Внеклассное занятие "Битва пиратов" по математике с элементами урока по окружающему миру в форме игры на обобщение и повторение материала за 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3


Цели:

  • повысить интерес к знаниям по математике, окружающему миру, культуру умственного труда;
  • проявить самостоятельность, стремление к сотрудничеству в процессе выполнения разноуровневых заданий;
  • повторить изученные ранее темы по этим предметам, установить между ними связь.

Задачи:

  • формировать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
  • развивать логическое мышление учеников, воображение, внимание, математическую зоркость, вычислительные навыки;
  • развивать коммуникативные навыки учащихся, способность работать в команде, быстро переключать внимание с одной темы на другую;
  • формировать адекватную самооценку;
  • формировать умение работать самостоятельно, осуществлять самоконтроль.
  • воспитывать культуру общения.

Оборудование:

(плакаты с заданиями, карточки с анаграммами, награда победителю в виде “золотых монет”)

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, дети. Надеюсь, сегодня у вас хорошее настроение, потому что вам придется сегодня изрядно потрудиться! Но если настроение у кого-нибудь из вас сегодня по какой-то причине не очень хорошее – не беда! Я думаю, что в процессе урока вам станет весело, и вы перестанете грустить. Итак, садитесь за парты, и мы начнем.

II. Объявление названия и правил игры

Сегодняшний урок будет необычным, на нем вам придется проявить себя как можно лучше, показать все свои знания. А называться он будет “Битва пиратов”. Сейчас вы разделитесь на две пиратские команды, у которой будет свой капитан и корабль, название которому вы должны придумать сами.

(Образовавшиеся команды рассаживаются на два разных ряда – “корабля”, причем парты должны быть составлены таким образом, чтобы получалось два длинных стола; можно организовать “строительство кораблей” – дети вместе с учителем составляют парты так, как это необходимо).

Итак у нас теперь есть две команды (команда 1) и (команда 2) и известны их капитаны (капитан 1) и (капитан2). Сейчас вы отправитесь в захватывающее приключение по морям за пиратскими сокровищами. Приключение это будет полно сложных испытаний, которые вам надо будет преодолеть. Учтите, если вы не справитесь с каким-либо заданием, вас могут схватить в плен! Тогда вам придется выручать попавшего в плен товарища, а для этого надо будет проходить дополнительное испытание, так что будьте предельно внимательны, чтобы не допустить ошибок. Главная ваша задача – попасть на остров сокровищ с меньшим количеством выбывших из “боя” пиратов и штрафных очков. Потому что на этом острове вы будете сражаться за сокровище в знаниях и умениях. Победит та команда, которая проявит себя лучше другой! Итак, садимся на корабли и начинаем грести веслами, чтобы наши пиратские судна отправились в новое захватывающее приключение!

III. Первый тур

Вот, мы подплыли к первому острову, он называется Ямайка. Кто знает, какой стране принадлежит этот остров? А какое море омывает его берега? Этот остров принадлежит Америке и омывает его Карибское море. Рядом с этим островом наши корабли сели на мель и не могут сдвинуться с места! Чтобы преодолеть эту преграду надо все точно рассчитать и ни в коем случае не ошибиться! Каждый из вас сейчас поможет вытащить команду из этой передряги и первым будет капитан. Сейчас вы все должны встать у своих мест. На доске изображены два больших выражения - один для (команды 1), а другой для (команды 2). Эти выражения нужно решать по действиям, и по моей команде вы по очереди будете выходить к доске, определять, какое из действий нужно выполнить в первую очередь, записывать его номер и ответ. Если вдруг один из пиратов неверно выполнит задание, а следующий за ним заметит это, он может, а точнее должен устранить ошибку товарища. Каждый пират за один поход может выполнить только одно действие. Всем понятны правила? Приготовились, приступаем!

(На доске предварительно были написаны - или вывешены на плакате - большие выражения, с расчетом одно действие на человека; до начала конкурса они остаются закрытыми). Данное задание оценивается максимальным количеством очков - 14. За каждую ошибку снимается 1 очко.

25:((19-12)·2-(5+4)) + ((60-56) ·10+4· (28-14):7+12) - 13=? (12)

40:((21·2-30):2-(27:9)) + ((88-33):5+17):4 - 56:(18-11)=? (9)

Молодцы ребята! Вы прекрасно справились с этим заданием! Плывем дальше.

(Если одна из команд или обе допускают ошибку, учитель говорит им об этом, они должны исправить ее самостоятельно или с помощью учителя; затем команда переходит в следующий тур, но со штрафным очком).

IV. Второй тур

Плывем мы с вами ребята уже достаточно долго, поэтому самый главный продукт, который необходим в открытом море у нас заканчивается. Как вы думаете, что это? Для пополнения запасов пресной воды мы высаживаемся на острове Гаити. Он оказывается необитаем, здесь живут только дикие звери. Но ведь не все звери опасны, скажите, кто опаснее для человека хищники или травоядные? А могут ли травоядные животные представлять опасность для человека? Какие? Почему? Молодцы. Теперь капитаны наших команд должны взвалить ответственность за команду на свои бесстрашные плечи, вам предстоит пройти это испытание в одиночку. Если вам не удастся выполнить задание, то вас или одного из членов команды может “схватить” дикий зверь, тогда всей командой вам придется спасать его! Будьте внимательны! Итак, суть этого испытания заключается в том, чтобы угадать, какое из животных зашифровано на карточке, написать правильное его название и разобраться кто из них хищник, а кто травоядное!

