Если будет вода и ни одной
рыбки – я не поверю этой воде. М. Пришвин Тема : Вода в природе. Пресная вода.Цели :
Методы : словесный, наглядный, практическийОборудование : компьютер, проектор, экран.Урок сопровождается компьютерной презентацией. На лабораторных столах учащихся: пластиковая бутылка, песок, гравий, мутная вода, картон, полиэтиленовый пакет, прозрачное резиновое кольцо, ножницы, набор фломастеров. |
|
Ход урока |
На экране |
1. Организационный момент: Вода – бесценное богатство, без нее невозможна жизнь на планете. Количество ежесуточно расходуемой человечеством пресной воды в настоящее время можно сравнить с годовой добычей всех полезных ископаемых. Но видимые громадные запасы воды, её доступность и дешевизна определили бездумное, бесхозяйственное отношение к ее использованию. А это может привести к катастрофе. Цели сегодняшнего урока: Рассмотреть роль воды в природе и жизни человека; Изучить методы очистки воды, а особенно питьевой воды; Указать влияние загрязнителей воды на живые организмы, в частности на здоровье человека; Подвести обучающихся к пониманию необходимости бережного и экономного отношения к водным ресурсам в быту, в школе, на отдыхе. Показать, как природная вода способна самоочищаться в результате физического процесса - фильтрации. |
|
2. Изучение нового материала: Вода, занимая 71% поверхности Земли, является самым обильным и ценным ресурсом. 97% воды – соленая, а 3% - пресная вода. Вода способствует сохранению климата и очищает окружающую среду от загрязнений. Будучи необходимой для жизни, вода составляет от 50% до 97% веса растений и животных [4]. Высокое содержание воды в клетке – необходимое условие ее жизнедеятельности. В живом организме вода – это среда, в которой осуществляются химические реакции. Процессы пищеварения и усвоения пищи человеком и животными связаны с переводом питательных веществ в раствор. Растения получают питательные вещества из почвы только в виде растворов. |
|
Вода нужна практически во всех отраслях
народного хозяйства. Самый крупный потребитель
воды в нашей стране - сельское хозяйство, на
втором месте стоят промышленность и энергетика,
на третьем – коммунальное хозяйство города. Так, безвозвратное потребление воды в сельском хозяйстве составляет 60%. Для того чтобы вырастить 1т пшеницы, требуется 1500т воды, 1т риса – более 7 тыс. тонн, 1т хлопка – около 10 тыс. тонн воды. Подсчитано, что для производства суточной нормы пищевых продуктов в расчете на одного человека требуется не менее 6м? воды. Современные крупные теплоэлектростанции потребляют огромное количество воды. Только одна станция мощностью 300 тыс. кВт расходует до 120м? воды в секунду или более 300млн. м3 в год [5]. Вода необходима и промышленности, причем число водоемких производств растет с каждым годом. В некоторых производствах только для того, чтобы выпустить тонну готовой продукции, нужно затратить сотни тонн воды. |
|
В нашей стране ежегодно расходуется около 117,3 км3 (117,3·109 млрд. тонн) воды, из них 50% идет в сельское хозяйство,40% - в промышленность, 10% - на бытовые нужды [1]. | |
Неравномерный характер выпадения
атмосферных осадков в различных регионах мира
обусловил дефицит пресной воды в одних районах и
избыток в других. Хотя 3% всей воды приходится на долю пресной , человечество может использовать лишь 0,003%, так она либо сильно загрязнена, либо залегает на очень большой глубине, либо содержится в айсбергах, полярных льдах, в атмосфере, в почве [5]. И, несмотря на это, вода остается, как мы видим, в числе самых нерационально используемых ресурсов мира. Мы безумно расходуем и загрязняем ее. |
|
Основная причина загрязнения водных
бассейнов – сброс в водоемы неочищенных или
недостаточно очищенных сточных вод
промышленными предприятиями, коммунальным и
сельским хозяйствами. Подсчитано, например, что
если город потребляет в день 600 тыс. м3 воды, то он
дает около 500 тыс. м3 сточных вод. Большинство
предприятий в целях снижения концентрации
вредных веществ в сточных водах разбавляет их. Во
всем на разбавление сточных вод ежегодно
затрачивается примерно 5500 км3 чистой воды –
втрое больше, чем на все другие нужды
человечества Наиболее радикальное решение проблемы предотвращения загрязнения водоемов сточными водами – строительство предприятий с замкнутой водооборотной системой. Примером может служить обогатительная фабрика Кировоградского медеплавильного комбината. Общее водопотребление фабрики составляет 13 500м3 в сутки . Раньше эту воду сбрасывали, чем загрязняли открытый водоем. Теперь 10 200м3 воды в сутки, предварительно очищенной в отстойниках, циркулирует в замкнутом цикле [1]. |
|
В 2005 году в Вяземском районе
образовалось 44492 т отходов, что значительно
меньше уровня прошлого года, в связи со снижением
объёмов производства, ликвидацией части
предприятий, более точным учётом, разработкой
нормативов образования и лимитов размещения
отходов. Наибольший вклад в образование отходов вносят следующие предприятия: ОАО "Юкар-Графит", завод ЖБШ,ФГУП, “ОАО”Завод СК и СД", ОАО "Вяземский машиностроительный завод", локомотивное депо, УПП ВОС, МП "Водоканал", ПМС-96, ЗАО "Технографит", завод ЖБИ, вагонное депо, ОАО "ДСК". |
|
Природоохранные мероприятия по
Вяземскому району: Выполнен и выполняется ряд природоохранных мероприятий, позволяющих снизить техногенную нагрузку на окружающую среду:
