Информационные технологии на уроках математики

Разделы: Математика, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цели:

  • уточнить понятия “ломаная”, “длина ломаной”, “периметр многоугольника”
  • закреплять навыки письменных и устных вычислений
  • развивать логическое мышление, математическую речь.

Ход урока

Презентация.

I. Организация класса к уроку.

II. Актуализация знаний.

Индивидуальные задания на местах:

1) ученик: “Прочитай числа 500, 572, 85, 950, 235, 305. Выпиши числа, в записи которых цифра 5 обозначает единицы”.

2) ученик: “Составь и запиши 4 трёхзначных числа, используя цифры 0, 6, 8, цифры в числе не должны повторяться”.

Индивидуальные задания у доски:

1) Карточка №1:

В магазине продают ёлочные шары трёх цветов: жёлтого, красного и зелёного.

Составь на доске, в каком порядке из трёх цветов без повторения можно составить комплект из шаров для украшения ёлки. Сколько таких комплектов можно составить?

2) Карточка №2:

а) На доске дан чертёж, дополни его и найди Х:

х – а = с

б) в - х =d

Объяснить, что известно, что неизвестно?

Фронтальная работа:

1. Сравнить:

28 * 82

147 * 200

а + 19 * а - 52

305 * 53

904 * 940

с - 36 * с – 106

2. Заполни таблицу:

Работы проверяем веером.

3. Задачи на логическое мышление:

а) В прошлые зимние каникулы дети пошли в лес. Маша нашла 5 белых грибов, а Ваня - 3 белых гриба. Кто собрал больше грибов? (Зимой грибы в лесу не растут)

б)

Какое слово “лишнее”?:

Февраль, март, январь, зима, декабрь.

(“Март” - к зиме не относится; “зима”- к названиям месяцев не относится.)

в) Термометр показывает 10 градусов мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра? (10 градусов)

4.

- Какие фигуры вы видите на рисунке?

Точка - королева Геометрии.

Отрезок - имеет два конца.

Луч – имеет один закрытый конец.

Прямая - у неё обе концы свободные.

- Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Геометрии с Дедом Морозом.

III. Постановка проблемы, темы и цели урока.

- Ребята, какое сегодня число?

- Какое время года сейчас?

- Назовите зимние месяцы?

- Чем знаменит месяц декабрь?

- На этом празднике что выделяется? (ответы детей).

- Вот, Дед Мороз и прислал нам задания по электронной почте и просит помощи разобраться в его ситуации.

- Ребята, поможем ему их выполнить?

- Посмотрите, что у меня в руках? (Проволока)

- Какую геометрическую фигуру она вам напоминает? ( Прямую линию)

- Кто знает, как называется город, который является Мастерской для Деда Мороза? (Великий Устюг). В этом городе все Деды Морозы проходят курсы: как общаться с детьми, получают подарки для детей, маршрутные листы и едут по городам. Дорогу нашему Деду Морозу нарисовали так, как показано на нашем рисунке №5. А он не знает, как проехать к нам и как найти расстояние от Великого Устюга до нашего Лениногорска.

- Можно сказать, что это прямая линия?

- Вспомните, как называется такая геометрическая фигура? (ломаная линия)

- Как вы думаете, как называется наша тема урока? Тогда, каким образом мы можем найти длину дороги, которую пройдёт Дед Мороз в наш город? (Ответы детей)

- Как называется тема нашего урока? (Ответы детей).

- Сегодня на уроке попытаемся выявить признаки и свойства ломаной линии, а так же вспомним, что такое периметр фигуры, и как его находить.

IV. “Открытие” нового знания.

-Что можете сказать об этой ломаной линии?

- Эта ломаная состоит из четырёх отрезков или звеньев. Ломаная имеет 3 вершины.

- Покажите звенья ломаной и её вершины.

- Верно. Каждая ломаная состоит из звеньев, которые не лежат на одной прямой. Конец одного звена- отрезка является началом другого. Место, где соединяются два звена, называется вершиной.

На доске рисунки.

- Что вы видите на рисунках?

- Какая из ломаных имеет больше всего звеньев?

- Меньше звеньев?

- Какая из ломаных самая “длинная”?

- Как доказать? (Нужно измерить длину ломаной)

- Как измерить длину ломаной? ( Измерить длину каждого звена и результаты сложить)

Работа по группам.

