Цели и задачи:
- развитие навыков конструктивного взаимодействия, коррекция взаимоотношений со сверстниками;
- формирование интереса и стремления к содержательному общению друг с другом и со взрослыми;
- развитие навыков рефлексии;
- стимулирование самовоспитания позитивных личностных качеств;
- развитие эстетического восприятия, умения созерцать красоту окружающего мира (физическую и духовную).
Оборудование и инструментарий:
- аудиомагнитофон, аудиокассета с записью текста сказки и с музыкой для релаксации,
- иллюстрации к сказке,
- изображения цветов,
- акварельные краски,
- листы белой бумаги,
- салфетки,
- емкости с чистой водой,
- коврик.
Ход занятия
- Ребята, вы любите сказки?
- Если я спрошу вас, сколько сказок вы знаете, уверена, что никто не сможет ответить точно. Потому что сказок каждый из нас знает очень много. А как вы считаете, для чего людям нужны сказки? Какая от них польза?
Действительно, сказки рассказывают нам о разных волшебных вещах, развивают воображение, учат нас правильно поступать в различных ситуациях.
- Сегодня я хочу познакомить вас с новой сказкой, которая называется “Георгин и бабочка”. Давайте на ее примере постараемся определить, чему могут научить людей сказки и что хорошее и доброе мы можем взять из сказок в свою жизнь.
- Внимательно послушайте сказку и подумайте, кто в этой сказке самый красивый и почему?
(Прослушивание аудиозаписи сказки)
“Жила-была одинокая старушка. Детей у нее не было и всю свою любовь старушка отдавала прекрасному саду, в котором выращивала цветы. Каких только цветов не было в ее саду! Все они были очень красивы и гордились этим.
Однажды старушка посадила в своем саду новое семечко. Цветок долго не прорастал, но вот однажды утром из земли показался маленький росток. Этому событию обрадовались все цветы, которые росли в саду. Они с большим нетерпением ждали, когда же цветок расцветет, потому что очень хотели подружиться с ним. “Ну, когда же он, наконец, вырастет? Какой он будет? - думали они – Мы ведь так хотим, чтобы он поскорее стал нашим другом!”
А цветок становился все выше и выше и в один прекрасный день наконец расцвел. Это был очень красивый георгин. Яркие лепестки его были очень нежны, а большая головка-шар тихонько покачивалась на ветру, источая чудесный аромат.
“Как он прекрасен! Наверное, такой красавец не захочет с нами дружить! - решили цветы, - Скорей всего, он гордец и зазнайка!”. И цветы решили не разговаривать с георгином. Они, как и прежде общались только между собой, делая вид, что совсем не замечают новичка. А георгин очень расстроился. Он никак не мог понять, что же с ним не так, почему с ним никто не дружит и, в конце концов, решил, что сам виноват в таком отношении окружающих. Георгину было очень обидно, что его отвергают и тогда он решил дорасти до солнца, чтобы подружиться с ним. “Может быть, солнышко захочет со мной дружить?” - с тайной надеждой думал он, тянул к солнцу свои веточки и становился еще выше и краше. А садовые цветы продолжали злобно шептаться о нем.
Однажды утром на небе появились большие тучи, скрывшие солнце, и пошел сильный дождь. Загрустили и цветы в саду. И вдруг сквозь пелену дождя георгин заметил маленькую обессилевшую бабочку. Ее крылышки совсем намокли, она не могла лететь, казалось, еще чуть-чуть, и бабочка упадет на землю и погибнет. Георгин решил спасти бабочку, стал изо всех сил махать головой, привлекая ее внимание. Бабочка заметила такой большой и красивый цветок, из последних сил подлетела к нему, и георгин закрыл ее от дождя своими лепестками.
Когда закончился дождь, бабочка обсохла и улетела, помахав на прощанье георгину крыльями.
