Традиционно внеклассные мероприятия по математике в рамках предметной недели проходят по параллельным классам. Особенностью игры “Математические гонки” является то, что соревнуются учащиеся среднего звена со старшеклассниками (сборная 6-х классов и 10 класс), причем:
- для шестиклассников участие в игре - это закрепление учебного материала,
- для старшеклассников - это возможность в игровой форме повторить приемы устных вычислений, проценты, действия с дробями (что важно в качестве подготовки к ЕГЭ).
Игра “Математические гонки” проводится по типу телевизионной игры “Большие гонки”, состоит из трех конкурсов, которые различны как по организации и проведению соревнований, так и по тематике заданий.
Одним из главных факторов успешности в соревнованиях (наряду со знаниями основных алгоритмов действий с дробями, приемов рациональных вычислений, умениями решать задачи на проценты) является умение работать в команде.
Целью подготовительного этапа является не только знакомство учащихся с программой проведения конкурсов, но и формирование команд участников игры, так как наряду со знаниями по математике потребуются знания по литературе, умения быстро двигаться, быть внимательными, координировать свои действия с другими участниками команды.
Проводить игру следует в просторном помещении (спортивном зале, актовом зале), т. к. первые два конкурса предусматривают беговые эстафеты для участников.
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКИ
Игра “Математические гонки”
Цели:
- Повторить навыки устного счета, действия с дробями, простой и сложный процентный рост.
- Развивать интерес к математике.
- Тренировать умение работать в команде.
Конкурс “Лабиринт дробей”.
Количество участников от каждой команды:
2 счетчика (выполняют вычисления),
3 курьера для доставки букв,
Составитель пословицы (девиза).
Задание на тему “Действия с дробями”: ответ первого примера является первым числом следующего примера
Б 1,2 х 8 С 5,4 - 4,8 О 0,25 + 2,5 Ь 0,3 х 18 С 0,5 + 5,5 Е 6,8: 0,4 У 0,8 + 0,4 О 0,25: 1/11 Т 6:20 Д 100: 125 Ч 10:15 М 0,6 х 5/12 И 12,5 х 0,8 Е 2/ 3 - 1/6 Р 13,6 х 0,5 Л 2, 75 х 4 / 11 Е 9,6 + 4 Г 17 - 4,5
Зашифрованная поговорка “Береги честь смолоду”.
Проведение.
Начинают счетчики: решают примеры (ответы каждого примера – первое число в следующем примере), передают полученные ответы курьерам.
Курьеры получают ответы, бегут к столу с ответами, забирают нужную букву и относят ее к составителю девиза.
Составитель девиза должен определить девиз.
Задание выполняется в течении 5 минут обеими командами одновременно. Команды имеют право дать досрочный ответ (если они догадались, каков девиз). Если девиз не верно сформулирован - засчитывается поражение (т. е. 0 баллов).
2. КОНКУРС “Деньги любят счет ”
Организация конкурса.
Кол-во участников (12 человек от команды + 2 “банкира” независимых):
10 счетчиков (выполняют устные вычисления) от каждой команды.
По 1 участнику для показа карточек с примерами для устного счета.
По 1 казначею от команды.
Задания для устных вычислений(на отдельных карточках)
задание ответ задание ответ (6 + 9) х 2 30 18: 3 + 9 15 160: 2 + 20 100 (8 + 4) х 3 36 63: 3 -1 20 (32- 12): 4 5 19 х 2 - 8 30 640: 8 + 20 100 50 + 80 - 20 110 90 + 50 - 30 110 23 + 2 10 32 + 1 10 32 - 23 1 32 - 23 1 450: 5 - 5 85 240: 6 - 6 36 9 х 30 + 30 300 5 х 50 + 50 300 9 х (30 + 30) 540 5 х (50 + 50) 500
Проведение (по типу игры “Ручеек”).
1. Счетчики выстраиваются в две колонны (друг за другом), “банкиры ” занимают место за столами (ответы накрыты “монетами”), на расстоянии 2-3 метров встают участники с комплектами карт для показа, казначеи команд готовят казну для приема денег.
2. По команде ведущего начинается показ карточек с заданиями для устного счета (не более 15 сек на показ каждой карточки). Счетчики устно вычисляют значение выражения и бегут к столу “банкира” для получения в случае правильного ответа “монеты”. Если ответ дается неверный, то “монета” остается у “банкира”. Заработанные монеты отдают казначею команды.
3. КОНКУРС “Мудрые вкладчики ”
Организация конкурса.
Кол-во участников:
4 представителя от каждой команды.
По одному представителю от каждого банка.
Задание для участников: за отведенное время (7 минут) нужно выбрать банк так, чтобы начальная сумма вклада (заработанные деньги 1 монет = 1 тыс. рублей) максимально увеличилась за 3 года.
1. Представители команд занимают места за своими столами.
2. Представители банков начинают рекламную акцию своего банка.
- “Коммерческий банк”. (Девиз “Наша работа – ваша прибыль”)
- “Семейный банк” (Девиз “Вместе с вашей семьей растет ваше благополучие”)
- “Бизнес-банк” (Девиз “Другие обещают, а МЫ реально платим”).
Условия “Коммерческого банка”: выплата доходов вкладчикам, исходя из 10 % годовых.
(Формула дохода: 1,331 S)
Условия “Семейного банка”: выплата 5 % на первоначальный вклад после первого года с последующим увеличением выплат ежегодно на 5 % на первоначальный вклад(фиксированная сумма).
(Формула дохода: (1,05 + 1,1+ 1,15)S= 3,75 S
Условия “Бизнес- банка”: выплата ежегодно 20 % от внесенной суммы.
(Формула дохода: 1,6 S)
Каждая команда в течение 7 минут выполняет задание. (В течении данного времени проводится конкурс болельщиков)
По истечении времени представители каждой команды сообщают свой выбор банка.
Представители банков показывают свою формулу доходов.
ПОДВОДЯТСЯ ИТОГИ ИГРЫ.