Конспект урока "Есть ли простейшая жизнь на планетах Солнечной системы"

Разделы: Физика


Пояснительная записка.

Вниманию коллег предоставляется один из уроков , проводимых в конце 11 класса, когда у ребят достаточно знаний по всем программным предметам естественно-математического цикла. При умелом применении этих знаний можно сидя за школьной партой ответить на достаточно сложные вопросы, например: “Есть ли жизнь на Марсе?” Для успешного проведения урока необходимо повторить на предыдущих уроках:

  1. Расчет второй космической скорости.
  2. Расчет средней кинетической скорости молекул газа.
  3. Биологическое действие радиоактивных излучений.
  4. Взаимные превращения жидкостей и газа.

На уроке пригодиться периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица физических характеристик планет Земной группы, таблица зависимости давления насыщающего пара от температуры.

Цель урока: Провести анализ физических условий планет Земной группы, выяснить способствуют ли они жизни на этих планетах.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие класса. Ставится задача урока: выяснить может ли живая клетка делиться на планетах Земной группы. Необходимо вспомнить условия существования жизни. Для жизни необходимо:

Водород +кислород +азот +углерод +космические лучи = органическая молекула + вода =органическая молекула, способная к воспроизводству. Класс делиться на три группы, каждая группа будет исследовать одну из планет: Меркурий, Венеру, Марс.

2. Расчет второй космической скорости.

Вспомним, что вторая космическая скорость – это наименьшая скорость, которую нужно сообщить телу, чтобы оно, преодолев гравитационное притяжение небесного тела, удалилось от него на бесконечно большое расстояние: , где g - ускорение свободного падения на планете,

d - диаметр планеты.

Результаты выносятся на доску.

Меркурий: м/с,

= 4248,4 м/с.

Венера: м/c,

= 10379,09 м/с.

Марс: м/с,

= 5013,76 м/с.

3. Расчет средней квадратичной скорости молекул газов, необходимых для жизни органической молекулы.

Для расчета используется формула:

,

где R - 8,31 Дж/ моль К – универсальная газовая постоянная,

М - молярная масса газа,

Т – максимальная температура на поверхности планеты.

Меркурий.

Поверхность планеты нагревается до 400000 К. Проведем расчеты.

Для водорода V = = 22329,4 м/с.

Для азота V = = 5967,8 м/с.

Для кислорода V = = 5582,3 м/с.

Углекислого газа V = = 47606,3 м/с.

Водяного пара V = = 7443,1 м/с.

Газа с массой большей чем 0,055 кг/моль

V = = 4258 м/.

Венера.

Планета нагревается до 500 К . Рассчитаем скорости.

Для водорода V = = 2496,5м/с.

Для азота V = = 667,2 м/с.

Для кислорода V = = 624,1 м/с.

Углекислого газа V = = 532,2 м/с.

Водяного пара V = = 832,2 м/с.

Марс.

Поверхность может иметь температуру 300 К.

Для водорода V = = 1933,8 м/с.

Для азота V = = 516,8 м/с.

Для кислорода V = = 483,3 м/с.

Углекислого газа V = = 412,3 м/с.

Водяного пара V = = 644,6 м/с.

4. Сравнение второй космической скорости планеты со средними квадратичными скоростями молекул газов. Представители от групп делают выводы у доски.

Меркурий.

Расчеты показали, что средняя квадратичная скорость всех необходимых для жизни газов больше второй космической скорости планеты Меркурий, следовательно, эти молекулы легко преодолевают гравитационное притяжение и улетают от планеты. Дополнительные расчеты показали, что у Меркурия может существовать атмосфера из газов с молекулярной массой большей 0,055 кг/моль.

Венера.

Из расчетов видно, что у Венеры есть атмосфера, планета может удержать любые известные газообразные вещества , в ее состав входят необходимые для жизни азот, кислород, водород, углерод, водяной пар и т.д.

Марс.

Средние квадратичные скорости молекул необходимых для жизни веществ оказались меньше второй космической скорости Марса, следовательно, у планеты есть атмосфера и в ней может существовать органическая молекула.

5. Анализ условий, при которых органическая молекула может воспроизводить себе подобных.

Ребята проводят дополнительные исследования уровня радиации на Венере и Марсе. Выясняют, может ли на этих планетах существовать вода в жидком состоянии.

Венера.

78% солнечной радиации отражается от верхних слоев атмосферы, т.е. несмотря на близость Венеры к Солнцу, можно предположить, что уровень радиации на планете не является губительным для живого организма.

Давление на поверхности Венеры в 88 раз больше давления на поверхности Земли, если считать земное давление нормальным, то 8800 кПа. Из таблицы видно, что при таком давлении и температуре поверхности планеты, а она может достигать 500 К, вода может существовать только в газообразном состоянии. В верхних слоях облачного слоя при давлении в 1 Па и температуре 180 К вода может присутствовать в виде кристаллов льда. Можно предположить, что в толще тропосферы есть пространство, где при температуре в 373 К давление составляет 100 кПа, т.е. условия для образования жидкой фазы воды.

Марс.

Планета достаточно удалена от Солнца, радиация не должна угрожать живой клетки. Атмосфера разряжена и космические лучи достигают поверхности, что необходимо для жизни микроорганизма. Суточные и сезонные температуры изменяются от 200 К до 300 К. Атмосферное давление около 0,6 кПа. При таких условиях вода не может быть в жидком состоянии. Но, т.к. с глубиной давление растет, то можно предположить , что где-то в недрах планеты может существовать вода в жидкой фазе, а значит на планете могут развиваться микроорганизмы.

6. Выводы.

Выводы делают ученики по группам.

1 группа. Планета Меркурий атмосферы не имеет, условия планеты не способствуют жизни микроорганизмов.

2 группа. На планете Венера есть необходимые химические вещества для образования органических молекул, но физические условия непригодны для их воспроизводства.

3 группа. Предположительно в недрах планеты Марс существует вода в жидком состоянии, а следовательно, есть место где может существовать и размножаться простейший микроорганизм.

7. Заключение урока.

Итог урока подводит учитель. Благодарит ребят за работу, обращает их внимание на то, как много они умеют и знают, какие у них были хорошие учителя.