Экологическое образование и воспитание в курсе изучения химиии

Разделы: Химия


1. Объективная необходимость осуществления экологического образования и воспитания в процессе обучения.

Экологические знания должны включаться практически во все учебные программы, от философии и социологии до географии и этики. Необходимо в рамках обучения по всем школьным предметам получать необходимые сведения о сохранении и улучшении среды человека.

Современному учителю особенно необходимо проникнуть в сущность актуальных проблем взаимосвязи, взаимодействия природы и общества, увидеть их социальную основу, конкретно представить, какими средствами и способами решать задачи воспитания ответственного отношения школьников к природной среде. Изучив состояние научной разработанности вопросов экологического образования школьников, была поставлена следующая цель: проанализировать современное состояние вопросов экологического образования в средней школе и попытаться найти пути его совершенствования.

В связи с выбранным направлением работы были определены и задачи исследования:

  • осветить основные вопросы экологического образования и воспитания (цели, задачи, направления, принципы, формы);
  • рассмотреть, как решаются задачи экологического образования и воспитания при изучении курса химии в восьмом классе;
  • подобрать некоторые новые элементы содержания экологического образования в урочной и внеурочной деятельности и проверить их эффективность на практике.

2. Сущность, методологические основы, принципы, задачи экологического образования и воспитания

В теории педагогики обоснованы и развиты положения о содержании научных знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы, о нравственно - эстетическом развитии школьника под воздействием природы, о месте и значении общения ребенка с природой в системе его образования. Выдающиеся педагоги отмечали огромную роль природы в человеческом развитии, в становлении человека, как гражданина.

"... Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление", - так считал К.Д. Ушинский.

Наш современник В.А. Сухомлинский в книге " Сердце отдаю детям " писал: " ...Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи ... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира ..."

Цель природоохранительного образования неразрывно связана с общими целями нашего общества. И.Д. Зверев определяет цель этого образования, как формирование высокой культуры поведения человека и его ответственности за рациональное использование природных ресурсов и защиты природной среды от загрязнения во всех видах общественно-трудовой деятельности.

В качестве методологической основы образования в области защиты и улучшения среды можно принять пять фаз:

  • первая - мир материален и представляет сложную систему связей и взаимодействий так, что изменения его элементов взаимно обусловлены;
  • вторая - защита природы представляет применение закона отношений и взаимных действий, существующихв материальном мире; третья - человек и общество - результат эволюции живой природы и поэтому неотделимы от природы (общество и природа составляют неотделимое и противоречивое целое);
  • четвертая - изменения в биосфере, вредные для человека и общества, обусловлены отсутствием или недостатком мер в регулировании взаимодействия общества и природы, а не научно-техническимпрогрессом;
  • пятая - существует влияние природы на темп развития общества, но нет действия природы на характер общественных отношений.

Исходя из этих методологических основ, образование в области защиты и улучшения среды человека должно давать ясные и научно-обоснованные знания по основным экологическим вопросам современного общества.

Общие методологические и теоретические положения позволяют выделить принципы экологического образования.

1. Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников.

Реализация междисциплинарного подхода требует выделения межпредметных связей и обеспечения обобщения межпредметных подходов. Выделение межпредметных связей в экологическом образовании предполагает согласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний, которые изучаются в различных учебных предметах.

2. Систематичность и непрерывность изучения экологического материала.

Последовательное достижение цели и задач образования по вопросам окружающей среды требует разработки системы содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательного процесса. Эта система предполагает вычленение ведущих идей и понятий, установление их взаимосвязи и развития.

Непрерывность процесса экологического образования предполагает согласованность воздействий разнообразных источников знаний и средств массовой информации. Это необходимо учителю, когда в школьных условиях формируется готовность учащихся к решению экологических проблем современности.

3. Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды.

Взаимосвязи рационального и эмоционального многообразны и зависят от возраста учащихся. В период детства имеет место эмоционально-эстетическое восприятие среды, а не интеллектуальное. В юношеском возрасте большую силу приобретает интеллектуальное осмысление природы. Если ученик знает закономерные связи между объектами живой и неживой природы, чувствует красоту гармонии экологических систем, то и действия его будут направлены на сохранение природы, защиту ее от загрязнения.

4. Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.

Факты положительного и отрицательного воздействия человека на природу данной местности важно сочетать с оценкой последствий этих влияний в глобальных масштабах. Развивая заботу молодежи о природе родного края, своей Родины, учитель внушает школьникам мысли о том, что Земля нуждается в общей заботе всего человечества. " Сохранение природы требует усилий всех людей, населяющих земной шар. Рана, нанесенная природе на одном континенте, не может пройти бесследно на другом."

