Проект занятия "Кожаный марафон". Изготовление изделий из кожи

Разделы: Технология


Цели, задачи:

  • дополнить знания о коже;
  • познакомиться с основными приёмами работы с кожей и в процессе практической работы закрепить эти приёмы;
  • развивать творческое мышление при изготовлении изделия из кожи;
  • воспитывать самостоятельность, аккуратность, акцентировать внимание учащихся на культуре труда и ТБ.

Инструменты и материалы:

  • ножницы;
  • отходы натуральной кожи разных оттенков;
  • клей;
  • пинцет для держания над пламенем свечи элементов изделий;
  • свеча и спички;
  • булавка;
  • игла;
  • спица;
  • ватные палочки для клея;
  • тесты.

Наглядность:

  • выставка кожаных вещей;
  • выставка книг;
  • образец объекта труда;
  • ИТК «Изготовление изделия из кожи».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

Прозвенел уже звонок,
Готовы ли начать урок?...
Все на месте… Молодцы!
Потихонечку присели,
На меня все посмотрели.
Цели, задачи ставлю для вас (перечислить цели и задачи).
Задачи понятны? Цели ясны?
Тему узнаем чуть-чуть впереди.
А начнём мы с повторенья.
Всем известно – повторенье – мать ученья.
Справа на столе тесты есть у вас
С ними будете работать Вы сейчас.
Пред собою их кладём,
Ручку в руки мы берём.
А теперь хочу узнать,
Надо ль что-то пояснять?
Если нет, то приступайте
И заданье выполняйте.
Итак, время пошло –
У вас три минутки всего.

2. Тесты:

1. Определите последовательность выделки кожи. (Пронумеруйте)

4          Сушка
6          Отделка
1          Консервирование (соление)
5          Жирование
3          Дубление
2          Мездрение

2. Кожа используется при изготовлении … (дополните):

– одежды;

(Обуви, посуды, жилища, музыкальных инструментов, транспортных средств, военного снаряжения, спортивного снаряжения…)

3. Можно ли гладить кожу? (Укажите правильный ответ)

Да (через проутюжку)
Нет

4. Какие дубильные материалы ты знаешь? (Дополните)

– берёзовая кора;

(Дубовая кора, ивовая кора, еловая кора и шишка, сосновая кора, ольховая кора, толокнянка, кермек, конский щавель, чернильные орешки…)

5. Возможные способы соединения кожи … (дополните)

– склеивание;

(Сшивание, оплётка, плетение, крючки, молнии, скрепки, кнопки…)

Тесты по цепочке передайте,
Оценки выставлю Вам, знайте.
А сейчас, продолжим говорить о коже:
Как она пластична
И послушна, и достаточно прочна.
(Обращение к выставке изделий из кожи)
Есть куча сношенных сапог,
Вещам, увы, приходит срок.
И всё же жизнь вторую коже
Дать мы с Вами можем.

– Выбрасывать всё не спешите: ведь из вышедших из моды вещей мы сможем смастерить немало изящных и полезных изделий, приятно удивив своих близких.
Здесь в композиции присутствует мяч, и это не случайно. Ведь и в спорте есть кожаные предметы. Какие? (Маты, груша, боксёрские перчатки…кроссовки).
Эти кроссовки из фондов нашего музея и носил их Иван Сергеевич Ярыгин. Для нашей школы соревнования, турниры – дело обычное, а вот урок у нас будет сегодня необычный.
Предлагаю марафон организовать, но не спортивный и не интеллектуальный, а какой? Подскажите, как его назвать? (Кожаный).

– Догодались? Молодцы!

Тему урока (имя уч-ся) ещё раз проговори.
Есть ведь соревнования за кубок «кожаный мяч»,
Почему бы и нам так урок не назвать.
Теперь скажите:
о марафоне много ль информации нашли,
Кто выполнил д/з доложи…
Откуда же произошло это слово,
Слушаем историю марафона.

(Школьная энциклопедия.– История древнего мира, стр. 428.)

– Битва при Марафоне – первая крупная победа греков над персами имела великое значение для всего хода Греко – персидских войск. После марафонской битвы в Афины был послан гонец с вестью о победе. Пробежав всё расстояние от Афинского Акрополя, он выкрикнул: «Мы победили!» и упал замертво. В память об этом событии с 1896 года в составе олимпийских игр проводятся спортивные состязания – марафонский бег на дистанцию 42 км 195 м.

Экскурсия в прошлое завершена
Нас ждут вполне земные дела.
А давайте:
«Кожаный» слово разберём:
Корень, суффикс, окончание найдём.
(Имя) сделает это
Выходи к доске ты смело.
Вы, девчата, помогайте,
Если что, то исправляйте.

Разбор слова с комментариями.

Кожаный: кож – корень, ан – суффикс, ый – окончание.

– А почему одну «н» надобно писать? (Суффикс «ан» указывает – сделанный из чего-нибудь,  суффиксы «ан» и «ин» –относящиеся к птицам или животным: утиный).

Сейчас «кожаный марафон» мы открываем…
Всё непременно получится у вас,
Готовым изделием сможете порадовать вы нас.
Только технологическую последовательность выполняйте правильно,
Итоги потом подведём обязательно.
Причём, итоги мы в музее подведём,
Туда, мой друг, ты будешь приглашён.

