Цели:
- уточнить понятия “ломаная”, “длина ломаной”, “периметр многоугольника”
- закреплять навыки письменных и устных вычислений
- развивать логическое мышление, математическую речь.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
II. Актуализация знаний.
Индивидуальные задания на местах:
1) ученик: “Прочитай числа 500, 572, 85, 950, 235, 305. Выпиши числа, в записи которых цифра 5 обозначает единицы”.
2) ученик: “Составь и запиши 4 трёхзначных числа, используя цифры 0, 6, 8, цифры в числе не должны повторяться”.
Индивидуальные задания у доски:
1) Карточка №1:
В магазине продают ёлочные шары трёх цветов: жёлтого, красного и зелёного.
Составь на доске, в каком порядке из трёх цветов без повторения можно составить комплект из шаров для украшения ёлки. Сколько таких комплектов можно составить?
2) Карточка №2:
а) На доске дан чертёж, дополни его и найди Х:
х – а = с
б) в - х =d
Объяснить, что известно, что неизвестно?
Фронтальная работа:
1. Сравнить:
28 * 82
147 * 200
а + 19 * а - 52
305 * 53
904 * 940
с - 36 * с – 106
2. Заполни таблицу:
Работы проверяем веером.
3. Задачи на логическое мышление:
а) В прошлые зимние каникулы дети пошли в лес. Маша нашла 5 белых грибов, а Ваня - 3 белых гриба. Кто собрал больше грибов? (Зимой грибы в лесу не растут)
б)
Какое слово “лишнее”?:
Февраль, март, январь, зима, декабрь.
(“Март” - к зиме не относится; “зима”- к названиям месяцев не относится.)
в) Термометр показывает 10 градусов мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра? (10 градусов)
4.
- Какие фигуры вы видите на рисунке?
Точка - королева Геометрии.
Отрезок - имеет два конца.
Луч – имеет один закрытый конец.
Прямая - у неё обе концы свободные.
- Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Геометрии с Дедом Морозом.
III. Постановка проблемы, темы и цели урока.
- Ребята, какое сегодня число?
- Какое время года сейчас?
- Назовите зимние месяцы?
- Чем знаменит месяц декабрь?
- На этом празднике что выделяется? (ответы детей).
- Вот, Дед Мороз и прислал нам задания по электронной почте и просит помощи разобраться в его ситуации.
- Ребята, поможем ему их выполнить?
- Посмотрите, что у меня в руках? (Проволока)
- Какую геометрическую фигуру она вам напоминает? ( Прямую линию)
- Кто знает, как называется город, который является Мастерской для Деда Мороза? (Великий Устюг). В этом городе все Деды Морозы проходят курсы: как общаться с детьми, получают подарки для детей, маршрутные листы и едут по городам. Дорогу нашему Деду Морозу нарисовали так, как показано на нашем рисунке №5. А он не знает, как проехать к нам и как найти расстояние от Великого Устюга до нашего Лениногорска.
- Можно сказать, что это прямая линия?
- Вспомните, как называется такая геометрическая фигура? (ломаная линия)
- Как вы думаете, как называется наша тема урока? Тогда, каким образом мы можем найти длину дороги, которую пройдёт Дед Мороз в наш город? (Ответы детей)
- Как называется тема нашего урока? (Ответы детей).
- Сегодня на уроке попытаемся выявить признаки и свойства ломаной линии, а так же вспомним, что такое периметр фигуры, и как его находить.
IV. “Открытие” нового знания.
-Что можете сказать об этой ломаной линии?
- Эта ломаная состоит из четырёх отрезков или звеньев. Ломаная имеет 3 вершины.
- Покажите звенья ломаной и её вершины.
- Верно. Каждая ломаная состоит из звеньев, которые не лежат на одной прямой. Конец одного звена- отрезка является началом другого. Место, где соединяются два звена, называется вершиной.
На доске рисунки.
- Что вы видите на рисунках?
- Какая из ломаных имеет больше всего звеньев?
- Меньше звеньев?
- Какая из ломаных самая “длинная”?
- Как доказать? (Нужно измерить длину ломаной)
- Как измерить длину ломаной? ( Измерить длину каждого звена и результаты сложить)
Работа по группам.
