Школа занимает особое место в формировании мировоззрения и воспитании детей и подростков. Она быстро реагирует на изменения в жизни общества. В эпоху глобальных перемен переоценить важность воспитания экологической культуры невозможно, именно поэтому одной из главных задач современной школы является экологическое воспитание.
Образовательная система Саратовской области, представляя собой составную часть единого федерального образовательного пространства, обладает своей региональной спецификой. В нашей области большое внимание уделяется охране окружающей среды, созданию комфортных условий для проживания людей. Чутко реагируя на потребности общества, школа принимает деятельное участие в формировании экологической культуры детей.
Национальная татарская гимназия (НТГ) г. Саратова была организована пятнадцать лет тому назад, с целью реализации естественной потребности этнического сообщества сохранить свое национально-культурное своеобразие в условиях взаимопроникновения культур современной информационной цивилизации. Следует учесть, что общая нагрузка коллектива национальной гимназии включает значительный этно-культурный компонент, связанный с изучением татарского языка и истории, с приобщением к фольклору и народным традициям. В этих условиях мы сочли целесообразным большую часть мировоззренческих и прикладных разделов ряда естественнонаучных дисциплин объединить в авторском курсе В. Лапшова "Основы безопасности жизнедеятельности и экологии человека" (5-11-е классы). Этот курс преподается в гимназии девятый год. Программа курса интегрирует основные положения и проблемы глобальной безопасности и устойчивого развития человека в современных условиях индустриального угнетения природной среды.
Очевидное сходство целей и методов экологии и безопасности человека определяет содержание интегрального курса, направленного, прежде всего, на развитие нравственного мировоззрения активного, вдумчивого и осторожного исследователя, дальновидного и бережливого пользователя природными богатствами своего региона и родной страны в целях процветания всей Биосферы. Программа курса объединила разнообразные аспекты реальной безопасности на основе знаний, полученных по таким предметам, как экология, биология, география, история, обществознание, физика, химия, математика, литература, физическая культура.
Накопленный многолетний материал показал, что реализация задач экологического образования требует пересмотра не только содержания образования, но также форм и методов обучения. Необходимо отдавать предпочтение таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые будут:
- Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки – деловые или сюжетно-ролевые игры, уроки-конференции, семинары, беседы, доклады учащихся, диспуты, викторины);
- Способствовать развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия деятельности человека (это методы, обеспечивающие формирования интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы: беседа, наблюдение, опыт, лабораторная работа с преобладанием эвристического характера познавательной деятельности учащихся);
- Обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания (использование проблемного подхода в процессе обучения);
- Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды (организация экологической тропы, защита природы от разрушения – лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты).
Система нашей работы сводится к следующим направлениям:
- Уроки-размышления и внеклассные мероприятия на материале родного края.
- Исследовательская деятельность учащихся и экологический мониторинг.
- Организация работы школьного экологического театра “Кояш”.
В качестве примера я хотела привести конспект урока по предмету “Ландшафтная экология. 8 класс”, тема урока: “Культурный ландшафт”.
Цель урока: помочь составить представление о культурном ландшафте и его составляющих
Задачи урока:
- Обучающие: научить определять сущность культурного ландшафта, его важность в современной структуре антропогенных ландшафтов, познакомить учащихся с основными признаками культурного ландшафта, понятиями “культурный, акультурный, деградированный, топофильный, топофобный ландшафт”, “ландшафтный дизайн”,
- Развивающая: развивать способность к выявлению зависимость самочувствия человека от состояния природной среды и ландшафта,развивать умение работать в группах и составлять ландшафтный дизайн определенной территории,
- Воспитывающие: воспитывать любовь к родному краю, к национальным истокам.
Оборудование урока: картины, слайды с привлекательными ландшафтами, музыкальная инструментальная музыка, магнитофон, ПК, мультимедийная установка, подборка рисунков, фотографий с объектами ландшафтного дизайна, клей-карандаши (4 шт.), ватман (4 шт.),. Информационные листы (см. приложение)
Ход урока
Организационный момент.
I. Проверка знаний:
Опрос заключается в прослушивании подготовленных дома сообщений в виде планов, схем, рефератов по теме: “Урбанизированные территории”
1. “Экологическая обстановка города Саратова”,
2. “Экологическая обстановка города Балаково”
II. Изучение нового материала:
1. Рассказ с элементами беседы:
Ребята, тема нашего урока “Культурный ландшафт”, как вы думаете о чем мы с вами сегодня будем говорить, какие вопросы затронем?
По ходу нашего урока мы будем заполнять информационный лист, в конце урока вы заполните тест и каждый из вас получит еще дону оценку за урок.
Давайте вспомним, что называют ландшафтом? (Ландшафт – участок земной поверхности, однородный по своему происхождению и истории развития и ограниченный природными рубежами.)
