Цели урока:
- Закрепить и углубить знания, умения и навыки по теме: “Доли”.
- Развивать наблюдательность, активизировать познавательную деятельность через решение логических задач.
- Развивать мышление, воображение, внимание.
- Воспитывать заботливое, доброе отношение к природе, окружающему миру.
Оборудование:
- Высказывание о природе.
- Схема – школа в окружении лесов.
- Изображение зимнего леса.
- Карточки с задачами.
- Кормушка.
- Семена – плоды подсолнечника, плоды рябины, семена тыквы, арбуза.
- Карточки с заданием.
- Рисунки для составления цепи питания.
- Фланелеграф.
- Удлинитель для ТСО.
- Демонстрационный столик.
- Наборное полотно – 6 шт.
Методические приемы: работа в группах, беседа.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Александровна Антонова. Я учитель начальных классов школы № 10.
Сегодня я проведу у вас урок математики. Он пройдет в форме экскурсии, где вы покажете свои знания по математике и природоведению.
Обратите внимание на геометрического человечка “Знайку”. Мы знаем, что он всегда в руке держит букву “Н”.
- Что она означает?
- Изучение нового материала.
- А какая сегодня буква у него в руке?
- Буква “О”.
- Что она означает?
- Обобщение.
- Правильно. Молодец!
Сегодня у нас урок обобщения по теме “Доли”.
Экскурсия в зимний лес”
Цель нашего урока: обобщить, закрепить и углубить знания по теме “Доли”.
Постараемся применить эти знания в решении важной экологической проблемы нашего края.
Оформление нашего класса говорит, что
Зимний лес, зимний лес
Полон сказок и чудес.
Глядя на эту красоту, вспоминаются прекрасные строки из альбома
Яко Ругоева “Картины природы”
“О, природа, застыну в молчанье
Перед вечной твоей красотой.
Твои глуби, оттенки, звучанья,
Повторю ли я в песне простой…”
Эти строки заставляют нас задуматься, как сохранить неповторимую красоту природы. Если красиво, значит в окружающем мире все в полном порядке, экологическая культура на высоком уровне.
Главным богатством нашего края является очень красивый природный ландшафт. Мы живем с вами в лесостепной зоне. Летом наш город утопает в зелени лесов и парков. И если мы с вами не будем.
Учиться считать,
Делить, умножать
Прибавлять, вычитать,
Запоминать.
Без точного счета
Не сдвинется с места
Никакая работа.
А работы у нас много.
- Какое сейчас время года.
- Зима.
- А месяц?
- Январь.
Январь на Руси называли “сечень”, т. е. он рассекает зиму пополам.
- Сколько дней в половине зимы, если вся зима длится 90 дней.
- Сорок пять дней в половине зимы.
- Мы знаем, что доля – это часть. Какую часть составляет зима от года?
- Четвертую часть.
- Правильно. Потому что в году четыре времени года.
- Молодцы.
Впереди 45 зимних дней. Какой бы ни была теплой зима, пусть на улице слякоть, а в лесу она наверняка вступила в свои права. В лесу она как дома. В такие ажурные кружева его нарядила. Белые стены стоят по сторонам просек. Под белыми шапками не шелохнутся сосны. Часто о зимнем лесе говорят:
“ Сказочно красив”. Эту красоту, ребята, увидим, когда доберемся до ближайшего леса.
- Посмотрите на схему, где изображена ваша школа. Что находится вокруг нее?
- Леса.
- Прежде, чем приступить к выполнению задания, давайте встанем. Возьмемся за руки и произнесем магические слова.
Мы группа, значит, мы способны действовать.
- Прошу сесть.
- Посмотрите на бейджики. Рядом с вашим именем напечатана роль в группе.
1. Встаньте капитаны – вы отвечаете за работу в целом в группе.
2. Встаньте чтецы – вы отвечаете за чтение задания для более осознанного его понимания.
3. Встаньте писари – вы записываете решение задачи.
4. Встаньте докладчики – вы выступаете с готовым решением.
5. Встаньте контролеры – вы проверяете: все ли поняли принятое решение, отвечаете за дисциплину в группе.
Прочитайте задачу №1 см. приложение №1
.Приступайте к работе.
