Цели:
- образовательные учащиеся знакомятся с алгоритмом представления чисел в компьютере
- развивающие применяют знания, полученных на уроках информатики, математики для оценки знаний полученных на других уроках
- воспитательные учащиеся осознают важность данной темы в изучении математических основ информатики
Оборудование:
- компьютерная программа “Power Point”
- план-конспект урока с пропусками
- карточки самооценки
Ход урока
I. Мотивационо-ориентировочный этап
1. Вхождение в контакт
- Здравствуйте, садитесь.
2. Контроль настроения
- Сегодня замечательный день. Я рада вас видеть. Надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем сегодня на уроке. Перед вами лист самооценки. в течении урока заполняйте его.
3. Постановка учебной задачи
- Скажите какую работу мы выполняли на предыдущих уроках?
- переводили числа из одной системы счисления в другую;
- складывали, вычитали, умножали и делили числа в двоичной системе счисления.
Задание №1 Две группы, кто быстрее выполнит задание. На доске фиксировать только ответы. Проверить по слайду 1 (приложение 1).
Выполнить действия в двоичной системе счисления, ответ записать в десятичной системе счисления:
156-96:2+14*2=
15610=100111002
9610=11000002
210=102
1410=11102
1100000:10=110000
1110*10=11100
10011100-110000=1101100
1101100+11100=10001000
Слайд 2 (приложение 1)
250 – (54+42:7)*10=
25010=111110102
5410=1101102
4210=1010102
710=1112
1010=10102
101010: 111=110
110110+110=111100
111100*1010=1001011000
11111010-1001011000=?
Первый пример решается как обычно, при выполнении второго возникнут проблемы.
- Что случилось? Почему вы не делаете пример дальше?
Мы не умеем вычитать из меньшего числа большее.
- Тогда скажите чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? Поставьте учебную задачу?
Научимся вычитать в двоичной системе из меньшего числа большее.
- Мы научимся записывать целые отрицательные числа в машинных кодах, т.е. в компьютерном представлении. (Слайд 3 приложение 1)
- Записываем в план – конспект урока тему (приложение 2).
Операционно-исполнительный этап
- Для того чтобы, выполнить последнее действие мы с вами вспомним каким действие можно заменить вычитание?
11111010+(-1001011000)= Слайд 4 (приложение 1)
- Для каждого числа в компьютере отводится определенное количество ячеек памяти. В данном случае 16. Как можно записать первое слагаемое, чтобы значение его не изменилось, а в записи было 16 цифр?
Дописать впереди 8 нулей Слайд 5 (приложение 1)
0000000011111010
- Аналогично мы поступим и с модулем второго слагаемого
0000001001011000
-Теперь я вам предлагаю заменить нули на единицы. а единицы на нули.
1111110110100111
Прибавьте к полученному числу 1
1111110110101000
- А теперь сложите первое слагаемое и полученное число Слайд 6 (приложение 1)
0000000011111010 |
+ |
1111110110101000 |
_______________ |
1111111010100010 |
- Получили ответ, а как же нам проверить верно ли мы посчитали? Если выполнять действия в десятичной системе счисления то мы должны получить число – 350.
- Предлагаю вам еще один кропотливый трудоемкий процесс. Попробуйте выполнить действия что мы проводили с отрицательным числом в обратном порядке, если все сделано верно мы в итоге должны получить число 350.
- Первое, из числа 1111111010100010 – 1=1111111010100001
- Второе, поменяем нули на единицы, а единицы на нули.
00000001010111102=1010111102=28+26+24+23+22+21=35010
- Мы с вами рассмотрели не что иное как алгоритм представления отрицательных чисел в компьютере: слайд7 (приложение 1)
- Записать в двоичной системе счисления модуль данного отрицательного числа.
- Дописать впереди нули, заполнив всю разрядную сетку.
- Заменить нули на единицы, а единицы на нули (инвертировать)
- К полученному числу прибавить 1.
- У кого есть вопросы? Кому, что не понятно?
ответы на вопросы
III. Рефлексивно-оценочный этап
- Кто сидит на первом варианте запишите на листочках в двух экземплярах двузначное отрицательное число. Один переведите сами, а второй предложите соседу.
- Проверьте правильность выполнения задания.
- По слайду давайте повторим алгоритм представления числа в машинных кодах. Заполнить пропуски. Пропущенные слова, записываете в тетрадь.
- Сами проверьте себя.
- Поставьте себе оценку за урок.
- Все ли собой довольны?
- Вспомните какую задачу мы ставили перед собой. Справились ли мы с ней?
Домашнее задание составьте 3 примера на вычитание из меньшего числа большего и выполните их.