“Самая совершенная и прекрасная форма волеизъявления…”. (Смирнов М.А.)
ЦЕЛИ УРОКА:
- активизировать слуховую и эмоциональную зоны восприятия информации;
- развивать навыки музыкального образного мышления;
- воспитывать логические образные связи;
- формировать умение работать в диалоге с учителем;
- развивать навыки формирования собственной точки зрения и умения либо утверждаться в ее правоте, либо отказываться от нее в результате нахождения убедительных аргументов.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- учебный аспект:
- развитие навыков понимания смыслов образного языка музыки;
- развитие навыков слухового восприятия информации;
- развитие навыков поведения в момент эмоционального восприятия информации;
- развитие навыков “перевода” внутренних представлений музыкальных образов на язык слов, расширение активного словарного поля;
- укрепление связей с ранее пройденным материалом;
- познавательный аспект:
- познакомиться с композитором Людвигом Ван Бетховеном на пересечении его характера, судьбы и творчества через анализ художественного образа Сонаты № 14 (Лунной);
- получить представления о главном социальном противоречии, лежащем в основе французской буржуазной революции;
- создать мотивацию слушать и глубоко воспринимать другие произведения Бетховена;
- познакомиться с интерпретацией сонаты в исполнении Артура Шнабеля;
- развивающий аспект:
- готовность к решению задач, требующих от детей интеллектуальных, поисковых усилий;
- развитие способностей к сравнению, анализу, обобщению, логичности, к восприятию музыкальной речи;
- формирование репродуктивных и продуктивных речевых действий;
- развитие творческой деятельности, памяти, воображения, способности логически излагать;
- воспитательный аспект:
- воспитывать положительное отношение к классической музыке;
- осознать значение музыки в жизни человека, как способ выразить невыразимое словами, но имеющее вполне логический смысл;
- побуждать к более глубокому осознанию своего внутреннего пространства;
- актуализировать такое качество личности, как воля, показать ее силу;
- сопутствующие задачи:
- переход на глубинный уровень постижения музыки в рамках предмета.
Литература:
1. Абдуллин Э.Б., Бейдер Т.А., Вендрова Г.Е. и др. под руководством Д.Б. Кабалевского Музыка // Программы для общеобразовательных учреждений и др. 2 изд. – М.: “Просвещение”, 2005.
2. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Учебник для 10 класса, Ч. 1. – М.: “Просвещение”, 2007.
3. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. – М.: “Музыка”, 1989.
ТСО:
- Компьютерная презентация урока
- Аудио файлы с произведениями и фрагментами для анализа.
- Иллюстрации
ОФОРМЛЕНИЕ:
- план урока
- эпиграфы
ЭТАПЫ УРОКА:
- Организационный момент.
- Представление темы урока.
- Прослушивание Сонаты № 14 Людвига Ван Бетховена
- Дискуссия.
- Анализ художественного образа Сонаты № 14 Людвига Ван Бетховена.
- Итог дискуссии.
- Выставление оценок.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
На доске и на слайде № 1 тема урока: “Постижение художественного образа Лунной сонаты Людвига Ван Бетховена”,
эпиграф: “Самая совершенная и прекрасная форма волеизъявления…”.
У. Ребята, прокомментируйте, пожалуйста, предложенную тему урока. О чем сегодня пойдет речь?
Д. Будем изучать Лунную сонату.
У. А где здесь слово изучать?
Д. Постигать…
У. А в чем разница?
Д. ??
У. Я предлагаю вам глубже познакомиться с музыкой этого произведения по одной причине. А кстати, поднимите руку, кто знаком с этой сонатой?
(Несколько человек, учащихся музыкальной школы знакомы).
У. Это очень хорошо. Причина, по которой я предлагаю вам эту тему, заключается в том, что я сама полюбила Бетховена, когда мне было столько же лет, сколько и вам.
Идеальным уроком было бы просто приглушить свет, включить запись сонаты в исполнении Эмиля Гилельса или Святослава Рихтера и, не говоря ни слова, слушать музыку. Люди, которые стремятся к глубокому постижению музыки, так и делают, я уж не говорю о том, что в наших условиях невозможно – отправиться на концерт пианиста и, сидя в мягком, красивом бархатном кресле зала филармонии, слушать живое исполнение музыки.
Но мы сейчас с вами создадим обстановку, позволяющую впустить музыку в глубину нашего внутреннего пространства.
Давайте представим, что из соседней комнаты доносятся голоса беседующих людей, видеть их мы не можем, но слышим звуковые волны их разговора, иногда до нас доносятся отдельные слова. А может быть, это один человек беседует с самим собой. В обычной жизни такие беседы, как правило, скрыты от посторонних. И здесь, человек не догадывается, что его слышат, поэтому он открыт, ничего не скрывает от самого себя, потому что смысл этого разговора: найти ответ на вопрос “Как жить дальше”.
Я предлагаю вам прослушать Лунную сонату Людвига ван Бетховена так, словно вы слушаете такой внутренний диалог, почувствовать состояние этого человека и постараться рассказать своими словами о том, что вы поняли.