Учитель раздаёт детям рисунки. Каждая группа измеряет на своём рисунке звенья ломаной, подписывает карандашом данные и находит длину ломаной. Потом выясняют из данных ломаных самую длинную.
- Сколько сантиметров? Самая длинная ломаная? Самая короткая?
- Что же нужно сделать, чтобы найти длину ломаной? (Нужно найти сумму длин её звеньев).
На доске рисунки.
-Можем ли мы эти линии назвать ломаными?
-Чем они отличаются от предыдущих? (Это замкнутые линии)
-Какие фигуры образуют замкнутые ломаные? (Ответы детей)
- Можем найти длины этих ломаных?
- Что нужно для этого сделать? (Измерить длину каждого звена и найти сумму длин всех звеньев ломаной).
Далее продолжается работа по группам.
Каждая группа работает со своим рисунком, подписывая карандашом длины звеньев, и находит длину ломаной.
- Замкнутые ломаные образуют многоугольники. Находя длину замкнутой ломаной, вы находили сумму длин сторон многоугольника. Вспомните, как называют сумму длин сторон многоугольника? (Периметр)
- Так, что же такое периметр многоугольника? (Это сумма длин его сторон, многоугольника)
V. Физкультминутка.
Учитель:
-Давайте расскажем Деду Морозу, что можно увидеть на нашей ёлке. Мы помним, что на ёлку вешают только ёлочные украшения. Если их вешают на ёлку, то хлопаем, если не вешают – “ нет”.
- Вот сидят на ёлке:
- Яркая игрушка, /да/
- Звонкая хлопушка, /да/
- Петенька-Петрушка, /да/
- Старая подушка, /нет/
- Белые снежинки, /да/
- Чёрные ботинки, /нет/
- Зайчики из ваты, /да/
- Зимние лопаты, /нет/
- Красные фонарики, /да/
- Хлебные сухарики, /нет/
- Яблоки и шишки, /да/
- Рваные штанишки /нет/.
VI. Первичное закрепление.
№1, с.16- решение задач на вычисление длины ломаной и периметра. Учащиеся с комментированием измеряют звенья ломаной, затем самостоятельно находят её длину.
/2см + 3см + 4см + 3см + 5см = 17см/
№2, с. 16
- Какую фигуру образует замкнутая ломаная АВСД? /Прямоугольник/
- Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольника? Найдите периметр фигуры.
/4см + 2см + 4см + 2см = 12см/
- И в клеточках:
/8 + 4 + 8 + 4 = 24 клетки/
- Почему разные числа показывают периметр у одной и той же фигуры?
/Потому что разные единицы измерения/.
№3, с.17. Построй два неравных прямоугольника с периметром 16см.
- Как понять 2 неравных прямоугольника?
/2 разных прямоугольника, но периметр равен16см/.
- Какое свойство прямоугольника мы знаем?
/Одна длина и ширина – это половина периметра, т.е. в данном случае 8см./
- Давайте подберём длины сторон.
(Ответы детей)
Проверка:
1-й вариант: начертите прямоугольник со сторонами 7 см и 1 см.
2-й вариант: начертите прямоугольник со сторонами 6см и 2см.
№4, с.17. Периметр четырёхугольника АВСД равен 84дм. Чему равна длина стороны АД, если АВ=15дм, ВС=31дм, ДС=16дм
- Из скольких частей состоит эта ломаная?
- А сколько частей известно?
- Как найти неизвестную часть?
/Все части сложить и вычесть из целого/.
Такую работу выполните дома.
VII. Домашнее задание №4, с.17; №9, с.18.
VIII. Итог урока.
- Чему научились на уроке?
- Что такое периметр многоугольника?
- Периметр-это часть или целое?
- Вот мы и помогли Деду Морозу пройти курсы и быстро доехать до нашей школы. Он раздаёт нам подарки. Урок окончен.
Список литературы.
1. Петерсон Л.Г. “Математика”. 2 класс. Часть 2. – М.: Издательство “Ювента”.
2. Петерсон Л.Г. “Математика”. 2 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей. – М., “Баласс”, “С-инфо”, 1997.
3. Фефилова Е.П., Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по математике. 2 класс. К учебному комплекту Л.Г.Петерсон. – М.: “Вако”, 2005.