Задачи:
- Вызвать интерес к сказочному образу Снежной королевы.
- Познакомить с творчеством художников-иллюстраторов, используемыми ими средствами для создания сказочных образов.
- Формировать умение выделять главную тему в рисунке (цвет, размер, расположение, особенности внешнего вида).
- Учить передавать в рисунке характер сказочного героя.
- Развивать фантазию и воображение.
Методы и приемы:
- Рассматривание иллюстраций к произведению Г. Х. Андерсена
- Беседа по произведению “Снежная королева”
- Чтение стихотворений
- Игры: подвижная “Снежинки”, пальчиковая гимнастика “Снежный ком”, “Согревалка”
Раздаточный материал:
- кисти,
- стаканы с водой,
- акварельные краски,
- палитры,
- тряпочки,
- листы белой бумаги формата А4.
Предварительная работа:
- Знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена.
- Чтение произведений Г.Х.Андерсена.
- Рассматривание иллюстраций к его произведениям, выполненных различными художниками.
Ход занятия
- Вводная часть
В центре на столике выложены произведения Ганса Христиана Андерсена, с которыми познакомились дети. На доске – иллюстрации к произведению Г. Х. Андерсена “Снежная королева”. Дети входят в группу, располагаются вокруг стола. Воспитатель приветствует детей, загадывает загадку:
Воспитатель: Белым пледом парк укрыла,
Воду в речке остудила,
Все дороги замела –
В гости к нам пришла…(Зима).
Воспитатель предлагает детям подойти к окну.
Воспитатель: Да, ребята, наступила холодная зима. Назовите приметы зимы.
Ответы детей.
Воспитатель: Всю землю накрыла зима сияющим, белым, мягким одеялом. Деревья стоят в пушистых белых шапках, в воздухе водят хороводы белые снежинки.
Воспитатель приглашает детей пройти на ковер, присесть на него и послушать стихотворение С. Дрожжина “Снег летает и сверкает” в исполнении ребенка:
Ребенок:
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня
Словно пухом устилает
Все долины и поля.
Все в природе замирает:
И поля и темный лес.
Снег летает и сверкает
Тихо падает с небес.
Воспитатель: Ребята, а что значат строчки… “Снег летает и сверкает, тихо падает с небес”?
Ответы детей: Снежинки падают с неба, опускаются на землю.
Воспитатель: (включает музыку) Закройте глаза. Вслушайтесь в музыку. Представьте, что вы превратились в снежинки и закружились в танце.
Дети поднимаются на ноги, проводится игра “Снежинки” <Приложение 2> .
2. Основная часть
Воспитатель: Помните, как любили смотреть на снежинки Кай и Герда.
Ответы детей.
Воспитатель: Героями какой сказки они являются?
Ответы детей: Герои сказки Ганса Христиана Андерсена “Снежная королева”.
Воспитатель: Помните, как вечером перед самым сном Кай захотел еще раз взглянуть на снежную улицу. “За окном кружились белые снежинки. Одна снежинка упала на край цветочного горшка и на глазах у Кая стала быстро расти. Она росла, росла, и Кай вдруг увидел, что перед ним стоит ослепительная красавица”. Кто это был?
Ответы детей: Снежной королевой.
Воспитатель, включает произведение П.И. Чайковского из цикла “Времена года. Январь”. “У камелька”. Демонстрирует иллюстрации, читает отрывок из сказки:
Воспитатель: “На голову и плечи Снежной королевы было накинуто покрывало, сотканное из миллионов сверкающих снежинок. Вся одежда ее была из блестящего голубого льда. А глаза ее сияли, как звезды. До чего же она была хороша! Но каким холодным и тяжелым был ее взгляд”. Такой представил Снежную королеву писатель Ганс Христиан Андерсен. А какой представляете ее вы? Опишите свою Снежную королеву, используя карточки-схемы <Приложение 1>
Дети описывают образ Снежной королевы. Воспитатель направляет детей, помогает в составлении описательных рассказов.
Воспитатель: Вот поговорили мы с вами о Снежной королеве, и мне стало холодно. А вам? (делает согревающее движение). Вставайте со стульчиков, давайте согреемся.
Пальчиковая гимнастика “Погреемся” (“Снежный ком”) <Приложение 2>
Воспитатель приглашает детей за столы. Закрепляет правила рисования кистью и красками, напоминает таблицу смешения красок.
Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежат краски, кисти, бумага. Какие цвета вы будете использовать для изображения Снежной королевы?
Ответы детей: Холодные: синий, голубой, фиолетовый; белый; розовый.
Воспитатель включает музыку П.И.Чайковского “Фея Драже”. Дети приступают к работе. Воспитатель подходит к каждому ребенку, помогает в работе.
3. Заключительная часть
По окончанию рисования проводится анализ работ.
Воспитатель:
- Какие цвета использовал ребенок для изображения Снежной королевы?
- Какой характер у героини?
- Аккуратно ли выполнена работа?
Далее педагог организует просмотр детьми всех работ. Каждый ребенок называет имя того ребенка, чей рисунок ему понравился, объясняет почему. Педагог отмечает все рисунки.
При организации совместной деятельности педагога с детьми в группе организуется выставка “Снежная королева глазами детей”.
Литература.
- Сказки Г.Х.Андерсена из серии “Тридесятые сказки”. РИО “Самовар 1990”, Москва, 2004.
- Снежная королева и другие сказки Г.Х.Андерсена. ООО “Омега-пресс”, Москва, 2005.
- Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет. Дошкольное воспитание. – 2005. - №3.
Музыка.
- Чайковский П.И. “Фея Драже”.
- Чайковский П.И. “У камелька” из цикла “Времена года. Январь”.