Цель: Знакомство учащихся с классификацией текстильных волокон, с технологией получения ткани.
Задачи:
- Развивать логическое мышление через работу с понятиями, пространственное воображение, коммуникативные умения, познавательный интерес к предмету.
- Воспитывать аккуратность, бережливость, целеустремленность.
- Научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Методы проведения занятия:
- Частично-поисковый
- Объяснительно-иллюстративный
- Практическое исследование
- Самостоятельная работа учащихся
Объект труда: волокна хлопка и льна, хлопчатобумажные и льняные ткани.
Межпредметные связи: история, природоведение.
Материально-техническое оснащение:
- ИКТ (слайдовая презентация). Приложение1.
- Коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей
- Коллекция “Волокна”
- Лупы
- Карточки-задания с практической работой № 2. Приложение 2.
- БСЭ, словари.
Основные понятия: швейное материаловедение, волокно, текстильное волокно, натуральные волокна, химические волокна, хлопчатник, хлопок, хлопчатобумажные ткани, гигроскопичность, лен, лен-долгунец, льняные ткани, пряжа, прядение, нить, ткань, основа, уток, лицевая сторона ткани, ткацкое переплетение, полотняное переплетение.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ (2 урока по 45 мин.)
№ п/п | Этапы занятия | Время (мин) |
I | Организационный момент | 2 |
II | Введение в тему “Швейное материаловедение” | 3 |
III | Изучение новой темы: Понятие о текстильных волокнах. Волокна хлопка и льна. | 20 |
IV | Закрепление и применение изученного. Практическая работа № 1. |
15 |
V | Изучение новой темы: Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве. | 20 |
VI | Закрепление изученного. Практическая работа № 2. | 10 |
VII | Применение полученных знаний | 7 |
VIII | Рефлексия урока. | 5 |
IX | Задание на дом | 3 |
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
- Проверка явки учащихся
- Проверка готовности к уроку
II. Введение в тему
Учитель: Тема сегодняшнего занятия называется “Швейное материаловедение”.(Слайд 1)
*Швейное материаловедение – это раздел технологии, который занимается изучением строения и свойств материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
- Прежде чем сшить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материала, из которых оно будет изготавливаться. (Слайд 2)
*Изделие – вещь, сделанная из чего-нибудь, товар. (Словарь Ушакова)
*Изделие - поделка, произведение, шедевр, создание, творение, продукт, фабрикат, детище. (Словарь синонимов)
- Когда мы говорим о свойствах чего-либо, что мы имеем в виду?
Мы имеем в виду характеристики, показатели.
*Свойства - характеристики, показатели чего-либо.
В данном случае нам необходимо знать характеристики и показатели материалов, из которых будут изготавливаться изделия.
От свойств материалов зависит внешний вид изделия, его конструкция, способы изготовления, правила эксплуатации.
Свойства материалов зависят от исходного сырья.(Слайд 2)
*Сырье - сырые материалы, предмет труда, претерпевший уже известное изменение под воздействием труда и подлежащий дальнейшей переработке (БСЭ).
III. Изучение новой темы “Понятие о текстильных волокнах. Волокна хлопка и льна”.
Упражнение.
- Из какого сырья сделана парта? (из древесины)
- Откуда берут древесину? (ее получают из
деревьев)
- Составьте логическую цепочку производства
парты.(Работа в парах)
ПАРТА (изделие) – ДРЕВЕСИНА (материал) – ДЕРЕВО (сырье)
Задание: Составьте логическую цепочку изготовления фартука на основе алгоритма: изделие-материал-сырье. (Работа в парах).
Ответ учащихся: (изделие) ФАРТУК – (материал) ТКАНЬ – (сырье) ?
Проблема: Неизвестно сырье, из которого изготовлены ткани.(Слайд 2)
- Как можно решить данную проблему? (Версии учащихся)
Для этого можно рассмотреть строение ткани.
Перед вами лежат образцы тканей, из которых можно сшить фартук. (Коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей).
Задание: Рассмотрите строение ткани через лупу и составьте логическую цепочку.
Ответ учащихся: ТКАНЬ (изделие) – НИТИ (материал) – ТОНКИЕ ВОЛОСКИ (сырье) (слайд 3)
- Что это за “тонкие волоски” и откуда они берутся?
Учитель: Исследовав ткани, вы пришли к выводу, что для ее производства необходимы нити, которые состоят из “тонких волосков”. В швейном материаловедении их называют волокнами.
*Волокно- это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.
В швейном материаловедении есть понятие *текстильные волокна – это волокна, которые используют для получения пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.(слайд 3)
- Из чего получают текстильные волокна?
Давайте рассмотрим классификацию текстильных волокон (слайд 4). В ее основе лежит происхождение (способ получения) волокон и их химический состав.
По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические.
*Натуральные волокна - это волокна, которые нам дает природа.