Учитель раздаёт детям рисунки. Каждая группа измеряет на своём рисунке звенья ломаной, подписывает карандашом данные и находит длину ломаной. Потом выясняют из данных ломаных самую длинную.

- Сколько сантиметров? Самая длинная ломаная? Самая короткая?

- Что же нужно сделать, чтобы найти длину ломаной? (Нужно найти сумму длин её звеньев).

На доске рисунки.

-Можем ли мы эти линии назвать ломаными?

-Чем они отличаются от предыдущих? (Это замкнутые линии)

-Какие фигуры образуют замкнутые ломаные? (Ответы детей)

- Можем найти длины этих ломаных?

- Что нужно для этого сделать? (Измерить длину каждого звена и найти сумму длин всех звеньев ломаной).

Далее продолжается работа по группам.

Каждая группа работает со своим рисунком, подписывая карандашом длины звеньев, и находит длину ломаной.

- Замкнутые ломаные образуют многоугольники. Находя длину замкнутой ломаной, вы находили сумму длин сторон многоугольника. Вспомните, как называют сумму длин сторон многоугольника? (Периметр)

- Так, что же такое периметр многоугольника? (Это сумма длин его сторон, многоугольника)

V. Физкультминутка.

Учитель:

-Давайте расскажем Деду Морозу, что можно увидеть на нашей ёлке. Мы помним, что на ёлку вешают только ёлочные украшения. Если их вешают на ёлку, то хлопаем, если не вешают – “ нет”.

- Вот сидят на ёлке:

- Яркая игрушка, /да/

- Звонкая хлопушка, /да/

- Петенька-Петрушка, /да/

- Старая подушка, /нет/

- Белые снежинки, /да/

- Чёрные ботинки, /нет/

- Зайчики из ваты, /да/

- Зимние лопаты, /нет/

- Красные фонарики, /да/

- Хлебные сухарики, /нет/

- Яблоки и шишки, /да/

- Рваные штанишки /нет/.

VI. Первичное закрепление.

№1, с.16- решение задач на вычисление длины ломаной и периметра. Учащиеся с комментированием измеряют звенья ломаной, затем самостоятельно находят её длину.

/2см + 3см + 4см + 3см + 5см = 17см/

№2, с. 16

- Какую фигуру образует замкнутая ломаная АВСД? /Прямоугольник/

- Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольника? Найдите периметр фигуры.

/4см + 2см + 4см + 2см = 12см/

- И в клеточках:

/8 + 4 + 8 + 4 = 24 клетки/

- Почему разные числа показывают периметр у одной и той же фигуры?

/Потому что разные единицы измерения/.

№3, с.17. Построй два неравных прямоугольника с периметром 16см.

- Как понять 2 неравных прямоугольника?

/2 разных прямоугольника, но периметр равен16см/.

- Какое свойство прямоугольника мы знаем?

/Одна длина и ширина – это половина периметра, т.е. в данном случае 8см./

- Давайте подберём длины сторон.

(Ответы детей)

Проверка:

1-й вариант: начертите прямоугольник со сторонами 7 см и 1 см.

2-й вариант: начертите прямоугольник со сторонами 6см и 2см.

№4, с.17. Периметр четырёхугольника АВСД равен 84дм. Чему равна длина стороны АД, если АВ=15дм, ВС=31дм, ДС=16дм

- Из скольких частей состоит эта ломаная?

- А сколько частей известно?

- Как найти неизвестную часть?

/Все части сложить и вычесть из целого/.

Такую работу выполните дома.

VII. Домашнее задание №4, с.17; №9, с.18.

VIII. Итог урока.

- Чему научились на уроке?

- Что такое периметр многоугольника?

- Периметр-это часть или целое?

- Вот мы и помогли Деду Морозу пройти курсы и быстро доехать до нашей школы. Он раздаёт нам подарки. Урок окончен.

Список литературы.

1. Петерсон Л.Г. “Математика”. 2 класс. Часть 2. – М.: Издательство “Ювента”.

2. Петерсон Л.Г. “Математика”. 2 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей. – М., “Баласс”, “С-инфо”, 1997.

3. Фефилова Е.П., Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по математике. 2 класс. К учебному комплекту Л.Г.Петерсон. – М.: “Вако”, 2005.