3. Содержание экологических знаний в курсе химии средней школы

Роль школьного курса химии в экологическом образовании обуславливается тем, что данная наука связана с познанием законов природы, химической формы движения материи и ее значимость в материальной жизни общества.

Перед учителем химии, ведущим природоохранную работу, стоят следующие задачи:

  • раскрытие единства неорганического и органического мира, влияние деятельности человека на окружающую среду и формирование на этой основе убежденности в необходимости бережного отношения к природе;
  • раскрытие двойственной роли химической промышленности в отношении природы;
  • вооружение школьников практическими умениями и навыками, позволяющими посильно участвовать в мероприятиях по защите природы.

Воздействие на природу в целом, на ее структурные элементы осуществляется промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, которые влияют в различных направлениях:

1. Потребление химических веществ из природы.

2. Загрязнение природы отходами человеческой деятельности.

3. Появление в природе и, в частности, в биосфере новых высокоактивных химических соединений, выделенных из природных источников или синтезированных человеком.

Первое направление освещено в содержании курсов неорганической и органической химии, где рассматриваются природные соединения, как сырье для химической промышленности и других отраслей, в основе которых лежат химические процессы. Освещаются вопросы использования природных веществ в качестве удобрений и ядохимикатов.

В целях развития и формирования знаний о загрязнении необходимо ввести такие понятия как "загрязнители", "источники загрязнения", "естественное и искусственное загрязнение", "санитарные нормы чистоты", "предельно допустимые концентрации веществ" (ПДК). Необходимо рассмотреть источники загрязнения. Важно показать учащимся, что решение проблем загрязнения - это совершенствование и создание новой техники и технологии, повышение выхода продукта и снижение образования отходов производства, создание оборотного водоснабжения, уменьшающего сток загрязненных вод, разработка систем утилизации отходов и переход на замкнутые технологические циклы. Следует также дать характеристику использования защитных зон, показать значение растений в процессах оздоровления атмосферы.

Развитие знаний о защитных мероприятиях необходимо продолжить при изучении производственных процессов, где важно раскрыть основные экологические принципы современного производства.

При изучении проблем охраны окружающей среды особая роль принадлежит химическому эксперименту важнейшей составной части школьного курса химии. Необходимо искать способы переработки отходов школьного химического эксперимента и включать этап переработки в качестве равноправного и неотъемлемого компонента во все без исключения школьные опыты. Под переработкой в данном случае понимается уничтожение веществ, их обезвреживание с последующим помещением во внешнюю среду или утилизация (повторное использование - прямо или косвенно - в учебном процессе).

Только такой подход позволит сформировать экологически грамотное мышление, вырабатывает у школьников некий "рефлекс экологической чистоты" любого их действия.

Рассматривая вопросы охраны окружающей среды, можно предложить учащимся химико-экологические вопросы и задачи. При их составлении рекомендуется придерживаться следующих методических требований:

1. Условия задач и результаты решении должны содержать практически значимую информацию.

2. Эта информация должна быть тесно связана с программным материалом и реальными экологическими проблемами.

3. Задачи должны быть посильны для учащихся данного класса.

4. Решение задач должно опираться на возможности, на комплекс знаний по разным предметам.

5. Задачи предназначены для использования при проверке, объяснении, применении и совершенствовании знаний.

Химико-экологические задачи и вопросы можно разделить по содержанию на три типа:

1. Задачи с химической характеристикой природных объектов.

2. Задачи об источниках загрязнения, видах загрязнителей окружающей среды.

3. 0 природозащитных мероприятиях и ликвидации последствий загрязнения.

Составленные задачи не обязательно должны иметь единственное решение, они рассчитаны на проблемное обсуждение, дискуссию, на поиск рационального пути решения поставленной реальной учебно-познавательной проблемы.

Экологическое образование обладает такими особенностями, как актуализация идеи о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой; рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности; направленность на цели охраны природы; сбережение генофонда биосферы; сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей среды; рациональное использование природных ресурсов. Содержание экологического образования имеет, таким образом, сложный состав, усвоение которого школьниками требует тесной взаимосвязи, классной и внеклассной работы.

4. Экологическое образование и воспитание при изучении курса химии в 8 класса.

Экспериментальную работу по экологическому образованию и воспитанию учащихся, которое рассматривается как неразрывная часть в общей системе образования и воспитания, провожу в основном в 8 классе.

Анализ учебной программы и содержание материала тем, изучаемых в 8 классе, показал, что в них недостаточно отражена глобальная проблема нашего века - охрана окружающей среды.

Для реализации экологического подхода к изучению школьного курса химии предусматриваю ознакомление учащихся с химическими проблемами экологии. Основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьезную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации.