У. Во время прослушивания вы можете рисовать образы, записывать слова-характеры, слова-эмоции.
У. (После прослушивания). Понравилась вам музыка? Поднимите руки, кто слышал это произведение раньше. Расскажите о своих впечатлениях. Какой этот человек? Кто он? Что он чувствует? Он – мужчина, женщина?
Д. Мужчина.
У. Старый, молодой?
Д. Среднего возраста.
У. Что с ним случилось?
Д. Не понятно. Сначала музыка была тихой и медленной, затем оживленной, наконец, стала какой-то быстрой, взволнованной.
У. Как вы думаете, главным действующим лицом в этих трех частях является один и тот же человек или каждая часть представляет другого героя?
Мнения детей могут разделиться: одни могут говорить, что эти картины не связаны между собой общей идеей, другие – что это происходит с одним и тем же человеком.
У. Пожалуйста, поднимите руки, кто поддерживает ту и другую позицию (по очереди). Хорошо, давайте послушаем аргументы в пользу обеих точек зрения.
Аргументируют, как могут.
У. Хорошо. Чтобы выяснить кто же прав, необходимо во всем этом разобраться.
Чтобы поглубже понять, что происходит в этой сонате, пригласим музыковедов. Они изучили всю биографию композитора, сопоставили факты биографии с творчеством и обнаружили отражение жизненных переживаний композитора в его произведениях.
Вот молодой человек. Ему 32 года.
Соната посвящена Джульетта Гвичарди и теперь навеки связана с этим именем и предшествующими ей событиями.
Представьте только: он – известный музыкант, композитор, его знает вся Вена, его принимают в аристократических салонах и аплодируют именитые вельможи. Она – юная девушка, берет у него уроки музыки, нежное создание. Как это часто случается, учитель влюбляется в свою прекрасную ученицу и, чувствуя ответное чувство с ее стороны, предлагает ей руку и сердце. А она? Отказывает ему!!! А принимает предложение совершенно бездарного сочинителя музыки, некого графчика…
А теперь еще раз вслушайтесь в первые звуки сонаты: действие происходит днем или ночью?
У. Да, ночь, никакого света. Ночь – неЯсность. Мучительные поиски ответа на вопрос. Какой, по-вашему?
Д. Почему?
У. Конечно, золотые вы мои: если вслушаться в самую первую интонацию вопроса, можно услышать по-русски: “По-че-му?” или, “Как же так?”. Но на немецком языке это звучит “varum? (варум)” и “wie so? (ви зо)”. Не правда ли, нет совпадения в речевой и музыкальной интонациях. Но у Бетховена своя лексика – музыкальная. Послушайте фрагмент части ранее сочиненной сонаты №12, под названием marsh funebre. Читаем: “Marcia funebre sulla morte d'un Eroe”, т.е. похоронный марш на смерть героя. Вот откуда пришла интонация первой части сонаты и совершенно очевидно, что она означает. Что?
Д. ….
У. Да, образ гибели и крушения не самого героя, но всех его надежд. Но, поскольку герой жив, он переживает крушение своих надежд и мучительно ищет ответ на вопрос: “почему?” Вопрос этот проходит через всю ткань I части сонаты, но можно ли сказать, что человек повторяет его, находясь в неком эмоциональном ступоре?
Давайте, я поиграю вам сонату, и мы будем подыскивать слова, соответствующие эмоциональному состоянию вопроса:
Фрагмент1. Небольшое вступление – переборы звуков минорного трезвучия. Еще совсем недавно точно такие же триоли во II части сонаты № 8 наполнены пленительным чувством любви, душевной щедрости. А здесь, что мы слышим, как изменились триоли! Интонация голоса стала очень тихой, печальной.
Наконец, в верхнем голосе возникает интонация вопроса, нижний голос – сдерживает душевные порывы. Помните, мы слушали внутренние диалоги в прелюдиях Баха? Не правда ли, здесь тот же прием: есть голос души, которая рвется к своей мечте, стремится к достижению желаемого, и есть голос разума, голос мудрости, голос жизненного опыта, который советует обуздать чувства, чтобы выжить.
Вначале вопрос звучит благородно и спокойно.
Во втором эпизоде в вопросе появляется боль, душевные страдания. Словно человек обращается к своей судьбе: “ну почему, почему так получается у меня?”. Краски мрачнеют: чувства движутся от печали к горестному состоянию.
В третьем эпизоде вопрос звучит в самой высокой позиции: такое чувство, что человек дотягивается до своей мечты, но не может ее достать даже кончиками пальцев и срывается вниз.
Здесь мелодия разрушается – мы слышим, что человеку слов не хватает, он вообще не может говорить, он плачет тихо очень на низких звуках, т.е. глубоко-глубоко в раненом сердце своем, как могут плакать мужчины. В этом плаче нет обиды, просто невыносимая боль.
В репризе верхний голос подавляется, он не успокоился, но у него закончились аргументы, он еще возражает, но очень, очень слабо. Однако и голос разума не взял верха.
