Урок русского языка во 2-м классе "Обозначение мягкости согласных гласными буквами" (национальная школа)

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ: обобщение знаний об обозначении на письме мягкости и твёрдости согласных звуков последующими гласными буквами.

Развитие речи учащихся;

Учить обобщать и доказывать;

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки, таблички слов.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационная часть.
  2. Вопросы по пройденным темам.
  3. Выявление темы урока, основываясь на знания детей.
  4. Работа над словами: диктовка, работа над значением слова, нахождение мягких и твёрдых согласных.
  5. Всегда твёрдые и мягкие.
  6. Игра “Охарактеризуй звуки”
  7. Звуко-буквенный анализ слов.
  8. Обобщение.
  9. Итог урока.

1. Организационная часть.

2. Ответы на вопросы (повторение)

- Принятый порядок расположения букв. (Алфавит)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

- Сколько гласных букв? (10)

- Главные члены предложения?

- Какая часть речи обозначает предмет?

- Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3) (й, ч, щ)

- Обозначение звуков на письме? (буква)

- Сколько пар по звонкости и глухости в русском языке? (6)

- Буквы, которые не обозначают звука. (ь, ъ)

3. Сейчас я называю слова, а вы записываете гласные буквы (буквы, обозначающие гласные звуки). Если буква встречается два раза, то записываем одну букву.

Слова: пальто, ученик, язык, берёза, юла, эхо. (а, о, у, е, и, я, ю, э, ы, ё)

- На какие группы можно разделить эти буквы?

- а, о, у, э, ы - указывают на твёрдость предыдущего звука.

е, и, я, ю, ё - на мягкость предыдущего согласного звука.

- Какая тема нашего сегодняшнего урока?( Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами).

4. Пока вернёмся к словам ПАЛЬТО, УЧЕНИК, БЕРЁЗА,ЮЛА, ЭХО, КУКЛА.

- Что можно сказать об этих словах? (словарные слова, кроме ЮЛА, ЭХО, КУКЛА)

- Что ещё можно сказать? (имена сущ-ые)

- На какой вопрос отвечают имена существительные?

- Запишем эти слова под диктовку в два столбика. (1-кто? 2-что?)

- На какой вопрос отвечает слово КУКЛА? Почему так думаете?

- Подчеркните одной чертой – мягкие согласные, двумя- твёрдые.

5. Даётся табличка слов “машина”, “чаща”.

- На что мы должны обратить внимание? (на слоги ши, ча, ща)

- Почему? (буква и не может указать на мягкость предыдущего согласного звука, потому что звук “ш” всегда твёрдый)

- Ещё какие всегда твёрдые звуки мы знаем? (ж,ц)

- Буква а должна бы нам указать на твёрдость предыдущего согласного . Но что мы знаем о звуках “Щ”, “ч”? (они всегда мягкие)

6. Охарактеризуй звуки:

- Первый звук в слове “пенал” (согл., парный глухой, мягкий)

- Пятый звук в слове “город” (согл., парный глухой, твёрдый)

- Четвёртый звук в слове “ночь” (3 звука)

7. Звуко-буквенный анализ слов: юла, лиса, Рая.

8. Обобщение.

- Давайте, сделаем вывод. Что мы видим? (диван и скамейка)

- Чем они отличаются друг от друга? (диван- мягкий, скамейка- твёрдая)

- Тогда какие буквы мы расположим на мягком диване, а какие на твёрдой скамейке?

9. Итог урока.

- Что мы закрепили сегодня?

- А что нового узнали?

- Поднимите руки, кто понял на “5”

на “4”

на “3”

- Кто не понял?