В содержание программы заложены следующие принципы:

  • природа в своем естественном развитии находится в динамическом равновесии;
  • непосредственным результатом взаимодействия человека и природы становится изменение химического состава компонентов окружающей среды, приводящее к смещению природного равновесия;
  • химические знания - неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном природопользовании и разумном преобразовании окружающей человека среды.

Экологизированная направленность курса химии дает возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о "виновности" химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитывая в них чувство личной ответственности за ее сохранение.

Исходя из целей, заложенных в программе, мною разработаны и проведены уроки в 8 классе по основным темам курса химии с точки зрения экологического воспитания и образования. В подборе материала я старалась использовать краеведческий материал. Ведь именно краеведческий принцип подбора учебного материала - одно из условий привлечения интереса и внимания учащихся к этим проблемам. На уроках я применяю активные формы и методы организации учащихся: урок-лекция, урок-конференция, что позволяет формировать у учащихся знание и умение путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность.

При подготовке к урокам учащиеся готовят сообщения, доклады, составляют схемы по материалу соответствующих тем. С целью развития интереса учащихся к проблемам окружающей среды я предлагаю им следующие задания: охарактеризовать экологическую обстановку около дома, школы; проанализировать ситуацию, в которой по вине человека страдает природа и т.д. В конце каждой темы учащимся предлагаются вопросы, задания по пройденному курсу, расчетные задачи экологического содержания.

Так, при изучении темы "Первоначальные химические понятия" считаю необходимым дать ряд понятий природоохранного характера: загрязнители, источники загрязнений, современные способы очистки веществ (отходов) в промышленности.

Остро стоит вопрос об очистке отходов любого производства, поскольку идеальная модель безотходной технологии еще не создана. При изучении темы “Чистые вещества и смеси” знакомлю учащихся с простейшими способами очистки и разделения смесей.

К современным методам очистки можно отнести фильтрацию, пылегазоулавливание, обезвреживание, биологическую очистку (очистку при помощи микроорганизмов), обеззараживание сточных вод, осаждение (в отстойниках), перевод веществ в малорастворимые или нерастворимые соединения.

С некоторыми методами учащиеся знакомятся при выполнении лабораторных и практических работ, ряд других можно продемонстрировать на кружковых или факультативных занятиях (перекристаллизация, охлаждение, нейтрализация, использование ионообменных колонок).

При изучении темы " Кислород. Оксиды. Горение. " ставлю целью " подвести учащихся к пониманию здоровья человека, как общественной ценности, к оценке роли зеленых насаждений в улучшении состояния окружающей среды; научить их определять масштабы загрязнений и предвидеть возможные последствия этого процесса для природы и человека ". Достижение данной воспитательной цели будет способствовать формирование гуманистического, санитарно-гигиенического и познавательного мотивов в их природоохранной деятельности.

Рассматривая вопрос о химических реакциях, необходимо сформировать у учащихся представление о природе, как о едином целом, о том, что химические реакции протекают в живой и неживой природе, что живая и неживая природа взаимосвязаны.

Очень важно развить у учащихся ценностную ориентацию в отношении экологических проблем, вызывать у них чувство сострадания, ответственности, желание активной деятельности.

С целью развития интереса учащихся к проблемам окружающей среды предлагаю им задания с дальнейшей их оценкой, например:

1. Найти в каких-либо печатных изданиях (газетах, журналах, книгах) сообщения о неблагоприятных экологических ситуациях. Сформулировать свое отношение к этой публикации.

2. Прослушайте текст. Перечислите неправильные действия, которые совершили ребята в отношении природы. Как поступили бы вы?

3. Используя свой опыт, придумайте (или опишите) ситуацию, в которой по вине человека страдает природа (ее обитатели)'.

4. Охарактеризуйте экологическую обстановку:

а) около дома;

б) около ближайших предприятий, учреждений, магазинов;

в) в ближайшем парке, лесу, на речке, озере, пруду.

Что именно вы можете сделать для сохранения и улучшения природной среды ?

При выполнении экспериментальной части курса химии в 8 классе также придерживаюсь вопросов экологизации образования и воспитания.

В практической работе N 1 (в части посвященной правилам техники безопасности при работе в химическом кабинете) считаю целесообразным дать дополнительную информацию о необходимости ликвидации всех отходов после химических опытов. Необходимо обратить внимание учащихся, что при изучении химии обязательным компонентом каждого практического занятия, демонстрационного или лабораторного опыта будет уничтожение, обезвреживание или использование веществ, образовавшихся в процессе химических превращений. Таким образом, уже на этой стадии обучения школьники понимают, что исключение попадания веществ во внешнюю среду есть правило техники безопасности, причем глобального масштаба. Можно проинформировать школьников о некоторых путях ликвидации веществ, с которыми они встретятся в дальнейшем.