ГУ"Вяземским сельским лесхозом" восстановлен лес на площади 50 га на сумму 20.0 тыс. руб. |
|
Путь, который проходит загрязненная
вода во время очистки, можно проследить по
условной схеме: сточные воды – механическая
очистка – биохимическая очистка – доочистка на
песчаных (или сетчатых) фильтрах – возврат на
предприятие. К питьевой воде предъявляются более строгие требования, так как распространены болезни, передаваемые через зараженную питьевую воду : брюшной тиф, холера, бактериальная дизентерия, инфекционный гепатит, амебная дизентерия и другие. |
|
Проследим по таблице как обычные химические загрязнители питьевой воды [4] воздействуют на здоровье человека | |
Вывод: Поэтому путь очистки питьевой воды более длинный: механическая очистка – биохимическая очистка – осветление – обеззараживание – стабилизация – умягчение – возврат к потребителю. К механическим способам очистки относят : осаждение, фильтрацию, нефте- и маслоулавливание, отстаивание, флотацию. Физико-химические методы очистки включают осаждение с помощью химических реагентов, применения гидролиза, электролиза, ионного обмена, адсорбции, коагуляции, хлорирования, озонирования. Биологические методы бывают аэробные (проводятся при помощи аэробных микроорганизмов в биологических прудах, на биофильтрах, в аэротенках – огромных резервуарах из железобетона, в которых биологическим объектом выступает ил) и анаэробные (сбраживание органических остатков при помощи анаэробных микроорганизмов) [2]. |
|
Во всем мире остро стоит проблема
пресной воды, дефицит которой испытывает и
некоторые районы нашей страны. Один из путей для
получения – опреснения соленой морской воды. В
настоящее время в мире построены уже около ста
опреснительных станций. Существуют разные
методы опреснения морской воды, но особенно
перспективны атомные опреснители, рассчитанные
на переработку большого количества воды. Такая
электростанция, опресняющая 120 тыс. м3 воды в
сутки, построена на берегу Каспийского моря в г.
Шевченко. На таких станциях одновременно с
опреснением воды возможны и получение
электроэнергии. В будущем более мощные установки
будут производить свыше 1 млн. М3 пресной воды в
сутки [5]. Несмотря на столь незначительный объем пригодной пресной воды, на каждого жителя земли все еще приходится 8,4 млн. литров воды. Но эти запасы уменьшаются, если мы все не начнем потреблять воду интенсивнее, чем восполняются ее запасы в результате ее естественного круговорота [4]. |
|
3. Закрепление нового материала: 1. Ваши предложения по охране пресной воды?2. Подводя итог всего сказанного, решим простую задачу: предложим, что весь запас воды на планете равен 100 л, пресной воды в ней – 3%, доступно для человека только 0,5% пресной воды. Сколько литров пресной воды используется человеком, если из доступной пресной воды человек может использовать только 0,003%? Сейчас мы выясним с вами, как природная вода способна самоочищаться в результате физического процесса - фильтрации. |
|
Практическая работа “Самоочищение
воды в естественных условиях” [1] Степень очистки воды с помощью фильтров, имитирующих дно водоемов и водостоков, можно продемонстрировать, определяя призрачность воды до и после фильтрации. Определение прозрачности основано на поглощении света взвешенными частицами. Подготовка к работе.
|
|
Ход работы Очистка воды при фильтрации через породы, слагающие речное дно
Вопросы Что происходит с водой в процессе фильтрации? Может ли гравий сам по себе обеспечить такой эффект? |
|
Определение прозрачности воды
|
|
Выводы урока Запасы воды на Земле значительны, но остро встала проблема чистой воды из-за ее загрязнения. На сегодняшний день есть два пути решения этой проблемы: бережное отношение, учет и создание безотходных технологий. Методы очистки воды выбирают в зависимости от загрязняющих веществ и требований, предъявляемых разными производствами при использовании природной воды. Природная вода обладает способностью к
самоочищению- восстановлению первоначальных
свойств в результате естественных
биологических, химических и физических
процессов. К физическим процессам относится
фильтрация, происходящая, в частности, в породах,
слагающих речное дно. |
|
4. Домашнее задание На дом: провести расчеты потери питьевой воды при ее утечке из водопроводного крана в течении часа, дня, месяца, года при условии: а) вода непрерывно капает (определяете время, за которое наполняется стакан); б) вода течет тонкой струйкой ( аналогичный подсчет). Подумайте на досуге: 1. На собрании общества Голландских департаментов водных ресурсов была высказана жесткая критика по поводу качества поверхностных вод в стране. Один из участников встречи, господин Гроен, осудил практику некоторых компаний разбавлять токсичные отходы перед сбросом в природные водоемы: “Таким образом им удается выполнить требования государственных законов о сточных водах, но…” Какие аргументы вы можете привести, продолжив выступление господина Гроена? [4]. 2. При отсутствии воды человек погибает на 5-6-й день, а при отсутствии пищи может жить 2 – 3 недели. Объясните данные факты [3]. |
|
Литература
|
Урок элективного курса "Химия и экология" в 9-х классах на тему "Вода в природе. Пресная вода"
- Иванова Татьяна Николаевна, учитель химии, биологии
Разделы: Химия