ЦЕЛЬ: обобщение знаний об обозначении на письме мягкости и твёрдости согласных звуков последующими гласными буквами.
Развитие речи учащихся;
Учить обобщать и доказывать;
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки, таблички слов.
ПЛАН УРОКА:
- Организационная часть.
- Вопросы по пройденным темам.
- Выявление темы урока, основываясь на знания детей.
- Работа над словами: диктовка, работа над значением слова, нахождение мягких и твёрдых согласных.
- Всегда твёрдые и мягкие.
- Игра “Охарактеризуй звуки”
- Звуко-буквенный анализ слов.
- Обобщение.
- Итог урока.
1. Организационная часть.
2. Ответы на вопросы (повторение)
- Принятый порядок расположения букв. (Алфавит)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
- Сколько гласных букв? (10)
- Главные члены предложения?
- Какая часть речи обозначает предмет?
- Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3) (й, ч, щ)
- Обозначение звуков на письме? (буква)
- Сколько пар по звонкости и глухости в русском языке? (6)
- Буквы, которые не обозначают звука. (ь, ъ)
3. Сейчас я называю слова, а вы записываете гласные буквы (буквы, обозначающие гласные звуки). Если буква встречается два раза, то записываем одну букву.
Слова: пальто, ученик, язык, берёза, юла, эхо. (а, о, у, е, и, я, ю, э, ы, ё)
- На какие группы можно разделить эти буквы?
- а, о, у, э, ы - указывают на твёрдость предыдущего звука.
е, и, я, ю, ё - на мягкость предыдущего согласного звука.
- Какая тема нашего сегодняшнего урока?( Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами).
4. Пока вернёмся к словам ПАЛЬТО, УЧЕНИК, БЕРЁЗА,ЮЛА, ЭХО, КУКЛА.
- Что можно сказать об этих словах? (словарные слова, кроме ЮЛА, ЭХО, КУКЛА)
- Что ещё можно сказать? (имена сущ-ые)
- На какой вопрос отвечают имена существительные?
- Запишем эти слова под диктовку в два столбика. (1-кто? 2-что?)
- На какой вопрос отвечает слово КУКЛА? Почему так думаете?
- Подчеркните одной чертой – мягкие согласные, двумя- твёрдые.
5. Даётся табличка слов “машина”, “чаща”.
- На что мы должны обратить внимание? (на слоги ши, ча, ща)
- Почему? (буква и не может указать на мягкость предыдущего согласного звука, потому что звук “ш” всегда твёрдый)
- Ещё какие всегда твёрдые звуки мы знаем? (ж,ц)
- Буква а должна бы нам указать на твёрдость предыдущего согласного . Но что мы знаем о звуках “Щ”, “ч”? (они всегда мягкие)
6. Охарактеризуй звуки:
- Первый звук в слове “пенал” (согл., парный глухой, мягкий)
- Пятый звук в слове “город” (согл., парный глухой, твёрдый)
- Четвёртый звук в слове “ночь” (3 звука)
7. Звуко-буквенный анализ слов: юла, лиса, Рая.
8. Обобщение.
- Давайте, сделаем вывод. Что мы видим? (диван и скамейка)
- Чем они отличаются друг от друга? (диван- мягкий, скамейка- твёрдая)
- Тогда какие буквы мы расположим на мягком диване, а какие на твёрдой скамейке?
9. Итог урока.
- Что мы закрепили сегодня?
- А что нового узнали?
- Поднимите руки, кто понял на “5”
на “4”
на “3”
- Кто не понял?