Задачи:
- Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь. Пополнять и активизировать словарь детей.
- Помочь детям вспомнить знакомые сказки.
- Вызывать у детей желание пересказывать знакомую сказку с помощью педагога, подсказывать нужные слова, помогать строить предложения из 3-4 слов правильно.
- Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Словарная работа:
сказительница, похлебка, похлебал.
Материалы и оборудование:
- Русский народный костюм (взрослый),
- Фигурки зверей из кукольного театра (колобок, лиса, заяц, медведь, волк);
- Средства ТСО: аудио магнитофон с записями;
- Иллюстрации к сказке “Три медведя”, “Волк и козлята”;
- Книга сказок.
Предварительная работа:
- Чтение и пересказ русских народных сказок “Колобок”, “Репка”, “Теремок”, “Волк и козлята”.
- Чтение и пересказ авторских сказок.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам.
- Организация театрализованных игр по мотивам русских народных сказок в театрализованных уголках.
- Подготовка подиума для занятия, русского народного костюма для сказительницы (кокошник, украшения, платок).
- Подготовка в подарок для группы “Чудо - книги для малышей”.
Ход занятия
1 часть: вводная
Звучит спокойная сказочная музыка. Напротив театрального подиума устраиваются на стульчиках дети.
Появляется Сказительница, одетая в русский народный костюм (воспитатель). Она здоровается с детьми.
- Здравствуйте, дети! Я – Сказительница. Называют меня так потому, что я знаю много – много сказок и очень люблю их рассказывать детям. А вы, дети, любите сказки?
(Хоровой ответ).
- Слетелись птицы с моря,
Садились у нас на заборе.
Пели птицы,
Сказывали птицы
Песни, да сказки,
Были да небылицы.
Одну я переняла
Да и вам принесла.
2 часть: основная
- Сейчас я вам расскажу сказку “Три медведя”.
Сказительница эмоционально, выразительно рассказывает сказку. В ходе своего рассказа она показывает иллюстрации к сказке.
По окончанию знакомит детей с волшебным сундучком, в котором живут герои сказок, беседует с детьми по содержанию сказки “Три медведя”.
- Ребята, вам понравилась сказка?
(Ответы детей).
- Как называется сказка?
(Опрашивает нескольких детей).
- Как звали в сказке папу - медведя? Показывает при этом фигурку большого медведя (достает из волшебного сундучка).
(Ответы детей).
- А как звали маму - медведицу? Показывает фигурку чуть меньшего размера (достает из волшебного сундучка).
(Ответы детей).
- А это что за маленький мишка? Достает маленькую фигурку медвежонка.
(Ответы детей).
- Как говорит Михайло Потапыч? У-у-у-у. Громко, грозно. Давайте вместе попробуем сказать, как Михайло Потапыч.
Хоровой ответ детей у-у-у-у-у.
- А как говорила Анастасия Петровна? У-у-у-у. Ласково, нежно. Девочки, скажем вместе, как Анастасия Петровна…
Хоровой ответ детей у-у-у-у-у.
- А как говорит Мишутка?
Хоровой ответ детей у-у-у-у-у.
- Все ли стулья в столовой комнате были одинаковы?
(Ответы детей).
- Чей стул был самый большой? Показывает иллюстрацию большого стула.
(Ответы детей).
- А чей стул был самый маленький? Показывает иллюстрацию маленького стульчика.
(Ответы детей).
- Из какой чашки ел Михайло Потапыч?
(Ответы детей).
- А чья была самая маленькая синенькая чашечка с похлебкой?
(Ответы детей).
- Чья кроватка больше всего понравилась Машеньке?
(Ответы детей).
- Чем же закончилась сказка?
(Ответы детей).
Сказительница хвалит детей за правильные ответы, внимательное слушание сказки “Три медведя”.
Физкультминутка “Мишка косолапый”.
- Сегодня я принесла вам большую книгу сказок. Достает большую книгу сказок и показывает ее детям.
Сказки просят
- А сейчас,
Вы – друзья
Узнайте нас!
- Ребята, узнайте, из какой сказки эти слова: Читает стихотворный отрывок из знакомой сказки:
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам сребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен…
- Из какой это сказки?
(“Колобок”). Педагог предлагает рассмотреть фигурку колобка (из кукольного театра)
- А кого колобок встретил на своем пути?
(Ответы). По ходу ответов педагог предлагает рассмотреть фигурки колобка, зверей (волк, заяц, медведь, лиса), которые он достает из волшебного сундучка.
- А теперь узнайте, из какой сказки эти строки:
Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
- Из какой сказки эти слова?
(“Волк и козлята”) Предлагает рассмотреть иллюстрацию к этой сказке.
- Дети, а кому козлята открыли дверь?
(Ответы детей).
Что случилось с козлятами?
(Ответы детей).
3 часть: заключительная
- Вот какая интересная эта книга (обращает внимание на большую книгу сказок), сказок в ней видимо-невидимо.
Воспитатель отмечает всех детей, хвалит.
- Ребята, вы сегодня меня внимательно слушали мою сказку, вспомнили другие сказки. Но сказок очень-очень много! Поэтому я дарю вам свою любимую, большую книгу сказок. Ее мы будем читать в группе.
Литература:
- Хрестоматия для дошкольников 2-4 года. Пособие для воспитателей детского сада и родителей./ Сост. Н.П. Ильчук и др. – 1-е издание. М.: АСТ, - 1998.