Цели:
- Познакомить с понятием “конфликт”;
- Определить особенности поведения в конфликтной ситуации;
- Обучение способам выхода из конфликтной ситуации.
Материалы: мяч, плакат с правилами.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия “Я очень рад тебя видеть”
2. Работа по теме занятия. (Приложение 1)
1) Психолог задает вопрос всем участникам: “Почему люди ссорятся?”
Всем предлагается подумать и записать ответы в тетрадях, а затем перейти к обсуждению. Все варианты ответов записываются на доске:
- Не понимают друг друга.
- Не владеют своими эмоциями.
- Не принимают чужого мнения.
- Не считаются с правами других.
- Пытаются во всем доминировать.
- Не умеют слушать других.
- Хотят умышленно обидеть друг друга.
Мы уже обсуждали на занятиях, как важно владеть собой при общении с другими людьми. Однако, очень трудно бывает фиксировать свое состояние.
2) Игра “Разожми кулак”.
Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его(нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость.
3) Игра “Толкалки без слов”.
Участники свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щиплются, дерутся, но никто не разговаривает. Затем делятся своими впечатлениями.
4) Игра “Да и нет”.
Все участники разбиваются на пары. Каждый вибирает себе позицию “да” и “нет”. Вслух произносить можно только это. Необходимо убедить партнера поменять позицию на противоположную.
5) После игр проводится обмен мнениями:
- Какие испытывали эмоции?
- Было ли ощущение напряжения и раздражения?
- Ощущали ли вы предконфликтную ситуацию?
- Что помогло избежать конфликта?
3. Обучение выходу из конфликта.
Прежде чем перейти к обучению участников способам выхода из конфликтных ситуаций, желательно предоставить им возможность поделиться собственным опытом и рассказать, как они выходят из конфликтов.
На примерах из личного опыта проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются в тетрадь.
Поведение, которое помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры:
1) Выслушать спокойно все претензии партнера.
2) На агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.
3) Попытаться заставить говорить партнера конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.
4) Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.
5) Извиниться, если в чем-то действительно не прав.
Все варианты обсуждаются и записываются участниками в тетрадях.
Анализ занятия.
- Можно ли постоянно контролировать свое состояние?
- Как вы думаете, сможете ли вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?
- Что для вас было самым трудным на занятии?
Домашнее задание.
Подумайте дома над высказыванием и постарайтесь его объяснить: “Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены”.