Пояснительная записка.
Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, который, в свою очередь, представляет немаловажный раздел декоративно-прикладного искусства.
Ремесло ручной росписи ткани появилось практически одновременно с возникновением ткачества. Шло время, менялись технологии, появились новые материалы и оборудование Процессы украшения тканей механизировались. Но, тем не менее, извечное стремление женщин выглядеть неповторимо, подпитывал интерес к ручной росписи.
Ручная роспись ткани настолько увлекательна, что поможет активизировать внимание учащихся на создание декоративных композиций.
Задания направлены на то, чтобы знакомить ребят с этой интересной техникой и научить расписывать ткань разными приёмами. Учащиеся знакомятся с законами цветоведения и правилами композиции. В процессе создания авторских работ ученики реализуют свой творческий потенциал, развивают фантазию и художественное воображение.
Содержание курса рассчитано на изучение в течении 34 часов и включает в себя два раздела: “ История возникновения техники “батик”. Основы композиции и цветоведения”, “Различные способы росписи ткани”
Содержание курса.
Раздел 1. История возникновения техники “батик”. Основы композиции и цветоведения” (3 часа).
Цели изучения раздела: Знакомить с искусством художественной росписи ткани, изучить историю развития ручной росписи тканей на следующих моментах:
1) искусство крашения шелковых тканей;
2) искусство ручной набойки на Руси;
3) текстильный авангард;
4) текстильное панно и батиковые композиции.
Тема: “Немного из истории” (1час)
Цели и задачи: Знакомить учащихся с традиционными способами окраски тканей Древнего Востока и особенностями русской набойки. Изучить современное состояние искусства ручной художественной росписи тканей и роль русских художников- авангардистов в развитии искусства росписи тканей.
Тема: “Знакомство с искусством художественной росписи” (1 час)
Цели и задачи: Знакомить с искусством художественной росписи ткани, с материалами и инструментами ручной росписи, с вариантами технических приёмов ткани: свободная роспись, холодный и горячий батик, узелковый батик. Воспитывать эстетическое восприятие искусства художественной росписи ткани, приобщить детей к творческому стилю мышления.
Тема: “Основы композиции и цветоведения” (1 час)
Цели и задачи: познакомить детей с основами композиции и цветоведения, законами целостности, контрастов форм и цветовых отношений, движения как фактора выразительности линий, и объёмов новизны мотивов, учить выстроить гармоничную композицию, составить колоритную палитру, расширить кругозор.
Раздел 2. “Различные способы росписи ткани” (4 часа).
Цели и задачи: Знакомить с техникой художественной росписи ткани “узелковый батик”, с механическим резервированием тканей. Развивать у детей желание экспериментировать, воспитывать исследовательские качества, любознательность, аккуратность.
Урок 1. “Основы росписи “Солнышко” (1 час)
Выполнить различные раскраски ткани с помощью завязывания различных узелков на ткани. Механическое резервирование тканей.
Урок 2. “Узелковый батик “Ромашка” (1 час)
Выполнение упражнения. “Узелковый батик” путем складывания ткани и при помощи шланговой техники.
Урок 3. “Рисуем нитью” (1 час)
Варианты узелковой завязки куска хлопчато-бумажной ткани прямоугольной формы. Изготовление салфеток “Рисуем тканью”. Практическое упражнение по росписи ткани способом “зашивание”.
Урок 4. Творческие задания к теме.
Цели заданий- использовать практические навыки узелковой росписи ткани(механическое резервирование) для выполнения художественных работ.
Задание 1. Выполнить эскиз платка 20х20 см. Перенести идею эскиза платка на ткань размером 70х70 см, и используя навыки любого предыдущего упражнения. Запаривания платка.
Задание 2. Выполнить эскиз шарфа 15х45 см в цвете. Перенести идею эскиза на матерная (шёлк).
Задание 3. Выполнение салфеток на праздничный стол. Выполнить эскиз салфетки с узелковой композицией в цвете. Количество цветов – 3-4, цветовая гамма- любая. Изделие запарить.
Тема: “Свободная роспись” (6 часов).
Цели и задачи: знакомить с техникой художественной росписи ткани “Свободная роспись”. Учить подготовить материалы для составлений эскизов и использовать различные эффекты при помощи гранул мочевины, соли, сухих красителей. Развивать чувства композиции, художественное самовыражение, воспитывать желание достичь результатов, потребность воплотить свои чувства в художественном материале, творческую активность и воображение.
Урок 1. “Свободная роспись” (1 час)
а) Свободная роспись по солевому раствору;
б) роспись “по сырому”;
в) роспись “сухая кисть”;
Выполнение упражнения “Эффект дождя”, “Эффект заливки”, “Эффект пейзажа”.
Урок 2. “Беседа о художественных приёмах в живописной композиции “Пейзаж” (1час)
Разработка композиции “Зима” в технике свободной росписи ( по солевой загустке).
Урок 3. Выполнение декоративного панно “Осень” (шёлк, свободная роспись). (1 час)
Ткань расписывается по форэскизу. Возможны отклонения от эскиза- импровидация под
Руководством педагога.
Урок 4. Свободная кистевая зарисовка (2 часа)
Художественная роспись, оформление в багет. Выполнение “по сырому”, по солевому раствору, “Цветы леса”, “Туманное утро”, “Рябина”, “Старые сосны”, “Листопад”, “Лето”. Работу построить на гармоничном сочетании контрастных цветов.
Урок 5. Творческие задания по теме.
Разработка эскизов композиции “Пейзаж родной земли” и выполнение на материале.
Тема: “Холодный батик” (7 часов).
