Внеклассное мероприятие "Биогеохимический КВН"

Разделы: Внеклассная работа


Учебно-воспитательные задачи:

  1. Развитие познавательного интереса к естественным наукам.
  2. Формирование товарищеской взаимопомощи.
  3. Развитие творческих способностей с учётом их индивидуальных особенностей.
  4. Эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование: карта полушарий, столы для команд и жюри, задания, таблица “Происхождение культурных растений”, музыкальное оформление.

Ведущий 1:

Сегодня между командами сраженье,
Но пусть обид не будет среди вас,
Ведь победитель или побеждённый
Сегодня будет кто-то среди вас.

Мы будем рады, если вы в сражениях
Покажите находчивость свою.
Уменье, знания и веселья позволит вам
Сыграть вничью.

Уважаемые участники и гости нашей игры, представляем Вам членов жюри:

Ведущий 2: Не в театре телевизионном,

А среди наших школьных стен

Начинаем мы необыкновенный “Биогеохимический” КВН.

Ведущий 1: Для проведения соревнования нам необходимо провести жеребьёвку команд. Капитаны команд пройдите к столику жюри и определите свой порядок выступления.

(Член жюри объявляет порядок выступления команд)

Ведущий 2: Итак, господа, жребий брошен. Мы поздравляем вас с началом игры и желаем вам “ Ни пуха, ни пера”

Ведущий 1: I конкурс – “Разминка”.   Правильный ответ – 2 балла.

Вопросы из области ГЕОГРАФИЯ”

1.

Есть один полярный остров,
Он внутри, как самовар
Там из расщелин в скалах острых
Со свистом вылетает пар.
И в тот не сунешься поток:
Водичка словно кипяток. (Исландия)

2.

Этот город очень странный,
Чересчур всегда туманный,
Там не видят дальше носа.
Корабли трезвонят в склянки,
Люди днём идут с огнём,
Все живут, как будто в банке
Со сгущённым молоком. (Лондон)

3.

Я укрываю самолёты,
Когда кончаются полёты,
Но ты поставь союз за мной
И стану бурной я рекой. (Ангар – Ангара)

4.

Конечно, метаграмма эта.
Весьма проста и не сложна,
Я с “у” - далёкая планета,
А с “и” - в Азии страна. (Уран – Иран)

5.

Остров я на Средиземном море,
Но попробуйте букву “р.” отнять –
И тотчас же на морском просторе
Стану я фонтаны вверх пускать. (Крит – кит)

6.

На дне реки в прохладной тьме
Скрываюсь я века.
Но вот ты “н.” добавил мне –
И я уже река. (Ил – Нил)

7.

В дождливый час и летний зной
Спастись ты можешь подо мной,
Когда с конца меня прочтёшь,
То озером в горах найдёшь. (Навес – Севан)

8.

Траве, конечно, я сродни,
Себя в конюшне часто вижу,
Но “о” на “а” перемени –
И потеку я по Парижу. (Сено - Сена)

9.

Взглянув на карту, ты узнаешь,
Что – я французская река.
Но если буквы переставишь –
Укрою я в себе зверька. (Рона – нора)

10.

Первый слог мой каждый знает,
В классах он всегда бывает.
Мы к нему союз прибавим,
Сзади дерево поставим,
Чтобы целое узнать
Город нужно вам назвать. (Мел – и – тополь)

Ведущий 2: Вопросы из области “БИОЛОГИЯ” Правильный ответ – 2 балла.

1. Как называется русская народная сказка, главный герой которой жестоко поплатился за нарушение санитарно- гигиенических правил, испив воду?

(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

2. От прочих злаков этот отличается тем, что растёт под слоем воды.

Один из его сортов переносит заполнением слоем воды до 4 метров.

Требуется 5 тыс. л воды, чтобы произвести 1 кг зёрен этого злака. (Рис)

3. Китайцы считают, что без этого человек не должен открывать магазин и начинать торговлю. (Без улыбки)

4. Учёные считают, что этот орган у человека самый большой. Его части врачи успешно пересаживают от человека к человека с очень давних времён. Но целиком … ряд ли это удастся когда–нибудь. О каком органе идёт речь? (Кожа)

5. Население этой страны будет категорически против импорта говяжьей тушёнки. (Индия)

6. Из ветвей какого растения изготавливались венки для олимпийских чемпионов. (Из лавра)

7. Естествоиспытатель Альфред Брем назвал этих распространившихся по всей планете птиц “гражданами мира”. В 1956 г. исполком Моссовета вынес решение о завозе и разведении этих птиц к VI Всероссийскому фестивалю молодёжи и студентов, а в Германии их часто называют “летающими крысами”. (Голуби)

8. Этот “цветок белого дракона” с 16 лепестками изображён на гербе Японии, на печатях и монетах этой страны. А ещё из него там готовят салаты и пирожные. (Хризантема)

9. В конце XIX именно этих насекомых для исследования сыпного тифа Пастеровский институт вынужден был импортировать из России. (Вши)

Ведущий 1: Вопросы из области “ХИМИИ”. Правильный ответ – 2 балла.