Практическую работу " Очистка загрязненной поваренной соли" можно дополнить словами ..... “и воды” от примесей. После приливания воды к смеси соли и песка и растворения соли указываю, что в промышленности часто требуется отделить твердый осадок от чистой воды или раствора. Этого добиваются сливанием жидкости с осадка (декантация) или фильтрованием. Учащиеся должны попробовать оба способа. Например, часть жидкости можно слить в чистую пробирку, а остаток профильтровать. При выпаривании раствора рекомендуется сконденсировать любым способом немного воды и продемонстрировать ее отличие от исходного раствора (например: внесением поочередно на медной проволочке в пламя горелки или добавлением раствора нитрата серебра, не называя последнего).

После проведения практической работы "Получение и свойства кислорода" собираю остатки веществ от опытов, проведенных каждым учеником, в одну банку с надписью "Отходы от получения кислорода из КМnН4. Можно пояснить, что знания учащихся пока не позволяют раскрыть химизм и пути использования остатков.

При выполнении практической работы "Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества" нередко используют хлорид натрия. После окончания опыта нужно подвести учащихся к мысли, что их растворы могут быть использованы впоследствии. Для этого растворы будут сохранены в отдельной банке и применены в других практических работах работе и в других классах в будущем году. Так поступают и в промышленности, в производствах с замкнутым циклом.

Экспериментальные задачи, которые включены в каждую тему, могут способствовать формированию представлений учащихся о многократном превращении химических веществ.

Такой подход позволит сформировать экологически грамотное мышление.

Чтобы выявить уровень знаний учащихся по вопросам природоохранного характераможно провести анкетирование:

Вопросы анкеты.

  1. Какая наука изучает проблемы охраны окружающей среды ?
  2. Что тебе известно о проблемах охраны окружающей среды ?
  3. Какой свой поступок ты считаешь самым плохим по воздействию на природу ?
  4. Какой поступок твоих друзей ты считаешь самым хорошим по отношению к природе ? Самым вредным ? Почему ?
  5. Что, по твоему мнению, люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природной среды?
  6. Что ты сделал, и что смог бы сделать, полезного по защите природы ?
  7. Какие общественные организации по защите окружающей среды ты знаешь ?

Анализ анкет показает, что проблемы охраны окружающей среды обсуждаются на уроках биологии, географии. физики, химии. Среди проблем охраны окружающей среды учащиеся отметили:

  • загрязнение водоемов отходами химических производств, попадание в водоемы различных веществ в результате аварий;
  • загрязнение атмосферы выбросами химических предприятий, транспорта;
  • загрязнение почвы;

Большинство учащихся отмечают проблему вырубки лесов, загрязнения лесов человеком, проблему плохого состояния мусорных свалок. Дети отмечают истребление человеком животных, уничтожение растений. Отмечает также проблему образования озоновой "дыры".

Поведение школьников в природе оказывается довольно разнообразным по содержанию: устроил пожар, вырывал грибы с грибницей, не убирал за собой мусор после отдыха в лесу, подкармливал птиц, ухаживал за бездомной собакой, поливал цветы у дома.

Многие ответы свидетельствует об экологической неграмотности детей. Однако радует тот факт, что дети стараются не наносить вред окружающей природе.

Отвечая на вопросы анкеты дети отмечают, что могли бы не мусорить, сажать побольше деревьев, ухаживать за животными. В отдельных анкетах сформулированы конкретные предложения: создать аппараты для переработки химических отходов; перейти на безвредное топливо; создать экологически чистое производство. В анкетах звучит призыв: почаще напоминать взрослым о бережном отношении к природе; прекратить воевать друг с другом; объединить усилия, тогда можно достичь большего успеха.

Результаты анкетирования показали, что необходимо расширять и углублять представления учащихся о целостности системы мер по охране природы. Это, в свою очередь, требует комплексного подхода к решению проблем экологического образования: не только вооружать школьников научными знаниями о природе и законах ее жизни, но и формировать такое их поведение, которое выражало бы заботу о конкретных природных объектах и о природе в целом.

Исходя из всего отмеченного, задачами для своей последующей работы считаю воспитывать у подрастающего поколения непассивные любования красотами природы или созерцание того, что сделано или не сделано государством по ее охране, а потребность активного, действенного участия в ее сохранении и улучшении. Сами по себе знания об охране природы, если они не будут сочетаться с практическими делами, не создадут у молодого человека ощущение удовлетворения от приносимой им пользы природе, а значит, и обществу.