Цели занятия:
- тренировать в различении на слух звуков [п] [п'] – [б] [б'] (изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях) с опорой на их артикуляционные признаки;
- закрепить соотнесение глухих звуков [п] [п'] с буквой Пэ, а звонких [б] [б'] с буквой Бэ;
- упражнять в звукобуквенном анализе слов;
- закреплять понятия звонкий, глухой согласный;
- активизация зрительного восприятия, моторики рук;
- развивать фонематическое восприятие;
- расширять словарный запас по темам “Животные”, “Птицы”, “Одежда”.
Раздаточный материал: фишки для обозначения звуков, звуковые дорожки, рабочие тетради, карандаши простые.
Демонстрационный материал: презентация к занятию; мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Слайд №1. Презентация
Кинезиологические упражнения (улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарии, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма).
1. Упражнение “Пальчики здороваются”. Схема № 1. <Рисунок №1. Приложение 1>.
Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе.
2. Упражнение “Кулак – ребро – ладонь”. Схема № 2. <Рисунок № 2>.
Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8–10 раз. При затруднениях в выполнении помогайте себе командами (“кулак – ребро – ладонь”), произнося их вслух или про себя.
II. Развитие фонематических процессов.
Слайд №2.
1. Игра “Шифровальщики”. Схема №1.
Учитель-логопед называет звук, дети выкладывают на партах фишку, обозначающую этот звук.
- Совместная работа учителя и детей. <Рисунок № 3> [с, о, б, а, к, а].
- Самостоятельная работа, проверка по образцу учителя. Схема № 2. <Рисунок № 4> [п', и, т, у, х].
III. Введение в тему занятия.
1. Отгадать загадки.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи. (Собака)Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днем он – забияка,
Поутру – часы. (Петух)
2. Звукобуквенный анализ.
А)
- К какой из схем подходит слово собака?
- К какой из схем подходит слово петух?
Слайд № 3.
3. Характеристика изучаемых звуков.
- Назовите третий звук в слове собака.
- Произнесите в зеркало звук [б] три раза.
(Один из детей у доски заполняет таблицу артикуляционными признаками звуков [б] [б']). <Рисунок № 5>.
- Дайте ему характеристику (с опорой на план-схему характеристики звуков).
- Назовите ему парный мягкий звук. [б']
- Дайте ему характеристику (с опорой на план схему характеристики звуков).
- Проверим, так ли Влад выложил схемы, обозначающие положение органов артикуляции.
Б) Аналогично работаем со словом петух, характеризуя звук [п?], а затем звук [п].
Вывод о теме занятия: Сегодня мы будем различать звуки [б][б’] – [п][п’] и буквы П – Б.
IV. Работа над новым материалом.
1. Дифференциация изолированных звуков [п] [п'] – [б][б'].
- Я назову звук, а вы поднимите соответствующую фишку. <Рисунок № 6> [п, б, п', п, б', б].
Слайд № 4.
2. Дифференциация звуков [б][б’] – [п][п’] в слогах.
А) Чтение слоговой таблицы.
- Приложите ладонь тыльной стороной к шее и читайте по стрелочкам.
Слайд № 5.
Б) Воспроизведение слоговых рядов.
- Я буду называть слоги, вы их внимательно послушайте, запомните, повторите (с мячом).
Па – ба – ба пя – бя – бя пло – бло – пло
Пы – бы – пы бе – бе – пе бил – пил – бил
Слайд № 6.
В) Игра “Наоборот” – преобразование слогов, слов (с мячом).
- Послушайте, произнесите, заменяя звонкие согласные звуки [б] [б'] на глухие [п] [п] и наоборот.
* на слух Ба – па Бо – Бу – Бе – Бё – |
* с помощью схем на слайде пой – бой почка – папка – папа – падать – |
Слайд №7.
3. Дифференциация [б][б’] – [п][п’] в словах.
А) Назвать картинки и разобрать их в два столбика: со звуками [б][б’] и со звуками [п][п’].
* * *
Эй, ребята, побыстрей
Собирайте в цирк зверей!
Кто же будет выступать?
Всех попробуем назвать…
- Какую букву вы будите писать в словах первого столбика?
- А какую букву напишите в словах второго столбика?
Б) Исключение лишнего.
Назвать лишнюю картинку в первом столбике и объяснить свое решение.
I столбик. *Голуби – птицы, собака, белка, баран – животные.
II столбик. *Черепаха не птица; *петух – (п'), черепаха, цыплёнок – (п).
Слайд № 8.
4. Подготовка руки к письму. <Рисунок № 7>.
Внимательно посмотрите на картинки. Обведите только те, в названии которых есть звуки [б][б’]. (Бабочка, грибок)
V. Физкультминутка.
Слайд № 9.
Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.
1. Упражнение “Обними плечи”. <Рисунок № 8>.
Исходное положение: встаньте прямо, руки согните в локтях и поднимите их на уровне плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. В момент объятия сделать резкий вдох через нос, а когда руки расходятся спокойный тихий выдох через рот. Возникает эффект “накачивания” себя воздухом.
Важно! В момент объятия руки идут параллельно друг другу, а не крест-накрест. Ни в коем случае их не меняйте, при этом всё равно, какая рука сверху – правая или левая; руки широко в стороны не разводить и не напрягать. Упражнение нужно выполнить 12 раз по 8 вдохов-движений. Его можно делать также сидя и лёжа.
2. Упражнение “Понюхай цветок”. <Рисунок № 9>.
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо и сделайте шумный короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево и шумно вдохните носом с левой стороны. Поворачивая голову, не фиксируйте её положение на середине, шею не напрягайте. Выдыхайте свободно через рот между вдохами, не задерживая дыхания. Движения головой не должны быть резкими.
VI. Закрепление.
Слайд № 10.
4. Работа со звуковой дорожкой. <Рисунок № 10>.
- Определите количество звуков в слове. Обозначьте место звуков [б][б’], [п][п’]. Напишите букву Б или П.
А) Совместная работа.
Б) Самостоятельная работа. Проверка по образцу учителя.
Слова: голуби, цыплёнок, цапля, белка; (самостоятельно) петух, собака, баран, черепаха.
Слайд № 11.
5. Дифференциация звуков [б][б’] – [п][п’] в словосочетаниях.
А) Составить словосочетания.
- Назовите картинки: голуби, репа, блюдце, барабан, попугай, перчатки.
- Ответьте, что и какого цвета?
Логопед называет цвет и бросает мяч ребенку, он возвращает его с подобранным существительным.
- Красный …, жёлтая …, белые …, чёрные …, голубое …, разноцветный … .
Б) Обозначить буквами П, Б место звуков [б][б’] – [п][п’] (начало, середина, конец слова) в схемах словосочетаний. <Рисунок № 11>.
Слайд № 12.
6. Дифференциация [б][б’] – [п][п’] в предложениях.
Бабушкина игра.
Вам бабушка прислала
На наряды сто рублей.
Что хотите, покупайте,
Но наряды выбирайте
Лишь со звуками [б], [ б’] в названье…
Приготовились. Вниманье!
(Отвечать нужно полными предложениями)
- Вы наденете юбочку с блузкой или платье? (Я надену юбочку с блузкой.)
- Вы выберете шубу или пальто? (Я выберу пальто.)
- На голове будет берет или шляпа? (На голове будет берет.)
- На шею наденете бусы или цепочку? (На шею надену бусы.)
- Блузку украсят бантики или пуговицы? (Блузку украсят бантики.)
- Выбирайте обувь: сапоги или ботинки. (Я выберу ботинки.)
Слайд № 13.
VI. Итоги занятия, оценка деятельности учащихся.