Известно, что падение Рима вызвано многими социальными, политическими и экономическими причинами. Но американские учёные – токсикологи считают, что в падении Рима повинен металл. Он входил в состав посуды, косметических красок, а также из него были сделаны трубы водопроводов. Люди вымирали. Империя чахла. Подтверждения учёных подтвердились: обнаруженные останки древних римлян содержат большое количество этого метала. Какой металл, по мнению учёных

США, повинен в гибели Рима?  (Свинец)

2. Что такое снег с точки зрения химика? Это вода в твёрдом состоянии - ледяные кристаллы. Оказывается, снег горит. Как это сделать?

(В сосуд положить немного чистого снега и пропустить через него фтор, снег вспыхнет ярким пламенем).

3. В конце XIX века из Голландии в Россию был отправлен железнодорожный состав, гружённый брусками олова. Когда в Москве вагоны открыли, в них обнаружили серый ни на что не пригодный порошок – русская зима сыграла с получателями олова злую шутку. Какое название носит это с давних пор известное явление?

(Оловянная чума – полиморфное превращение белого олова в серое за счёт резкого увеличения объёма металла при температуре – 33о С. Свинец и другие примеси задерживает это явление. В результате разрушения “чумой” паянных оловом сосудов с жидким топливом. В1912 г. погибла экспедиция Р.Скотта к Южному полюсу).

4. В каком состоянии медь содержится в организме человека, и какие заболевания вызываются её недостатком и избытком в организме?

(Медь содержится в виде ионов. Недостаток её в организме ведёт к развитию анемии, а излишек – к тяжёлому заболеванию печени)

5. Как можно сварить куриное яйцо вкрутую, даже не разводя огня?

(В химический стакан положить негашеную известь и йцо. Заливают водой содержимое стакана. Через некоторое время начинается реакция, появляется пар и кипение жидкости в стакане. Яйца свариваются вкрутую).

6. Кто впервые предположил, что воздух есть смесь газов?

(Знаменитый учёный и художник Леонардо да Винчи, убедившись в том, что воздух состоит не из одного газа, а из смеси).

7. Из чего добывают лимонную кислоту?

(Не из лимона, а из сахара или мелисы с помощью особого плесневого грибка).

8. Назовите горы Южной Америки, получившие своё название от этого химического элемента.

(Анды, которые в переводе с индийского означают “медь”).

9. Газ, применяемый для заполнения рекламных трубок.  (Неон).

10. Какие 2 элемента вместе составляют 75% от массы земной коры?

(Кислород – 49%, кремний – 26%)

Ведущий 2: Следующий конкурс нашей встречи называется “Всё живое из яйца”.

Задание: В течение 5 минут из кусочков мозаики сложить фигурку животного (на ваш выбор предлагаются животные: лиса, рыба, заяц)

(Команда, первая выполнившая задание, получает балл, равный числу команд – 9 баллов. Остальные – в порядке убывания).

Приложение 1.

Во время выполнения задания звучит музыка.

Ведущий 1: Приглашаем команды спуститься в “ Подземелье крота” и определить по запаху, с завязанными глазами, предложенные вам неизвестные пряности. Правильный ответ – 1 балл.

Ведущий 2: А сейчас настало время “Знатоков загадок и карты”. Правильный ответ -3 балла.

Задание: Отгадать загадку и указать родину героя.

1.

Кругла, а не месяц.
Желта, а не масло.
С хвостом, а не мышь. (Репа, Европа).

2.

Она древностью гордится
Уже десять тысяч лет,
Шумит в полях под синим небом
И кормит нас всех белым хлебом. (Пшеница, Азия)

3.

Круглый – круглый, сладкий – сладкий,
С полосатой кожей гладкой.
А разрежешь – посмотри:
Красный - красный он внутри. (Арбуз. Африка)

4.

