Разработка урока по литературе в 11-м классе по теме "Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина "В ту же землю""

Разделы: Литература


Да, наше общество больно, и его надо лечить.

Фазиль Искандер

Цели:

  • сформировать умение доказывать свою точку зрения на прочитанное произведение;
  • выявить актуальность прозы Распутина для современных читателей.

Стадия вызова Чтение стихотворения С. Куняева “Распутину”.

На родине, как в космосе, не счесть
Огня и леса, камня и простора,
Все не вместишь, не потому ли есть
У каждого из нас своя Матёра,
Своя Ока, где тянет холодок
В предзимний день от влаги загустевшей,
Где под ногой еще хрустит песок
Крупнозернистый и заиндевевший…
Прощай, Матера! Быть или не быть
Тебе в грядущей жизни человечьей –
Нам не решить, но нам не разлюбить
Твоей судьбы непостижимо вещей.
Я знаю, что необозрим народ,
Что в нем, как в море, света или мути,
Увы, не счесть…. Да будет ледоход,
Да будут после нас иные люди!
Прощай, Матёра, боль моя, прощай,
Ярости, что слов заветных не хватает,
Чтоб вымолвить все то, что, через край
Переливаясь, в синей бездне тает…

Слово учителя

Слушая стихотворение, вы поняли: разговор наш сегодня о писателе В.Г. Распутине, о произведениях которого говорят много. Его называли “деревенщиком”. Одни вкладывали в это определение уничижительный смысл. Другие к распутинской прозе относились и относятся с уважением, восторгаются, как А.Вознесенский:

Я в Лондон попал из сибирской распутицы,

Внушаю издателю так и сяк:

Рекомендую вам книгу Распутина,

Такой талантище, наш сибиряк.

Так ли это? Вспомним, что нам известно об этом писателе, составим кластер

Cообщение учащихся о писателе.

А.Г.Распутин родился в рабочем поселке Усть-Удав1937году. Писатель вспоминает: “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке, известной всему свету, о которой слагались легенды и песни. Я верю, что в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел – от вошедшей в меня красоты обомлел, от явившегося из нее сознательного и материального чувства родины”. “Все это помогает понять, по мнению земляка Распутина, писателя М. Сергеева, откуда у современного горожанина, учившегося в Иркутском университете, работавшем в местных газетах, живет это доброе, неиссякаемое чувство земли, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров”.

Интерес к книгам писателя огромен во всем мире. В прошлом году В. Распутин побывал в Китае. Один из его попутчиков рассказывает: “Валентина Григорьевича встречали как национального героя, залы были забиты до отказа, при его появлении люди вставали и кланялись”, - пишет Д. Шеваров в статье “…Его и запомните”.

Итак, мы знакомимся с произведением, в котором писатель продолжает говорить с нами о совести, о душе человека, о нравственности.

Беседа по рассказу

Что мы узнаем о нелегкой судьбе героини?

Составим таблицу “История жизни главной героини повести”.

Работа в группах

I группа:

Как начиналась жизнь героини?

В восемнадцать лет она убежала от матери на стройку. Работала в столовой, в самом горячем месте. Она никогда не была красивой, но все считали её миловидной, доброй за блеск больших карих глаз. В столовой всегда была в центре внимания. Когда перекрывали Ангару, ее имя голубой краской было выведено на одном из кубов. Хотя выводил один, но по общему мнению. Годы и годы она крутилась в счастливой карусели работы. Сердце ее билось возбужденно. И по-деревенски замкнутая, она раскрылась, разговорилась, научилась смотреть смело, отвечать дерзко. Звали ее Пашенькой.

II группа:

Что получилось?

Дважды выходила замуж. Семья не сложилась. Детей у нее нет, есть только приемная дочь, которую растила трудно. Дочь ее не любила, а видела в ней не мать, а воспитательницу. Не стало в жизни Пашеньки ярких праздников. Разорвалась ниточка, ввязывающая героиню с дочерью и матерью.

III группа

Что есть?

Сорок лет героиня живет в городе, но никого нет поблизости. Ни к ней никто, ни она ни к кому. Все стали называть ее Пашутой, порой не зная ,имя это или фамилия. На зиму она взяла к себе свою мать Аксинью Егоровну. С героиней живет и внучка Танька, с которой как-никак посветлела ее жизнь.

Какие отношения сложились у героини с дочерью, внучкой, старенькой мамой?- Неласкова была со своей матерью. Даже то, что Пашута брала мать три зимы подряд, их не сблизило. Родство, замечает автор, с годами ушло, как с годами мелеет река без подземных вод.

Распутин сюжет своих произведений основывает на неожиданных поступках главных героев. Вспомните, в повести “Живи и помни” Настена, всю жизнь жившая заботами деревни, прячет мужа-дезертира. В рассказе “Уроки французского” учительница Лидия Михайловна играет со своим учеником на деньги. Какое неожиданное решение принимает героиня рассказа “В ту же землю”, когда умерла ее мать?

Чем вызвано такое решение Пашуты? Как сама она объясняет свой поступок?

Только ли из-за отсутствия денег приняла героиня свое решение? Вспомните разговор со Стасом. Это к нему идет Пашута за помощью.

Как бы похоронили Аксинью Егоровну в деревне?

