Цель и задачи:
- формировать экономическую культуру, предполагающей потребность и умение активно действовать в условиях экономической свободы, понимание тех требований к личности, которые предъявляет изменяющаяся экономическая обстановка;
- через деловую игру уяснить механизм функционирования рынка рабочей силы, усвоить навыки найма и самостоятельного устройства на работу, оформления и подписания контрактов;
- развивать коммуникативные умения.
Ход игры
- тестирование “Ваш потенциал управления собственным делом” (Приложение 1)
- формирование групп: предприниматели и работники.
- заполнение бланков.
- инструктаж (знакомство с правилами игры).
- игра
- рефлексия.
Содержание игры и правила.
Моделируется ситуация найма предпринимателем работников по контракту на год и более. Одна половина в роли нанимателей, другая – предпринимателей Основанием для деления групп могут быть итоги тестирования, ранжирования, самоопределения.
У каждого нанятого изначально лишь первый квалификационный разряд, но он может его повысить, пройдя обучение. Для этого следует уплатить в банк определенную сумму. Функцию банкира может выполнять учитель. Для обучения на второй разряд требуется 250 монет, на третий – 500 монет, на четвертый – 1000 монет, на пятый – 2500, на шестой – 7000 монет. Обучение может быть поэтапным (2, 3, и т.д. разряд) или разовое (сразу на шестой разряд, если у принятого на работу есть для этого необходимая сумма денег).
Примечание:
1) деньги на повышение квалификации можно получить, лишь устроившись на какую-либо работу;
2) можно взять кредит в банке под 50% годовых. Уплативший деньги в банк считается прошедшим обучение и получает сертификат.
Сертификат: Имя ___________________________
квалификационный разряд_________________
подпись банкира__________________________
Банкир записывает в ведомость имя прошедшего обучение, полученный им разряд, уплаченную сумму. Также банкир снимает с лицевого счёта этого работника сумму, необходимую для получения данного разряда. Расчёты осуществляются безналичным способом.
Банковский документ “Ведомость”
№ ФИО разряд сумма
Лицевой счёт предпринимателя (работника)
№ приход расход остаток
При приёме на работу предприниматель ориентируется на уровень квалификации работника, в соответствии с этим определяются условия контракта. Выгодно принимать квалифицированного работника, так как от этого зависит годовая прибыль. Если работник сумел в течение года несколько раз повысить свой разряд, он должен каждый раз подписывать новый контракт с тем же хозяином на следующий год или требовать пересмотра контракта. Он вправе заключить контракт с другим предпринимателем.
У каждого предпринимателя есть первоначальная сумма на лицевом счету, например 10000 монет.
Лицевой счёт
№ счёт расход остаток 1000
Исходя из своих средств, он стремится нанять как можно больше работников наивысшей квалификации. При заключении контракта стороны должны оговорить как минимум: вид работы, характер, продолжительность рабочего времени (день, неделя, месяц), вид и размер заработной платы, срок действия контракта. также можно зафиксировать и прочие условия: продолжительность отпуска, предоставление служебной квартиры и т.п.
Все условия согласовываются сторонами, контракт подписывается. Он составляется участниками в произвольной форме, но обязательно с выделением первых трех пунктов и хранится у работника. в случае возникновения вопроса об источниках доходах он предъявляет контракт в банк.
Сразу же после заключения контракта предприниматель снимает со своего счёта денежную сумму и выдает зарплату вновь принятому за первые полгода. Остальная сумма выплачивается по итогам года во время экономического анализа ситуации, с учетом полученного работником дохода.
Вновь принятый сразу записывает полученную сумму в свой лицевой счёт. Любой человек имеет право устраиваться на работу к неограниченному числу предпринимателей.
Собственно игра заключается в проведении деловых встреч и переговоров заинтересованных участников, в подготовке и согласовании контрактов, их подписании и оформлении всей финансовой документации (лицевых счетов). Условное время игры – год, реальное – 10-15 минут.
Предприниматели могут объединяться в группы фирм (корпорации) для более быстрого завоевания рынка труда. Но в этом случае они должны платить в фонд социального страхования (фонд помощи безработным) 5-10% своей годовой прибыли. Работники также могут объединяться в ассоциации, профсоюз. В случае безработицы ассоциированные работники получают дополнительное пособие по безработице в размере 30 монет в месяц сверх установленного официального минимума – 50 монет.
Безработным, т.е. тем участникам, которые в течение года не смогли устроиться на работу, не подписали ни одного контракта, выплачивается пособие по безработице в размере 50 монет в месяц на полгода вперед, что составляет сумму 300 монет. Это участник может в течение второго года повысить свой разряд и еще раз попробовать устроиться на работу, подписав контракт с каким-либо предпринимателем. Но для получения пособия по безработице он должен предъявить в банк как минимум два письменных отказа принять его на работу с указанием причин отказа. Этот документ заполняется произвольно, подписывается предпринимателем и является основанием для обращения участника в банк с целью получения пособия по безработице.
Итоги подводятся по следующим показателям.
Работодатель | Работник |
1. Количество работников | 1. Какое количество денег заработал |
2. Их квалификационный уровень | 2. + Деньги, потраченные на обучение |
Суммарная прибыль за год: – сумма месячной прибыли x 12, если принял за год 5 и более работников, то прибыль увеличивается на 10%; – если сумма прибыли меньше 10000 монет, то предприниматель объявляется банкротом и переводится в категорию “работник” |
3. Если заработал 15000 монет, то становится предпринимателем (покупает патент в банке, который стоит 10000 монет) |
Рекомендации.
- заготовить визитки “предприниматель”, “работник”;
- подготовить бланки необходимой документации;
- контролировать правильность ведения участниками их финансовой документации. Так, остаток на счету предпринимателя с учетом полученной за год прибыли должен быть больше (или равен) суммы, выданной данным предпринимателем в качестве зарплаты нанятым работникам.
Рефлексия.
- Какую роль я исполнял?
- Почему я в этой роли?
- С какими результатами я пришел к окончанию игры?
- Что у меня получилось?
- Что не удалось?
- Почему?
Литература.
- Боголюбов. Обществознание. Москва. 2005.
- Прутченков А. Свет мой, зеркальце скажи…Москва. Новая школа. 2001.
- Райзберг Б.А. “Введение в экономику”. М.Просвещение. 1995.
- Казаков А. “Школьнику о рыночной экономике”. М. Общество “Знание”. 1993.
- Куприянов Б.В., М.И.Рожков, И.И. Фришман “Организация и методика проведения игр с подростками”. М. Владос. 2001.
- Шебетенко А.И. Тесты для делового человека и для всех. Пермь. Алгос-Пресс. 1998.