Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традициооных методах обучения, но лишь на диниях “учитель- ученик” или “учитель- группа учащихся”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик- ученик” (работа в парах), “ученик-группа учащихся” (работа в группах), “ученик- аудитория” или “группа учащихся-аудитория” (презентация, работа в группе), “ученик- компьютер” и т. д.
Когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания,освоения учебного материала означает что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержке, что позволяет обучающимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабвтывать совместное решение. Значительные и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между обучающимися, приучать работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищённости,взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность бьучеющихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения. Необходимо умение использовать технику позволяющие включить всех участников в обсуждение. Уметь регламентировать этапы работы и визуалировать ключевые понятия и т.д.
В преподавании могут использоваться следующие интерактивные подходы
1. Творческие задания
2. Работа в малых группах.
3. Обучающие игры. | ролевые игры и имитации; | |
деловые игры и моделирование; | ||
образовательные игры. | ||
4. Использование общественных ресурсов. | приглашение специалистов, | |
экскурсии. | ||
5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения. | социальные проекты, | |
соревнования, радио и газеты, | ||
фильмы, выставки,представления, | ||
песни и сказки. | ||
6. Разминка | армреслинг: “Гол- мимо”, | |
проверка энергии, приём- прием, | ||
шумовые спектакли, | ||
мысленная прогулка. | ||
7. Изучение и закрепление информативного материала. | интерактивная игра: | |
работа с наглядными пособиями, | ||
ученик в роли учителя, | ||
работа с видео и | ||
аудиоматериалами, каждый | ||
учит каждого, использование | ||
вопросов | ||
8. Работа с документами. | составление документов, | |
письменная работа по | ||
обоснованию своей позиции. | ||
9. Обсуждение сложных дискуссионных вопросов и проблем. | займи позицию (шкала мнений); | |
один- вдвоём-все вместе; | ||
смени позицию; карусель; | ||
дискуссия в стиле | ||
телевизионного шоу. | ||
10. Разрешение проблем. | дерево решений; мозговой | |
штурм; переговоры; | ||
общественные слушания. |
Интерактивное обучение, следует рассматривать как многомерное явление. Оно решает одновременно три задачи:
- учебно-познавательную (предельно конкреную).
- коммуникативно-развивающую (связанную с общим, эмоционально-интеллектуальным фоном.
- социально-ориентированную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства.