерть – самум. Жара, конец, жажда, русло – вади.)
2 ведущий: И последний девятый конкурс – “НАЙДИ И ЗАПИШИ”. Из названия африканского острова МАДАКАСКАР нужно составить как можно больше маленьких слов. Болельщики могут тоже участвовать. Если у болельщиков будут слова не встречающиеся у команд, или очень много, то они получают жетоны.
(Примеры: рак, кара, каскад, каска, мак, дар, маска, сад, раса, да, и т.д.).
1 ведущий: Это был последний конкурс пока жюри подводит итоги, болельщики сдают жетоны и получают дипломы за участие в конкурсе болельщиков (САМОМУ АКИТИВНОМУ БОЛЕЛЬЩИКУ).
Жюри объявляет результаты и вручает грамоты “ЗНАТОКАМ АФРИКИ”.
2 ведущий:
Как прекрасен КВН,
Много споров и проблем
1 ведущий:
И давайте мы, друзья,
Ссориться не будем зря –
1 и 2 ведущий:
И на новый КВН
Соберёмся без проблем.
Подведение итогов. Поблагодарить всех участников и провести анкету:
- Что нового узнали?
- Понравился КВН или нет?
- Что бы вы добавили к следующему КВНу?
Литература:
- Баглаева Н.И. Географический КВН в школе. Новосибирск, НГПУ, 1992.
- Елисеева Р.М. География материков и океанов. 7 класс. Практическое пособие. –М.: “Издат-школа”, 1997.
- Козловский Е.Г., Разумовская О.К. Весёлая география. Викторины, ребусы, кроссворды. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
- Страны и народы. Научно-популярное географоэтнографическое изд. В 20 томах. – М.: Мысль.
- Письмо с ошибками предлагалось для районной олимпиады для учащихся 10-х классов в городе Новосибирске в 1998 -99 учебном году.
- Загадки придуманы автором статьи (Ващенко С.В).