(Капитаны выходят к доске, где получают от учителя несколько карточек с анаграммами, правильные ответы записывают на доску в два столбика, затем отдают карточки учителю)

Вперед!

Молодцы капитаны, вы не подвели свою команду!

(В случае если капитан допускает ошибку, команда должна рассказать о животном, в названии которого капитан допустил ошибку как можно больше, тогда капитан возвращается в игру; максимальное число очков за конкурс – 6, очки могут не сниматься, если команда спасла капитана, в противном случае снимается 1 очко за одну неправильно разгаданную анаграмму).

V. Третий тур

Теперь на наших суднах закончилась пища. Вам нужно снова высадиться на каком-нибудь ближайшем острове, чтобы пополнить запасы. И ближайшим островом оказывается Куба. Но на Кубе, оказывается, живут злобные туземцы, и они грозятся либо захватить нас в плен, либо продать в рабство соседним государствам! Они задали нам задание, если вы сможете изловчиться и ответить на него правильно, вам удастся избежать и того и другого. Вот что сказал нам их вождь:

- Вы попали на запретную территорию! Теперь вы в нашей власти! Вам не удастся сбежать! Вы можете сказать что-нибудь, чтобы спасти себя и ваших друзей, но все, что вы скажете, будет использовано только против вас! Если ваше высказывание будет истинным, вы отправитесь в тюрьму, а если – ложным, то вам не миновать рабства! Говорите же!

(правильным будет ответить “мы попадем в рабство”; каждая команда совещается и записывает свой ответ, а затем передает его учителю).

Молодцы ребята! Вы перехитрили туземцев и за это они дали вам еды и отпустили. Продолжаем наше путешествие!

(Если команда не справляется с заданием, то одному из участников приходится жертвовать собой, чтобы остальная команда спаслась; этому ученику дается шанс спастись из рабства или из тюрьмы в виде задания на логику, предлагается два варианта, в зависимости от вида наказания:

На пиратском судне стоял ящик с 15-ю кг апельсинов. Ночью прошла сильная буря, и две трети этих апельсинов выпало за борт. Сколько апельсинов осталось в ящике? (5 кг)

Для строительства нового корабля капитан приказал закупить 25 метров парусины. В магазине оказалось только три пятых от нужного размера ткани. Сколько метров парусины придется докупать пиратам в другом магазине? (10 метров)

Максимальное количество очков - 10. Если пират не спасает себя сам, ему помогает команда, но в таком случае с команды снимается 2 очка.

Если пират не спасает себя сам, ему помогает команда.

VI. Четвертый тур

Внимание! Корабли попадают в бермудский треугольник! Вы знаете, чем популярно это место? Здесь очень часто пропадают корабли, погибая в морской пучине! И вот, прямо у всех на глазах на воде появились какая-то фигура. Если сейчас команды не правильно посчитают количество треугольников, зашифрованных в ней, то их корабль ждет ужасная участь!

(количество треугольников - 17)

(рисунок дается командам один и тот же, посчитав, они записывают ответ и отдают его учителю; если команда ошиблась, то выясняем какие треугольники они не заметили, и даем им задание посчитать у них периметр).

Молодцы ребята, вам удалось проскользнуть по этому заколдованному месту и остаться невредимыми!

VII. Пятый тур

И вот, наконец-то, мы доплыли до желанного острова – Острова Сокровищ! Здесь тоже не все так просто, как кажется! На берегу острова сидит старец, у него в руках карта, на которой указано точное место нахождения сокровищ, но он не отдаст ее просто так! Он отдаст эту карту капитану той команды, которая быстрее отгадает его загадку!

1. В сундуке с сокровищами лежит пять пар серебряных монет и пять пар золотых. Они все перемешаны. Какое наименьшее число монет нужно вытащить, чтобы среди них было хотя бы одна пара монет из разного металла? (три)

2. Один старый пират говорит отставному офицеру:

- если я к твоим деньгам добавлю половину моих, то мы с тобой сможем купить два прекрасных боевых судна! Тогда офицер спросил:

- а если я к твоим деньгам прибавлю половину своих?

– Тогда мы сможем купить лишь одно такое судно…

Сколько денег было у пирата?

(нисколько)

(Если за всю игру команда набирает хотя бы 22 очка, то за эти очки они могут “купить” подсказку)

VIII. Итог урока

Молодцы ребята! Вы победили! Вы получаете карту от старца и становитесь владельцами сокровищ! Но ваши друзья тоже старались и проходили через те же испытания, что и вы! Возможно, будет справедливо поделиться с ними частью своей добычи! Ведь все пираты должны стоять друг за друга горой и не бросать своих товарищей в беде! Да и, в конце концов, не важно кто победил, главное, что все вы проявили себя храбрыми, сильными и умными пиратами!

(в качестве сокровища может выступать мешочек с монетами, вырезанными из картонки или же шоколадными конфетами виде монет).