Проверка домашнего задания

Двучастный дневник

Да, можно понять, Нет, нельзя согласиться с тем,
почему героиня решила нарушить что мать героини должна уйти общепринятые
обряды погребения. в мир иной не так, как все.

Художественный пересказ сцены похорон

- Как ведут себя Пашута, ее внучка, Стас?

- Какую роль играет пейзаж? Сравните два отрывка из рассказа, первый-описание пейзажа во время прихода Пашуты к Стасу и второй - описание природы во время похорон.- Именно через пейзаж, на мой взгляд, дано отношение автора к героине.

Какая безысходность звучит в описании яблоньки под окном Стаса Николаевича! “…и ранней весной и поздней осенью одинакова. На нее было больно смотреть. Никак не могла затянувшаяся осень проломиться в зиму. Слишком заморилось все”. Так же больно смотреть на Пашуту, кажется трудно простить и понять ее ,хотя думы героини полны горечи и отчаяния: “Почему же так жестоко устроена жизнь, почему так мало счастья отпущено человеку на земле и неужели это надолго - одиночество, стыд, разобщенность, стыд за тех, кто потерял всяческий стыд?”В сцене похорон идет снег, как бы “дарующий прощение за беззаконные действия”. Да, снег-это всегда символ чистоты и надежды. И автор прощает героиню, жалеет ее, надеется на нее и верит в нее.

- Что поразило Пашуту, когда она весной пришла на могилу матери?

- Здесь героиня нашла еще два холмика. Она идет к Стасу и от него узнает, что одна могила Сереги, друга Стаса, другая - неизвестно чья. Во время этой встречи со Стасом Пашута слышит, что и Стас завещал похоронить в том же месте.

- Как вы объясните такое пожелание героя? Ведь раньше он Пашуту называл за ее решение даже сумасшедшей.

- Стас возмущен тем предательством, тем равнодушием к своему другу, тем, что вокруг царят подлость, бесстыдство, и ему теперь не нужны традиции и обычаи. С горечью герой замечает, что в этом мире правят “подлость, бесстыдство, каинство”.

Рассказ В.Г .Распутина заканчивается тем, что Пашута пришла в церковь, чтобы поставить свечки на помин души рабов Божьих Аксиньи и Сергея и одну во спасение души Стаса.

- Как бы вы объяснили такой финал рассказа?

Смерть матери, запретные похороны, думается, изменили героиню. А, может быть, ее вернула к жизни внучка Танька, которая во время похорон была рядом с Пашутой, поддерживала ее: “Ты думаешь, что я неродная, а я родная…хочу быть родной. Хочу помогать тебе, хочу, чтоб ты не была одна! Мы вместе, бабушка, вместе!” Именно внучка напоминает Пашуте, что прабабушка Аксинья Егоровна была верующей, именно Танька заставляет разбираться в том, о чем Пашута боялась додумать “Одно дело - грубо, вопреки правилам, спровадить неприкаянную душу, и совсем другое - если и там у души дом родной, где ее ждут”.

- Не случайно Пашута в тот вечер говорит внучке: “Крестить тебя надо…тебе жить”.

- Когда читаешь заключительные строки рассказ, невольно вспоминаешь строки В.Кострова, посвященные Свиридову:

И хора сладкое согласье,
Мерцающее в звездной мгле,
Так внятно говорит о счастье,
Еще возможном на земле.
Молись и верь, земля родная,
Проглянет солнце из-за туч!
А золотые двери рая
Скрипичный отворяет ключ!

Рефлексия

В “Слове А.И.Солженицына”, произнесенном при вручении премии его имени писателю В.Г. Распутину 4 мая 2000 года, дана такая оценка этому произведению “рассказ большой силы”

- В чем, по-вашему, нравственные уроки писателя В.Г. Распутина?

- Нельзя, чтоб человек оставался один. Плохо, когда он чересчур нелюдимый, не имеет в душе тепла к тем, с кем его сводит жизнь. Так, оказавшись в одиночестве, Пашута потеряла себя. Нет больше прежней Пашуты, есть некрасивая, уставшая от жизни, огрубевшая, опустившаяся женщина. - Нельзя разрушать деревню,- считает автор. Уничтожение деревни, обычаев (когда всем миром помогали человеку в беде, когда доверяли друг другу, когда на свадьбу и похороны собиралось все село) -это для писателя разрушение души народа, уклада жизни. Это потеря памяти. А без памяти ты уже и не человек.

- “Никакое общество… не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, подрубив корни, уповать на ветви”.

Домашнее задание

  1. Что нового узнал ты сегодня?
  2. Что оказалось сложным или не совсем понятным?
  3. Что было интересным, запомнилось больше всего?
  4. Чему ты научился?
  5. Что нового узнал о себе и своих одноклассниках, учителе?
  6. Над чем хочется поразмышлять?
  7. Какие вопросы, на твой взгляд, были интересные, скучные, как бы ты построил беседу?
  8. Прочти новую повесть В.Г. Распутина “Нежданно-негаданно”

Литература.

  1. Котенко Н.Н. Валентин Распутин. Очерк творчества.- М.: Современник,1988.
  2. Панкеев И.А. Валентин Распутин.- М.: Просвещение, 1990.
  3. В.Г. Распутин. В ту же землю.- М.: Вагриус, 2003.