Требования государственного стандарта:
- закрепление практических умений и навыков вычисления процентов;
- развитие познавательного интереса к вычислению процентов;
- расширение знаний об использовании процентов, воспитание средствами математики познавательной активности в различных областях жизни;
- выработка с помощью вычислений умений использовать проценты для повседневных нужд.
Тип урока: формирование умений и навыков.
Оборудование урока:
- мультимедиа проектор,
- экран,
- компьютер (ноутбук),
- презентация,
- раздаточный материал с классными и домашними заданиями, таблицами.
Ход урока
I. Подготовительный этап
Провести фронтальную беседу. Что изучалось на прошлых уроках? Какие важные задачи решаются с помощью процентов? Как найти процент от числа? Как найти число по значению его процента?
II. Устный счет (с использованием презентации: файл Приложение1)
Вычисление процентов:
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Как найти процент от числа?
Слайд №7
Записываем формулу в тетрадях.
Слайд №8
Как найти число по значению его процента?
Слайд №9
Записываем формулу в тетрадях.
Итак, для того чтобы найти процент от числа, нужно:
- процент выразить в виде дроби;
- умножить число на полученную дробь.
Для того чтобы найти число по значению его процента, нужно:
- процент выразить в виде дроби;
- разделить значение процента на полученную дробь.
III. Решение задач.
Задача 1.
В России 150 миллионов жителей. 70% всех жителей – городское население. Из них 23% – дети до 16 лет. Сколько детей до 16 лет среди городского населения?
Слайд №10 ;
Слайд №11
Задача 3.
Вкладчик открыл в банке счет. Через год на его счету было 360000 руб., что составило 120% от суммы, которую он внес первоначально. Сколько рублей внес вкладчик при открытии счета? Слайд № 12
IV. Самостоятельная работа в группах
Задача 2.
В библиотеке 98000 книг. Книги на русском языке составляют 78% всех книг, из них 5% – учебники. Сколько учебников на русском языке в библиотеке?
Задача 4.
В коробке лежали лампочки, 4 из них разбились. Разбитые лампочки составили 2% от числа всех лампочек. Сколько всего лампочек в коробке?
V. Введение понятия “простой процентный рост”.
Задача 5.
Банк выплачивает вкладчикам каждый месяц 2% от внесенной суммы. Клиент сделал вклад в размере 500 рублей. Какая сумма будет на его счете через 1 месяц, 2 месяца, полгода, год?
Слайд № 13
Вывести вместе с учащимися формулу простого процентного роста. Записать формулу в тетрадях с экрана.
Слайд № 14
Формулу простого процентного убывания записать самой тоже под запись в тетрадях.
Слайд № 15
V. Отработка формулы простого процентного роста.
Решение задачи № 6 , устно, с экрана.
Слайд № 16
VI. Самостоятельная работа.
Решение задач №№ 7 и 8 в парах.
Задача 7.
Начальная сумма составляет 500 руб. и увеличивается ежемесячно на 10%. Какой будет эта сумма через 4 месяца, 9 месяцев, 1 год, 3 года? Слайд № 17
Задача 8.
Начальная сумма составляет 500 руб. и уменьшается ежемесячно на 10%. Какой будет эта сумма через 2 месяца, 5 месяцев, 1 год?
VII. Подведение итогов урока
Итак, что нового узнали мы сегодня на уроке? Еще раз продемонстрировать слайды №№ 7, 9, 14, 15.
VIII. Домашнее задание Слайд № 18
Задача 1.
Дан квадрат клеток построить фигуру площадь, которой составляет: а) 4%; б) 80%; в) 120% от площади квадрата.
Задача 2.
Из молока получается 22% сливок, из сливок получается 18% масла. Сколько масла получается из 10 кг. молока?
Задача 3.
В первый час работы продавец продал 40 кг яблок. Это составило 16% от первоначального количества. Сколько килограммов яблок было у продавца первоначально?
IX. Задания для работы в классе
Задача 1.
В России 150 миллионов жителей. 70% всех жителей – городское население. Из них 23% – дети до 16 лет. Сколько детей до 16 лет среди городского населения?
Задача 2.
В библиотеке 98000 книг. Книги на русском языке составляют 78% всех книг, из них 5% – учебники. Сколько учебников на русском языке в библиотеке?
Задача 3.
Вкладчик открыл в банке счет. Через год на его счету было 360000 руб., что составило 120% от суммы, которую он внес первоначально. Сколько рублей внес вкладчик при открытии счета?
Задача 4.
В коробке лежали лампочки, 4 из них разбились. Разбитые лампочки составили 2% от числа всех лампочек. Сколько всего лампочек в коробке?
Задача 5.
Банк выплачивает вкладчикам каждый месяц 2% от внесенной суммы. Клиент сделал вклад в размере 500 рублей. Какая сумма будет на его счете через 1 месяц, 2 месяца, полгода, год?
Задача 6.
Начальная сумма по вкладу составляет 20 тыс. руб. и ежемесячно увеличивается на 50 %. Какая из перечисленных ниже формул соответствует данному условию:
1) | 2) |
3) | 4) |
Задача 7.
Начальная сумма составляет 500 руб. и увеличивается ежемесячно на 10%. Какой будет эта сумма через 4 месяца, 9 месяцев, 1 год, 3 года?
Задача 8.
Начальная сумма составляет 500 руб. и уменьшается ежемесячно на 10%. Какой будет эта сумма через 2 месяца, 5 месяцев, 1 год?
X. Литература
- Математика 6, авторы: Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др.; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – Москва, “Дрофа”, 1998.
- Математика 6, авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, Москва, “Мнемозина”, 2005 г.
- Математика 6, авторы: Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон, Москва, “С-Инфо”, “Баланс”,1997 г.