Но на следующее утро она вернулась, а вместе с ней прилетели и другие бабочки. Они стали летать вокруг георгина и тому было очень приятно и весело. Но георгин решил, что другим цветам обидно: ведь бабочки прилетают только к нему. И тогда он предложил бабочкам прилетать и на соседние цветы тоже. Цветы очень обрадовались. Они поняли, что ошибались в георгине. Они увидели, какой он добрый и решили начать с ним дружить. Георгин обрадовался, ведь он так давно мечтал об этом.
А бабочки с тех пор каждый день прилетали в сад и там становилось очень весело и красиво”.
- Понравилась ли вам сказка?
- А кто в сказке понравился больше всех?
- Почему?
- Кто понравился меньше?
- Почему?
- Так кто же все-таки в этой сказке самый красивый?
(Ответы детей)
- Красота бывает разная. Бывает привлекателен внешний вид, у человека это лицо, одежда, походка и так далее. Такая красота называется физическая. А бывают красивыми поступки, мысли, внутренние качества. Эта красота – духовная, от слова “душа”.
- Какой красотой красив Георгин? (и физической и духовной)
- А какая красота важнее? (духовная).
- Есть такая пословица: “Встречают по одежке, а провожают по уму”. Как вы понимаете ее смысл? Объясните, используя новые слова.
- Давайте вернемся к сказке. Вспомните ее начало. Жила-была одинокая старушка, которая выращивала цветы.
- А какие же цветы росли в ее саду? (ответы детей)
- Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется “Найди по описанию”. Я буду читать описание садового цветка, а вы все вместе смотрите на картинки с изображениями цветов, выбираете подходящую, показываете ее и говорите название цветка.
Игра “Найди по описанию”
(- цветок, чаще бывающий красного цвета, лепестки которого сложены в бутон, в закрытом виде напоминающий каплю – тюльпан;
- этот цветок выпускает длинную стрелу, на которой потом появляется множество крупных ярких бутонов – гладиолус;
- цветок, имеющий форму шара. Его длинные тонкие лепестки, иногда напоминающие иголки, могут быть самых разных оттенков: белые, бордовые, ярко-красные, кремовые и т.д. – астра;
- у этого цветка 5 лепестков, расположенных в форме звезды, между которыми находится серединка-колокольчик. Обычно бывает желтого цвета – нарцисс;
- этот невысокий цветок имеет бутон яркого оранжевого цвета. Его соцветие применяют в лечебных целях – календула)
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А как вы думаете, какой из этих цветов самый красивый? (ответы детей)
- Вы правы, все цветы по своему красивы, каждый неповторим и очарователен своей неповторимостью и непохожестью на других.
- А бывают некрасивые люди? (ответы детей)
Все люди разные. Даже если человек не очень привлекателен внешне, у него может быть много достоинств, а значит есть духовная красота. В каждом человеке обязательно есть что-то хорошее и доброе, за что его любят и ценят окружающие.
- А что же было дальше в сказке? (Старушка посадила в саду георгин и однажды утром из земли показался зеленый росток. Он рос, а другие цветы с нетерпением ждали, когда же он расцветет, потому что очень хотели с ним познакомиться. А когда георгин вырос, то они решили, что такой красавец не захочет с ними дружить и стали как прежде общаться только между собой).
- Скажите, цветы были правы?
- Но разве они специально обижали георгин? В чем была их ошибка? (ответы детей)
Да, цветы приписали Георгину свои мысли и чувства, не поинтересовавшись его мнением. Цветы просто не понимали, что причиняют Георгину боль. А у людей так бывает?
Действительно, иногда люди обижают друг друга не подумав, совсем не желая этого делать. Это происходит потому, что они обращают внимание не на внутренние качества человека, а на какие-то внешние проявления.
- Как вы думаете, какое настроение было у Георгина в это время?
- Конечно, ему было грустно и обидно. Выберите из разноцветных кружков на столе тот, который, по вашему мнению, соответствует настроению георгина и поднимите вверх.
- Спасибо. Отложите этот кружок в сторону. Давайте продолжим вспоминать сказку.