Слово Любовь Сергеевне Акулич (родной сестре И.С. Ярыгина).

Сегодня изготовим вот такое украшение.
Минуточку, ещё чуть-чуть терпенья.

– Посмотрите какие инструменты лежат у Вас на столе? (Ножницы, игла, спицы...)

Повторение правил ТБ.

– Вот теперь к практической работе готовы.

На столе у каждого есть ИТК (инструкционно-технологическая карта – см. Приложение).

3. Работа с ИТК, обсуждение в парах

Звучит музыка.

1 этап:

а) 2 детали выкраиваем рационально – основа;
б) 2 поперечных разреза на величину булавки;
в) просунуть булавку;
г) наклеиваем полученную заготовку на другую.

Если есть вопросы – задавайте.
Если всё  понятно, то к практической части приступайте.

Звучит музыка, контроль за выполнением задания.

– Начало есть, продолжим работу дальше.

2 этап:

а) раскрой листьев;
б) обжигание листьев на свече;
в) наклеивание листьев на основу.

– Стоп! Говорю вам я,
– Сейчас предстоит работа небезопасная! Почему? (С огнём).
– А знаете ли вы возраст свечи? (Предположение, обсуждение).

– Ей ни больше, ни меньше как 2000 лет! Их изготавливали из камыша, обмакивая высушенную камышинку в расплавленное сало. Долгое время свечи были очень дорогие и пользоваться ими могли, позволить себе, только богатые люди.
– А как Вы думаете, кто делал свечи? (Предположение, обсуждение).
– Этим занимались мыловары. Они получали воск из жира животных, а потом из полученной массы пекари – люди, которые пекут хлеб – делали свечи.
– А знаете ли Вы, ребята, что свечи использовались ещё и как часы? Люди посчитали – насколько сгорает свеча приблизительно за час и сделали на ней отметки. Получились своеобразные часы.
Вечерами у свечи собиралась целая семья. Считалось, что в пламени свечи сгорает всё плохое. Если при горении слышится сильный треск, то вокруг много отрицательной энергии и наоборот. Если свеча горит без треска, значит, нас окружает положительная энергия и хорошее настроение.
– Давайте и мы с Вами зажжём свечу и узнаем, какое настроение нас окружает. При этом помним, как обращаться со спичками и огнём.
– Слушаем тишину! (Обсуждаем, как горят свечи).

4. Демонстрация обжигания листика с комментариями

Свечи наши уж горят…
Напоминаю вам ещё я раз: выкраиваем листики рационально, обжигаем осторожно и наклеиваем листики на основу с творческим подходом. Выполнение практической работы.

5. Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль

6. Работа с ИТК, обсуждение в парах под музыку

3 этап:

а) вырезаем полоску по спирали, в книгах вы это видели, да?
б) накручиваем полоски на спицу;
в) обжиг на свече 2-3 мин;
г) время на остывание;
д) наклеивание вьюнчика.

7. Демонстрация накручивания полоски на спицу (с комментариями), обжиг и снятие остывшего вьюнчика со спицы

Выполнение практической части самостоятельно.
Беседа: понравилась ли работа с кожей?

8. Работа с ИТК, обсуждение в парах

4 этап:

а) готовим лепестки (фантазия, творчество);
б) обжигаем лепестки;
в) наклеиваем лепестки, в результате получаем – цветок.

– Всё внимание на меня – смотри, как делаю я. (Сгибаем лепесток пополам, пинцетом закрепляем, край лепестка отгибаем, на свече обжигаем).

– Сейчас самостоятельно всё повторяем и готовый цветок собираем.

9. Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль

10. Работа с ИТК, обсуждение  в парах

5 этап:

а) раскрой середины цветка;
б) накалывание на иголку;
в) обжигание на свече;
г) наклеивание.

11. Демонстрация накалывания, обжига середины цветка ( с комментариями)

Выполнение практической части.

12. Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль

Окончательная отделка изделия.

Поработали на славу
И конечно всем нам браво.
Укращения все сюда определяйте
И рабочие места Вы убирайте…

Уборка рабочих мест.

На мой взгляд урок прошёл не зря,
С задачей справились, друзья.
Порадовали, удивили,
Все оценки заслужили.

Оценивание изготовленных изделий – обсуждение (качество готового изделия, творческий подход, аккуратность, самостоятельность, рациональность при выкраивании, соблюдение правил ТБ, умение работать с ИТК).

– И, как всегда, поставим оценки себе и мне.

Дата,
тема урока

Ф.И учашегося

Соблюдение
правил ТБ

Рациональность
при выкраивании

Аккуратность Самостоятельность Умение работать с ИТК Творческий подход Самооценка Оценка
учителя
 

 

                             

– Чему  научились на уроке?
– Справились ли с поставленными задачами?

Устали? Но нет – ещё "д/з" записали:

– Подготовка к проекту «Изделие из кожи».

Чтобы с выбором определиться,
Можно к выставке книг обратиться.

– Творческое задание – «Гимн коже».

Вот звенит уже звонок
И окончен наш урок.
Всем спасибо говорю,
За урок благодарю.