- Какой ответ получился в первой группе?
- Расстояние от школы до Варежного леса 6 км.
- Назовите ответ 2 группа?
- Расстояние от школы до Малинового леса 4 км.
- Какой ответ в задаче у 3ей группы?
- Расстояние от школы до Угольного леса 2 км.
- Судя, по вашим ответам скажите: “Какой лес ближе к вашей школе?
- Угольный лес.
Мы в лесу. Все увидели красоту зимнего леса, и сразу захотелось ее сберечь, стать самым добрым, отзывчивым. И оказать помощь лесным жителям.
- Кому будем оказывать помощь в зимнем лесу?
- Зимующим птицам.
- Каких птиц можно встретить в зимнем лесу?
- Снегирь, синица, дятел.
- В чем будет выражаться наша помощь.
- Смастерим и развесим кормушки. Заготовим корм.
Вторая половина зимы для пернатых друзей самая трудная. Отличается обильным снегопадом, сильными метелями.
Но птицы не боятся холода, а боятся голода. И поэтому на помощь приходят люди.
А для того, чтобы покормить наших птичек, которые к нам прилетели, мы решим задачу №2. см. приложение №2
Назовите ответ задачи 1 группа.
- 25 кг. семян собрали учащиеся.
- Свой ответ назовет 2 группа.
- Всего дети собрали 45 кг корма.
- Третья группа назовите ответ.
- Площадь кормушки равна 8 дм.
Корм заготовили.
Из чего мы будем мастерить кормушку?
- Из фанеры, картона, пластиковых бутылок.
- Как повесить кормушку на дереве?
- Не забивать гвоздями, а прикручивать.
Давайте покормим наших птичек.
- Возьми третью долю тыквенных зерен из кучки и насыпь в кормушку для снегиря.
- Возьми четвертую часть плодов подсолнечника для воробьев.
- Возьми пятую часть плодов рябины из кучки для синичек.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Физкультминутка:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник посмотри –
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний
Путешественник скворец
Тут минутке и конец.
- Какая птичка лишняя?
- Скворец. Он прилетает к нам весной.
- Мы немного отдохнули, продолжим работу.
У каждого члена группы на столе лежат карточки с заданием. См.приложение №3
Почитайте его:
Назови доли круга в порядке их увеличения и в соответствии с этим запиши буквы. Ты получишь зашифрованное слово.
Зашифрованные слова: жизнь, птицы, звери.
Все думают, что лес зимой спит. Это не так. Жизнь просто бурлит в зимнем лесу. Большая часть времени диких животных уходит на поиски пищи.
Жизнь птиц и зверей тесно связаны между собой в цепи питания.
Посмотрите на рисунки.
Задание капитанам. Выстроить цепь питания.
Пока капитаны выстраивают цепь питания, мы с вами решим задачу №3. см. приложение № 4
- Ребята первой группы подумайте и скажите, к какой цепи питания относится ваша задача? И т. д.
А сейчас мы с вами идем дальше по тропинке. Вышли на необычную полянку.
- Что в ней необычного?
- Она состоит из геометрических фигур.
- Назовите геометрические фигуры, которые вы видите?
- Треугольник, круг, овал, ломаная, прямоугольник.
Проведем конкурс: “Чья группа быстрее решит примеры”.
Молодцы! Все примеры решили правильно. Каждая группа получает приз.
Стук в дверь. Появляется Зима с лесными жителями.
Стих. Зимы.
Раздает пироги.
- На сколько частей разделим пирог, чтобы все получили поровну.
- На 5.
- Какую долю получит Лиля?
- Одну пятую.
Сегодня на уроке мы доказали, как важны знания математики в сохранении природы, здоровья человека.
О природе застыну в молчанье
Перед вечной твоей красотой.
Твои глуби, оттенки, звучанья
Повторю ли я в песне простой.
Если будем все считать, за всем наблюдать, то сохраним красоту природы и жизнь на планете.
Я дарю вам небольшую книжечку с очень интересными логическими задачами.
Домашнее задание:
Выберите понравившуюся одну задачу, и решите ее.
- Мне было очень интересно с вами работать.
- Спасибо. До свидания.