(Георгину было очень обидно, что его отвергают, и он стал тянуться к солнцу, чтобы подружиться с ним).
Георгин рос вверх, давайте покажем, как он это делал. Выйдите из-за столов и присядьте на коврик.
Релаксационная пауза “Цветок”
“Представьте себя маленьким-маленьким зернышком, затерянным в земле. (Сядьте на корточки и согнитесь, сожмитесь как можно сильнее. Прочувствуйте как можно ощутимее собственную малость).
Но вот появился маленький росток (чуть поднимите голову). Он тянется вверх через толщу земли. Ему неимоверно трудно пробиваться сквозь твердую, жирную, непокорную землю (покажите всем телом, как это трудно).
Наконец, росток выскочил на поверхность и стал стремительно расти вверх (поднимайтесь потихоньку, потом все быстрее и быстрее).
Его стебелек становится все крепче и крепче, его корни питаются соками земли. Соки бегут вверх по стволу в листья и к самому цветку (почувствуйте и покажите, как стебелек набирает силу).
Цветок поднимает голову к солнцу (поднимитесь, почувствуйте в себе прилив новых сил и изменение внутреннего состояния).
Солнце вливает в цветок энергию жизни. Цветок распускается, он прекрасен.”
- А что же было дальше в сказке?
Пошел дождь и Георгин увидел промокшую бабочку, которой грозила гибель. Георгин решил ее спасти, изо всех сил стал махать ей головой. Бабочка заметила это, подлетела к цветку и спряталась под его лепестками.
- Какие качества проявил в этой ситуации Георгин? (доброта, заботливость, желание помочь, сострадание)
- А какая красота Георгина видна в этом случае? (внутренняя, духовная).
- А как бы вы поступили на месте Георгина?
- Молодцы, значит, у вас тоже есть духовная красота, это очень приятно.
- Скажите, а можно ли назвать красивой бабочку?
- Какого цвета бывают бабочки?
- Сейчас я предлагаю вам нарисовать бабочек на бумаге способом “пальчиковой живописи”. Проявите свою фантазию, чтобы бабочка получилась красивой.
(Дети выполняют рисунки)
- Приведите руки в порядок, а потом прикрепите свои рисунки на доску.
Посмотрите, какие красивые получились у вас бабочки, нет ни одной одинаковой. Так и люди все разные, но ко всем нужно относиться с одинаковым уважением.
- А о чем дальше идет речь в сказке? (Бабочка подружилась с Георгином. Вместе с ней к Георгину стали прилетать другие бабочки. Георгин решил, что остальным цветам будет обидно, и предложил бабочкам прилетать и на соседние цветы тоже. Цветы обрадовались и поняли, что ошибались в Георгине. Они увидели, какой тот добрый. Каждый день бабочки прилетали в сад и там становилось весело и красиво)
- Хороший конец у сказки? Давайте покажем, как бабочки кружились над цветами. Встанем в круг, представим себя бабочками и потанцуем.
(Танец бабочек)
- Молодцы, вы очень хорошо танцуете.
Скажите, а вот теперь, когда в саду стало красиво и весело, то изменилось ли настроение у цветов?
- Каким оно стало? Выберите из цветных кружков подходящий и положите рядом с первым.
- Отличаются ли цвета?
- Какое настроение нравится вам больше?
- Почему?
Вот и закончилась наша сказка. Скажите, пожалуйста, научила ли она вас чему-нибудь?
- Чему? (ответы детей)
Все люди на свете разные, ко всем нужно относиться доброжелательно, не нужно заранее думать о людях плохо. В каждом человеке обязательно есть что-то хорошее и нужно постараться это хорошее увидеть и быть благодарным человеку за это. А еще сказка учит нас дружить. Только вместе с друзьями человек не будет одинок, а жизнь будет казаться ему красивой и веселой.
- Мне бы хотелось, чтобы после нашего занятия вы подумали друг о друге и в каждом нашли что-то хорошее, ту духовную красоту, о которой мы сегодня говорили.