Применение информационных технологий на уроке математики в 6-м классе по теме "Проценты. Решение задач"

Разделы: Математика


Требования государственного стандарта:

  • закрепление практических умений и навыков вычисления процентов;
  • развитие познавательного интереса к вычислению процентов;
  • расширение знаний об использовании процентов, воспитание средствами математики познавательной активности в различных областях жизни;
  • выработка с помощью вычислений умений использовать проценты для повседневных нужд.

Тип урока: формирование умений и навыков.

Оборудование урока:

  • мультимедиа проектор,
  • экран,
  • компьютер (ноутбук),
  • презентация,
  • раздаточный материал с классными и домашними заданиями, таблицами.

Ход урока

I. Подготовительный этап

Провести фронтальную беседу. Что изучалось на прошлых уроках? Какие важные задачи решаются с помощью процентов? Как найти процент от числа? Как найти число по значению его процента?

II. Устный счет (с использованием презентации: файл Приложение1)

Вычисление процентов:

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Как найти процент от числа?

Слайд №7

Записываем формулу в тетрадях.

Слайд №8

Как найти число по значению его процента?

Слайд №9

Записываем формулу в тетрадях.

Итак, для того чтобы найти процент от числа, нужно:

  • процент выразить в виде дроби;
  • умножить число на полученную дробь.

Для того чтобы найти число по значению его процента, нужно:

  • процент выразить в виде дроби;
  • разделить значение процента на полученную дробь.

III. Решение задач.

Задача 1.

В России 150 миллионов жителей. 70% всех жителей – городское население. Из них 23% – дети до 16 лет. Сколько детей до 16 лет среди городского населения?

Слайд №10 ;

Слайд №11

Задача 3.

Вкладчик открыл в банке счет. Через год на его счету было 360000 руб., что составило 120% от суммы, которую он внес первоначально. Сколько рублей внес вкладчик при открытии счета? Слайд № 12

IV. Самостоятельная работа в группах

Задача 2.

В библиотеке 98000 книг. Книги на русском языке составляют 78% всех книг, из них 5% – учебники. Сколько учебников на русском языке в библиотеке?

Задача 4.

В коробке лежали лампочки, 4 из них разбились. Разбитые лампочки составили 2% от числа всех лампочек. Сколько всего лампочек в коробке?

V. Введение понятия “простой процентный рост”.

Задача 5.

Банк выплачивает вкладчикам каждый месяц 2% от внесенной суммы. Клиент сделал вклад в размере 500 рублей. Какая сумма будет на его счете через 1 месяц, 2 месяца, полгода, год?

Слайд № 13

Вывести вместе с учащимися формулу простого процентного роста. Записать формулу в тетрадях с экрана.

Слайд № 14

Формулу простого процентного убывания записать самой тоже под запись в тетрадях.

Слайд № 15

V. Отработка формулы простого процентного роста.

Решение задачи № 6 , устно, с экрана.

Слайд № 16

VI. Самостоятельная работа.

Решение задач №№ 7 и 8 в парах.

Задача 7.

Начальная сумма составляет 500 руб. и увеличивается ежемесячно на 10%. Какой будет эта сумма через 4 месяца, 9 месяцев, 1 год, 3 года? Слайд № 17

Задача 8.

Начальная сумма составляет 500 руб. и уменьшается ежемесячно на 10%. Какой будет эта сумма через 2 месяца, 5 месяцев, 1 год?

VII. Подведение итогов урока

Итак, что нового узнали мы сегодня на уроке? Еще раз продемонстрировать слайды №№ 7, 9, 14, 15.

VIII. Домашнее задание Слайд № 18

Задача 1.

Дан квадрат клеток построить фигуру площадь, которой составляет: а) 4%; б) 80%; в) 120% от площади квадрата.

Задача 2.

Из молока получается 22% сливок, из сливок получается 18% масла. Сколько масла получается из 10 кг. молока?

Задача 3.

В первый час работы продавец продал 40 кг яблок. Это составило 16% от первоначального количества. Сколько килограммов яблок было у продавца первоначально?

IX. Задания для работы в классе

Задача 1.

В России 150 миллионов жителей. 70% всех жителей – городское население. Из них 23% – дети до 16 лет. Сколько детей до 16 лет среди городского населения?

Задача 2.

В библиотеке 98000 книг. Книги на русском языке составляют 78% всех книг, из них 5% – учебники. Сколько учебников на русском языке в библиотеке?

Задача 3.

Вкладчик открыл в банке счет. Через год на его счету было 360000 руб., что составило 120% от суммы, которую он внес первоначально. Сколько рублей внес вкладчик при открытии счета?

Задача 4.

В коробке лежали лампочки, 4 из них разбились. Разбитые лампочки составили 2% от числа всех лампочек. Сколько всего лампочек в коробке?

Задача 5.

Банк выплачивает вкладчикам каждый месяц 2% от внесенной суммы. Клиент сделал вклад в размере 500 рублей. Какая сумма будет на его счете через 1 месяц, 2 месяца, полгода, год?

Задача 6.

Начальная сумма по вкладу составляет 20 тыс. руб. и ежемесячно увеличивается на 50 %. Какая из перечисленных ниже формул соответствует данному условию:

1) 2)
3) 4)

Задача 7.

Начальная сумма составляет 500 руб. и увеличивается ежемесячно на 10%. Какой будет эта сумма через 4 месяца, 9 месяцев, 1 год, 3 года?

Задача 8.

Начальная сумма составляет 500 руб. и уменьшается ежемесячно на 10%. Какой будет эта сумма через 2 месяца, 5 месяцев, 1 год?

X. Литература

  1. Математика 6, авторы:  Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др.; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – Москва, “Дрофа”, 1998.
  2. Математика 6, авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, Москва, “Мнемозина”, 2005 г.
  3. Математика 6, авторы: Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон, Москва, “С-Инфо”, “Баланс”,1997 г.