Цели и задачи: знакомить учащихся с техникой художественной росписи ткани, “холодный батик”, учить приёмам химического резервирования ткани, знакомить с законами витражной техники, выполнение упражнения с орнаментами замкнутого пространства, развивать композиционно-сочинительские умения, абстрагированное художественное мышление, умение ассоциировать.
Урок 1 Выполнение эскиза композиции для шарфика из шёлка (2 часа).
Придумать несколько вариантов композиций:
- “Осенние листья”.
- “Морские волны”.
- “Абстрактная композиция”.
Воплощение эскиза шарфика в технике холодного батика на шёлке. Перевод рисунка контурных линий на ткань. Натягивание ткани на раму. Обводка контурных замкнутых линий резервом. Заливка эффектом “Лепесток”. Цветовое насыщение у контурных линий. Запарка изделия.
Урок 2 Разработка композиции: “Золотая осень”, или “Весна” в технике холодный батик (2 часа).
Нанесение рисунка на ткань, резервирование прозрачным резервом все линии. Выполнение цветовой заливки. Использование различных эффектов: “эффект лепестка”, “эффект жилок”, “эффект дождевых капель”. Запарка изделия и оформление в раму.
Урок 3 Настенное панно. “Весенние бабочки”, “Декоративный натюрморт” (2 часа).
Составление декоративной композиции, используя тему движения цвета в пространстве, объединяя, соединяя, выполняя фантазийную композицию. Зарезервировать все контурные линии, выполнение цветовой заливки и роспись фона. Оформление рамы в багет.
Урок 4. Творческие задания к теме “Холодный батик” (1 час).
Композиция в технике холодный батик с использованием эффектов свободной росписи по ткани (соль, мочевина, сухие красители).
Варианты: “Цветы леса”, “Весенние воды”, “Утро”.
Тема: “Горячий батик” (14 часов).
Цели и задачи – знакомить учащихся с техникой художественной росписи ткани “горячий батик”, с видами горячего батика , учить наносить и снять горячий резерв с ткани, развивать потребность творческого процесса, расширить кругозор, формировать качества творческой личности, воспитывать интерес, лирический настрой души, терпение, умение достигнуть результата.
Урок 1 “Простой батик” (в одно перекрытие) (1 час)
Упражнение 1. Нанесение резерва щетинными кистями.
Упражнение 2. Использование твёрдых штампиков и других приспособлений.
Упражнение 3. Роспись от пятна.
Урок 2 “Простой горячий батик” (2 часа). Морозные узоры. Декоративные панно.
Составление эскиза. Зарисовка зимних узоров, снежных композиций. Инструкция педагога по выполнению техники простого горячего батика. Нанесение горячего резерва на шёлк. Нанесение краски. Снятие горячего резерва. Оформление работу в багет.
Урок 3 “Орнамент в квадрате” (эскиз для платка) (2 часа).
Выполнение сложного батика в 3 перекрытия. Выполнение логики очерёдности перекрытия горячим резервом цветовых орнаментальных пятен.
Урок 4 “Сложный горячий батик“ (1 час).
Поэтапное выполнение холодного батика по нарисованному на х/б ткани рисунку: резервирование белого цвета; окраска, резервирование основного цвета, окраска, резервирование дополнительного цвета фона, окраска.
Урок 5 Знакомство с техникой горячего батика “кракле” (1 час).
Инструктаж по выполнению техники “кракле”. Создание абстрактной композиции. “Ритм цветовых пятен для декоративной подушки”.
Урок 6 Выполнение наволочки для декоративной подушки в технике “кракле” (1 час).
Нанесение горячего им резервом контуры рисунка – аргумента или абстрактные пятна. Сушка. Покрытие цветом элементы орнамента. Сушка. Покрытие горячим резервом пространства с помощью щетинной кисти. Снятие с рамы, закраска полученных трещин.
Урок 7 Свободная композиция. Горячий батик. Кракле. (1 час)
Урок 8 Творческие задания (2 часа).
Настенное панно. “Натюрморт на природе” Смешенная техника (свободная роспись по солевому раствору. Простой горячий батик. Кракле).
“Астры”. Головной платок. Свободная роспись. Кракле.
Декоративная салфетка “Подсолнух”. Узелковая роспись. Кракле.
“Дождливое лето” Свободная роспись по солевому раствору. Выбелка. Эпизоды на тему погоды: “Дождь”, “Рассвет”, “Пасмурно”.
Урок творчества для выполнения выставочных работ (3 часа).
Выполнение декоративной композиции на ткани. Утверждение и самореализация в искусстве мастерства художественной росписи ткани. Техника на выбор:
- Свободная роспись + кракле.
- Холодный батик + кракле.
- Сложный батик + кракле.
Литература.
- Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов-на-Дону, 2000.
- Гильман Р.А “Художественная роспись тканей” Москва “Владос” 2003.
- Давыдов С.П. “Батик” М. АСТ-Пресс Книга 2005.
- Дворкина И.А.Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. – М.: ОАО Издательство “Радуга”, 2000.
- Ерошкин В.Ф. Принципы стилизации / метод, указания. – Омск, 1993.
- Масалова Е.В. “Батик в интерьере”. Ростов-на-Дону “Феникс” 2005.
- Программа. Основы народного и декоративного- прикладного искусства. Для школы с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 классы) / научный рук. Шпикалова Т.Я. – М., 1997
- Синеглазова М.А, Распишем ткань сами. – М.: Профиздат, 2000.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999. – С. 136-163, 192-194, 204-206, 260-261.
- Шорохов Е.В. Композиция. – М., 1985.