Листья непростые,
В чашку мы кладём,
Воду наливаем
И с вареньем пьём. (Чай. Азия).

5.

Цветок – напрасный
Плод – опасный
А поле всё засажено. (Картофель. Южная Америка).

6.

Круглый-круглый, сладкий-сладкий,
С полосатой кожей гладкой.
А разрежешь – посмотри:
Красный - красный он внутри! (Арбуз. Африка)

7.

У экваторных широт
Чудо-дерево растёт.
Дарит нам напиток славный,
Вкус напитка шоколадный. (Какао. Южная Америка)

8.

Домашняя аптека
На кухне на окне
Цветок колючий этот
Помог тебе и мне. (Алоэ. Африка)

9.

У ягоды в середине
Два зёрнышка – половинки.
На огне обжаришь
И напиток сваришь! (Кофе. Африка)

10.

В жизни только раз цветё
И соцветие даёт
То ли шишку, то ли плод,
Сочный фрукт, как будто мёд. (Ананас. Южная Америка)

Ведущий 1: Наш следующий конкурс называется “Найди ошибку в тексте”.

Правильный ответ - 6 балла.

РАССКАЗ БЫВАЛОГО МОРЯКА

По небу плыли белые кучевые облака, но вдруг полил сильный дождь. Громадная волна - цунами - то поднимала нас, то бросала в бездну. Вскоре море успокоилось. Наш вахтенный сообщил, что корабль следует по своему курсу, приближаясь к Антарктиде. Ночью яркая Полярная звезда была ориентиром. Увидев остров, мы решили выйти на берег и набрать пресной воды; но не успели сделать несколько шагов, как увидели белого медведя. Высадившись в другом месте, мы направились к лесу, в котором нашли родник и набрали пресной воды.

Ответы записать на листочках

Во время выполнения задания звучит музыка.

Ведущий 2: Уважаемые участники игры. Вам предстоит выполнить задание на внимание. Игра “Птицы”. Я буду называть только птиц, но если появится что-то другое, то нужно дать знать хлопаньем или топаньем. Итак, начали:

“Прилетели птицы:
Голуби, синицы
Мухи и стрижи …” (Мухи – насекомые) Продолжаем наше состязание на ваше же внимание.

“Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны …” (Макароны - продукт питания)

И последнее задание на ваше же внимание.

“Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, грачи,
Кулики, врачи,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки,
Ласточки и пушки.” (Врачи, комары, пушки)

Ведущий 1: Все немного отдохнули. Улучшили своё настроение и готовы выполнить следующее задание, которое называется “Поймай птицу”.

Правильный ответ – 2 балла.

Задание: Из предложенных букв собрать название пяти птиц,

(филин, рябчик, сокол, аист, грач).

Во время выполнения задания звучит музыка.

Ведущий 2: А сейчас пришло время проверить наших капитанов насколько они находчивы и мудры. Правильный ответ – 2 балла.

1. Назовите реку, озеро, море, носящие названия одного цвета. (Белая)

2. Такой большой, что занимаем весь мир. Такой маленький, что в любую щель пролезет. (Воздух)

3. “Для лёгкости в сплаве даётся.

Мощь самолёта создал,

Тягуч и пластичен, отлично куётся

Серебряный этот металл” (Алюминий)

4. Какой пернатый патриот хвалит своё болото. (Кулик)

5. О каком камне говорится:

“Камень, ты как очутился в бездонной пучине морской?

Откуда тебя вымывает Балтийского моря прибой?” (Янтарь)

6. Можно ли самую высокую гору мира потопить в самом глубоком океане?

(Да. Эверест. Марианская впадина).

7. Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (Они одинаковые).

8. По реке плывёт бревно, ох, и злющее оно. (Крокодил)

9. Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. (Запах)

10. Я – вода, да и по воде же и плаваю. (Лёд)

Ведущий 1. А сейчас наступило время проверить ваши актёрские способности. От каждой команды приглашается по_____ участника.

Ролевая сценка “Почему обезьяна живёт на деревьях”.

Ведущий 2: Завершающий конкурс нашей встречи называется “Живая буква”.

Правильный ответ – 4 балла.

Задание: За 3 минуты команда должна вспомнить название цветка, дерева, птиц, рыбы

Буква определяется жребием.

Во время выполнения задания звучит музыка.

Рефлексия игры детьми, взрослыми.

Подведение итогов игры.

Награждение победителей.

Приложение 2