*Химические волокна - это волокна, которые получают химическим путем в заводских условиях.
С древнейших времен и до конца XIX века единственным сырьем для производства текстильных материалов служили натуральные волокна, которые получали из различных растений или шерсти животных.
Из волокон растительного происхождения наиболее известны хлопок и лен.
Далее учитель сообщает сведения о волокнах хлопка и льна, их свойствах в пределах учебника. (слайды 5, 6). Дает характеристику хлопчатобумажным и льняным тканям.
Сравнительная таблица свойств тканей из волокон хлопка и льна
Свойства тканей | Х/б ткани | Льняные ткани |
Прочность | средняя | прочная |
Сминаемость | средняя | больше, чем у х/б |
Осыпаемость | малая | больше, чем у х/б |
Гигроскопичность | высокая | чуть ниже, чем у х/б |
Усадка | дает усадку | дает усадку |
Горение | горит ровно, быстро, запах жженой бумаги | горит так же как х/б |
*Прочность – способность ткани противостоять нагрузке.
*Сминаемость – способность ткани образовывать при перегибах и давлении морщины и складки.
*Осыпаемость – способность нитей выпадать из открытых срезов, образуя бахрому.
*Гигроскопичность – способность волокон поглощать влагу из окружающей среды.
*Усадка – уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги.
IV. Закрепление и применение изученного
Учащиеся выполняют практическую работу №1 “Изучение волокон хлопка и льна” (слайд 7).
Оборудование: коллекция “Волокна”, лупы, учебник, рабочая тетрадь.
Вывод: Волокна хлопка и льна отличаются по внешнему виду и на ощупь. Хлопчатобумажные ткани отличаются от льняных по этим же признакам. Хлопчатобумажные ткани обладают теми же свойствами, что и волокна хлопка.
Льняные ткани обладают свойствами волокон льна.
V. Изучение новой темы “Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве”.
Учитель: Давайте вернемся к нашей логической цепочке (слайд 8)
Текстильные волокна – ( пряжа – нити) – ткань
Вспомните свои действия при исследовании ткани.
- Каким образом из волокон была получена нить?
(путем скручивания волокон).
- Каким образом была получена ткань? (путем
переплетения нитей)
Далее идет рассказ о получении нитей и ткани в пределах учебника (Слайды 9, 10,11,12,13, 14, 15).
*Пряжа - это тонкая длинная нить, полученная путем скручивания коротких волокон.
*Прядение – процесс получения пряжи путем скручивания коротких волокон.
*Ткань – материал (изделие), который изготавливают на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей.
*Ткачество – процесс получения ткани на ткацком станке.
*Нити основы – нити, идущие вдоль ткани.
*Нити утка – нити, идущие поперек ткани.
*Суровая ткань – ткань, снятая с ткацкого станка.
*Печатание (набивка) – процесс нанесения на ткань цветного рисунка.
*Готовая ткань – ткань, прошедшая отделку.
Признаки определения нити основы:
- По кромке.
- По степени растяжения – нить основы меньше тянется.
- Основная нить прямая, а уточная извитая.
Нити в ткани переплетаются в определенном порядке. Самый распространенный вид переплетения – это полотняное переплетение, где основные и уточные нити чередуются через одну. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани – ситец, бязь, батист, а также некоторые льняные ткани (Слайд 16) .
Ткань имеет лицевую и изнаночную сторону.
Признаки определения лицевой стороны ткани:
- На лицевой стороне ткани печатный рисунок более ярче, чем на изнаночной.
- На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более четкий.
- Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.
VI. Закрепление изученного.
Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу № 2 “Определение в ткани направления нитей основы и утка”. Приложение 2.
Вывод: Пряжу получают из волокон в процессе прядения. Ткани получают путем переплетения двух систем нитей – нитей основы и нитей утка. Готовые ткани имеют лицевую и изнаночную стороны. Направление нити основы можно определить по кромке, по степени растяжения, по виду нитей.
Свойства ткани зависят от свойств пряжи и свойств волокон.
VII. Применение полученных знаний.
Учащимся предлагаются образцы тканей.
- Дайте характеристику ткани.
- Какие изделия можно сшить из этой ткани?
VIII. Рефлексия урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Удалось ли нам решить выявленную проблему?
- Что понравилось и что не понравилось на уроке?
IX. Задание на дом.
- §§ 1,2 (ответить на вопросы к параграфам).
- Закончить практическую работу № 2.
- Выполнить из бумаги макет полотняного переплетения.
- Повторить основные понятия.
Список литературы:
- Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся5 класса общеобразовательных учреждений./ Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: “Вентана-Граф”, 2000.
- Домоводство и обучающий труд: Учеб.пособие для учащихся 5-х кл./ Сост. А.П.Тарасова/ Дизайн обл. А.С.Андреев. – СПб.: “МиМ-Экспресс”, 1996.
- Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1983.
- http://www.teksika.com/