Кто из ученых первым дал классификацию ландшафта (Вениамин Семенов-Тян-Шанский – естественный, измененные, окультуренные)
Развитие науки и техники привело к смене оценок того или иного ландшафта, необитаемые, нетронутые ландшафты приобрели топофильные (привлекательные) оценки, поиск таких земель стал заветной мечтой многих людей. (показ картин, слайдов с топофильным ландшафтом). Сформированные под влияние деятельности человека, приобрели топофобный (вызывающий отрицательные эмоции) характер. Образ унылых, прокопченных производственных ландшафтов стал стереотипом восприятия города.
Как вы думаете, каким образом ландшафт воздействует на организм человека?
Еще древние понимали, что здоровье человека зависит от выразительности ландшафта. Природное окружение несет определенную информацию о его состоянии – через форму, цвет, звук. Эта информация усваивается, оказывает существенное влияние на организм и поведение человека. У каждого народа свое восприятие окружающего пространства, ландшафта. Русская культура издавна считала широкие просторы и неоглядные дали величайшими этическими и эстетическими благами для человека. А в Грузии человек искал защиту у мощных гор. И конечно же у всех народов ландшафт не безмолвен, природа звучит ровно настолько, насколько это необходимо жизнедеятельности всего живого.
Музыкально-физкультурная пауза.
Благоустройство территории, создание топофильного ландшафта, вот задача которая стоит перед архитекторами, дизайнерами нашего города. Ландшафтный дизайн возможен в разных вариантах исполнения, это может быть стандартный вариант: дом, установка забора, мощение дорожек тротуарной плиткой, устройство газона, посадка деревьев (березы, рябины, ели, сосны), а могут быть использованы любые идеи проектирования: цветники, патио, водоемы, фонтаны, выбор элементов ландшафтной архитектуры, скульптуры, мостики, различные сады и т.д.
2. Практическая работа “Проект ландшафтного дизайна”.
Наверное каждый из вас хоть раз, но хотел бы стать ландшафтным дизайнером, сегодня у вас есть такая возможность. Мы разделимся на 4 группы (рассчитаемся на 1 – 5), у каждой группы будет свой объект для благоустройства территории:
* “Ландшафтный дизайн территории Мечети”
* “Ландшафтный дизайн территории татарского домика”
* “Ландшафтный дизайн территории “Татарского родника”
* “Ландшафтный дизайн территории ДООЦ “Романтик”
На подготовку проектов отводится 5-7 минут, во время работу звучат инструментальные мелодии.
3. Защита практических работ.
III. Закрепление знаний:
Учащимся предлагается заполнить тест в информационном листе, по окончании работы проверка теста.
1. 2. 3. 4. 5. 2 1 1 3 2
IV. Задание на дом:
Повторить записи по информационному листу, представить проект ландшафтного дизайна школьного дворика.
Внеклассная работа экологического направления в нашей гимназии многообразна, она направлена на воспитание у ребят интереса к экологическим проблемам, отношения к природе родного края как универсальной ценности.
Одним направлением работы является исследовательская деятельность учащихся и экологический мониторинг. Эта работа проводится учащимися в научно-познавательном обществе “Зеркало”. Работа охватывает разные направления, и каждый учащийся находит здесь дело по душе. Экологический мониторинг – ведущее направление деятельности НПО “Зеркало”. Он определяется как система сбора, анализа, обобщения, оценки (с элементами прогнозирования) и рассмотрения информации о состоянии окружающей среды и ее изменениям. С целью изучения природного окружения и защиты природы родного края разработаны следующие экологические проекты:
- “Оценка здоровья среды г. Саратова и его окрестностей”
- “Фитонцидные свойства комнатных растений”
- “Роль фитонцидных растений в улучшении экологической обстановки города”
- “Биотопы города и мелкие грызуны”
- “Изучение памятников природы города Саратова”
В ходе исследований учащиеся осваивают все стадии научно-исследовательского процесса: постановка задач и выбор метода, сбор и обработка данных, анализ и обсуждение полученных результатов. Эта работа объединяет деятельность учителей и учащихся, поднимает их отношения на новый уровень: они становятся коллегами, вместе ищут ответы на интересующие их вопросы.
Новое направление в нашей работе – экологический театр, он позволяет привлечь внимание к экологическим проблемам, активизировать и реализовать творческую активность детей. В экологическом театре мы объединяем ребят, которых интересует окружающий мир и пути его преобразования, стараемся разбудить фантазию детей, направить их инициативу на создание спектакля, миниатюр, литературно-музыкальных композиций.
В нашей работе реализуется целостный подход к личности ребенка. Приобрести навыки общения с природой помогают экологические праздники, викторины, игры, экскурсии, походы, участие в конференциях, подготовка и показ экологических спектаклей и литературно-музыкальных композиций.
Программа экологического образования позволяет подрастающему поколению лучше понимать, что природа – это не только то, что находится вне нас – природа это мы сами, наше физическое и духовное начало, наше здоровье и наша жизнь