Цели:
- познакомить с новыми буквами и звуками;
- учить читать слова с изученными буквами, узнавать графический образ букв;
- формировать умение находить родственные слова;
- развивать речь, внимание, мышление, память, фонематический слух;
- прививать интерес к чтению.
Оборудование: кассы с буквами, учебник “Букварь” Т.М. Андриянова, Л.И. Андриянова, линейки с бабочками , иллюстрации, карточки со слогами
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята.
- Начинаем урок чтения с нашего девиза
Мы ребята просто “класс”.
Всё получится у нас.
II. Речевая разминка.
Чтение чистоговорки (на доске)
Ды-ты-ду-ти - встали мыши на пути
Ду-та-да-ту - вот задания коту
То-дэ-то-ди - выполнишь – тогда иди!Прочитать с усилением голоса
к концу каждой строки.
III. Постановка темы и цели урока.
Как квакает лягушка? (ква-ква)
Как кукует кукушка? (ку-ку).
Как кричит петух? (ку-ка-ре-ку)
Как мы зовем кошку? (кис-кис)
Ребята, как вы думаете, что нового мы узнаем сегодня на уроке? Познакомимся с новыми буквами и звуками.
- Почему вы так думаете?
Правильно, ребята, мы сегодня познакомимся с новыми буквами и звуками.
- Чтобы лучше с ними познакомиться, надо отгадать загадки.
VI. Работа над новым материалом
I. Загадки
1.
Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады. (Кот)
2.
Через море-океан
Плывет чудо-великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту. (Кит)
Какой первый звук в слове “кот”? [к]
Какой первый звук в слове “кит”? [к’]
Какие это звуки гласные или согласные? Звонкие или глухие?
Чем различаются звуки? (Звук [к] – твердый Звук [к’] – мягкий)
ВЫВОД: звуки [к], [к’] – согласные глухие. Эти звуки обозначают буквами К, к (буквы на экране).
На что похожа буква К?
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит
Буквой К на нас глядит.
2. Чтение с доски
а) ка ко ку кы ки
В каком слиянии согласный звучит мягко?
б) ак ок ук ык ик ка
Найдите лишний слог.
в) чтение сочетаний букв
нка ску рки дко рак фка
Найдите лишнее сочетание букв.
г) чтение слов
кот котик кошка
- Какие это слова? (Родственные)
- Почему? (у них общая часть и общее значение; кот – кош чередование согласных).
V. Физминутка (звучит мелодия)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
VI. Работа по букварю стр. 64
1. Кто изображен вверху на странице? (Крокодил, Карлсон, колобок)
Какой первый звук в этих словах?
Составьте предложения про этих героев сказок.
2. Чтение слов в парах
Звон, звонок, звонкий, уроки
- Найдите “лишнее” слово.
3. Чтение рассказа “Из истории книг”.
а) жужжащим чтением
- На чем писали древние люди?
(На коже животных, на глиняных дощечках, папирусе).
- Что такое папирус? (сноска в букваре)
- Посмотрите на иллюстрацию, вот так выглядит тропическое растение папирус, из которого древние люди делали материал для письма.
б) Чтение группами по четыре человека.
- Кто издал первую книгу в России?
(Иван Федоров)
- Как выглядел первый букварь для детей?
(Был размером с ладошку)
На иллюстрации памятник Ивану Федорову и его букварик.
4. Работа по картинкам в букваре.
- Пронумеруйте картинки.
- Как сейчас рождается книга?
- Кто так же пронумеровал как на доске?
VII. Работа с кассой букв
- Составьте звуковую схему к слову “книга”
- Сколько гласных звуков?
- Сколько согласных звуков?
- Сколько слогов, какой ударный?
VIII. Чтение пословицы
Книга – мост в мир знаний.
- Как понимаете эту пословицу?
IX. Итог урока
- С какими новыми звуками познакомились?
- Какой буквой обозначаются эти звуки?
- Что из нового материала запомнили легко?
- Что вызвало затруднение?
Самооценка – линейка с бабочкой. (Ученики показывают на какую высоту взлетела бабочка).