Первая часть заканчивается глухим переходом в нижний регистр, такое чувство, что человек забрался глубоко в себя, словно раненый зверь залег в берлогу, подальше от всех.
Как вы думаете, человек, в первой части справился со своим горем?
Д. Похоже нет. Он рассказал только о своем горе. Да и не всем, а самому себе.
У. Диалог не привел к ясности. Внутренний конфликт не разрешился.
Вторая часть. Фрагмент 6.
Как вы думаете, чей музыкальный портрет здесь представлен?
Д. Можно предположить, что это образ той самой девушки.
У. Согласна. Зачем Бетховен представляет нам образ той, которая его так ранила? Не лучше ли было бы вычеркнуть его из сердца, забыть?
Д. Надо показать, какая она красивая.
У. Это верно. Но обратите внимание, во второй части есть маленькая середина, которая многое объясняет. Послушайте, пожалуйста.
Вторая часть. Фрагмент 7.
Нет ли здесь еще одного портрета?
Д. Да это же сам Бетховен…
У. Конечно, интонациями и ритмом крестьянского немецкого танца он представляет самого себя, не галантного, не изящного, словом не аристократа.
В этой части композитор сопоставляет образ возлюбленной и собой. И здесь заложен самый главный конфликт, конфликт социальный, тот, что лежал в самых недрах эпохи Просвещения с ее французской буржуазной революцией, предъявившей требования предоставления права на место в обществе не по происхождению, а по достоинствам человека.
На слайде: “Князь! Тем, что вы являетесь, вы обязаны случайности рождения. Тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей существует и будет существовать тысячи, Бетховен же – лишь один”.
Эти слова Бетховен адресовал князю Лихновскому, к которому, впрочем, хорошо относился, посвятил ему Патетическую сонату.
Может быть, со стороны Бетховена нескромно было так говорить? Опять же, с другой стороны, Бетховен своим глубоким умом понимал, что он не только был на равных с ними, но выше всех этих князей по своему духу, пониманию сути вещей. Бетховен был аристократом не по происхождению, а по духу своему. Да, не галантен. Но главное ли это?
Во второй части композитор отстраняется от своего переживания и можно сказать, холодно исследует причину своего стресса. Возможен ли союз таких разных людей, как он и Джульетта?
Д. ...
У. Можно предположить, что композитор на уровне представления вполне допускает, что союз между этими людьми возможен вполне. Если такие понятия как “свобода, равенство, братство – не пустые слова”. По крайней мере, если бы только Джульетта мыслила также…
Но Бетховен – аналитик, реалист, а не мечтатель и понимает все очень глубоко и правильно.
Она прелестна, это правда. Но если она предпочитает ему пустого человека, но графа, значит, любви настоящей нет.
И логика неумолимо приводит его к следующей мысли: “как я мог позволить обмануть самого себя?” Ведь я знаю это общество, как никто другой. Как я мог поверить!” Логика его размышлений приводит к новому чувству. Какому?
Д. …
У. Ярости. На кого?
Д. На самого себя.
У. На самого себя. Так гневаться на себя мог только Бетховен. Беспощадно, с насмешками и издевками.
Финал сонаты – это избавление от страданий через самобичевание – своеобразное раскаяние, своего рода покаяние.
Как вы думаете, почему в следующем фрагменте музыка как бы застревает на одном месте, словно долбит по одному и тому же месту?
Такое впечатление, что Бетховен “лупит” себя от всего сердца: он же Бетховен! Теперь внутренний голос души становится голосом беспощадной воли. На слайде “Зло надо вырвать с корнем, беспощадно, “невзирая на лица”.
И Бетховен показывает, на что способна человеческая воля. Перед нами крайняя, самая совершенная и прекрасная форма волеизъявления: взять судьбу за глотку, взять себя за глотку и вытащить из трясины обстоятельств.
Финал завершается волей к жизни, деятельности. Конфликт исчерпан. О нем остался рубец на сердце и память, овеянная грустью.
Вот портрет 1805 года, после этой истории.
У. А как могла бы, по-вашему, закончиться эта история?
Д. …….
У. В чем красота такого волеизъявления, по-вашему?
Д. ……
У. Красота не в силе, а в направленности: заставить себя двигаться “вперед и вверх” к самосовершенствованию – это прекрасно.
А теперь поднимите руки, кто думает, что это три разных произведения?
…….
У. Я предлагаю рассказать вам о своих чувствах по поводу урока.
Рассказывают.
У. Поднимите руки те, кто обязательно отправится на концерт, если увидит на афише: Людвиг Ван Бетховен?
…….
У. Я хочу сказать, что наблюдала весь урок за вами и видела, как вы слушали музыку, как серьезно отнеслись к предложенным заданиям. Вы хорошо поработали, и потому урок получился интересным, и я говорю вам: Спасибо за урок!
На слайде: оценки “5”.
Домашнее задание: подумать и вспомнить художественное произведение, вид искусства значения не имеет, в котором можно наблюдать такое же сильное проявление воли. Подготовить небольшой рассказ об этом произведении.