Цели:
- Формировать у детей познавательный интерес к природе, экологическое сознание. Формировать у детей представление о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Показать значение воды в жизни живой природы. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Обогащать словарный запас.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, долговременную память, логическое мышление, связную речь.
- Воспитывать привычку бережно и разумно использовать воду. Воспитывать самоконтроль за правильным звукопроизношением.
Материал: Глобус, д/пособия: “Кому нужна вода?”, “Как человек использует воду”, аудиозапись “Звуки воды” (ручейка, моря), трехлитровая банка с водой, два стакана (один с чистой, другой с грязной водой), яблоко; соль морская и поваренная, лейка, солнце, цветы; стаканчики с морской и пресной водой.
ХОД УРОКА
Загадка “Она и в озере, она и в лужице. Она и в чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, шуршит”. Что это? (Вода)
Послушайте, запись. Что-то не работает. Дети находят бутылку и находят внутри рисунок. Какое-то грустное лицо, наверное, с кем-то, что-то случилось. Входит ребенок в костюме “Родничка”. Ребята вы узнали кто это? “Из глубины земли возник, узнаете, я … родник”.
Я веселый родничок.
Кто же мне помочь готов?
Никто не слышит песенки моей?
И с каждым днем
Она становится грустней.
Ведь на пути моем преград не перечесть:
Бутылки, палки и коряги есть.
Кого о помощи просить?
Чтоб мог я песенкой своей
Весь мир развеселить.
Дети, что же нужно сделать, чтобы Родничок был чистый? (Убрать весь мусор). Звучит запись ручейка. Это ребята, он вас благодарит своей песенкой. А вот еще одна запись, послушайте. Кто сейчас с вами разговаривает? (Море). А вот теперь послушайте еще одну запись:
Привет, Федя! Привет, Дима! Вы что такие веселые?
Да, мы сейчас здорово играли. Набрали целую ванну воды и пускали кораблики. А потом на улицу пошли.
Кран-то закрыли?
Зачем? Воды и так много. Пусть течет, потом закроем.
Дети, как бы вы оценили поведение ребят? Хорошо они поступили? (Нет! Воду надо беречь, они могли бы затопить других людей и т.д.)
Послушайте стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Дети, а кому нужна вода? (Используются д/пособие “Вода”, дети называют – деревья, птицы, животные, а воспитатель открывает картинку, проверяет всех ли перечислили). Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду надо беречь.
Сколько человек может без пищи прожить? (Три месяца), а без воды? (Неделю). Как вы думаете, много ли воды на Земле? Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? (Синим). Покажите на глобусе воду. А кто знает, сколько на земле океанов? (4 океана), а сколько морей? (30 морей). Как вы думаете, много это или мало? А какую часть занимает суша? (Четвертую). Давайте проверим. У меня в руках яблоко. Представим что это наша планета. Четвертая ее часть – суша, а вот эта большая часть – вода. Так много или мало воды на планете? (Много). Ребята, а какая на вкус морская вода, кто знает?
Хотите узнать? Какая вода на вкус? (Горькая, соленая, невкусная). Можно ее пить, готовить пищу? Верно, нельзя. А теперь попробуйте вот эту воду? Какая она на вкус? (Вкусная, пресная, несоленая, чистая). Горький вкус морской воде придает морская соль, которая в ней растворена. Посмотрите, вот какая она (Дети рассматривают морскую соль). А люди в пищу, какую соль употребляют? (Поваренную). Посмотрите на нее какая она? (Белая, мелкая, не горькая). А морская соль? (Крупная, горькая, сероватая).
Где в природе есть пресная вода? Верно, в реках, озерах. Давайте, представим, что вся вода на нашей планете уместится в трех литровой банке, а пресной хватит всего на полстакана. Так много или мало пресной воды? (Мало).
У воды великая забота – поить всех обитателей. А для чего человеку нужна вода? (Используется палка – передвижная). “Как человек использует воду?” (Поливает растения, готовит пищу, пьет, моется, стирает и т.д.).
Хотите поиграть со мной в игру. Вы будете семенами, Настя – солнышко, Дима – садовником. Я сажаю семена в землю. Ярко припекает солнышко. Садовник берет лейку с водой и поливает семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они тянутся и тянутся вверх. Садовник поливает их водой. А ласковое и доброе солнышко согревает их своими лучами. Вот они подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом! Вы кто? Мы – цветы. Я – маргаритка! Я – тюльпан! и т.д. А что у нас получилось? (Цветочная клумба). Молодцы!
Вы уже знаете, чтобы вода из реки попала к нам в дом, ей надо пройти длинный путь. А как вы думаете, вода из реки сразу попадает к нам в дом? (Нет). А что нужно сделать? (Профильтровать). А что такое – фильтр? (Это приспособление для отчистки воды). Мы сейчас проверим: Влад, вот стакан с грязной водой. Бери марлю и как через фильтр переливай воду в чистый стакан. Что вы видите на марле? (Вся грязь осталась на марле). А какой вода стала в стакане? (Чистой). Марля как фильтр, который не пропускает грязь, задерживает ее. Можно и второй раз пропустить воду через марлю, и она будет еще чище.
Из реки насосы перекачивают воду в резервуары – отстойники, где ее тщательно очищают и фильтруют. После фильтрования по трубе вода попадает в резервуар для чистой воды, и лишь отсюда насосы перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в наши квартиры. Вот так долго вода из реки добирается к нам. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь. Ребята, а из какой реки к нам в дом поступает вода? Правильно, из Чумыша. Но ведь у нас в Прокопьевске две реки, как называют вторую реку? (Аба). Почему мы из этой реки не берем воду? Где же эта река, вы ее видели? Нет, а что же с ней произошло? (Экологическая катастрофа). Да, ребята, когда-то река Аба, была полноводной рекой, в ней водилась рыба, люди отдыхали на ее берегах. Но отнеслись не по-хозяйски, загрязнили реку, она обмелела и стала похожа на ручей. Так как же надо относиться к воде? Бережно, разумно, экономно, по-хозяйски. Включать воду тонкой струйкой, хорошо и плотно закрывать кран, не допускать, чтобы были неисправны краны. Вспомните пословицу о воде: “Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!” Давайте закончим наше занятие песней.
Не оставляйте открытым водопроводный кран,
А если ты забудешь – исчезнет океан.
Об этом нужно помнить, ручей не засорять
И за собою мусор стараться убирать.
Давайте будем вместе природе помогать.
Оберегать колодцы, в них мусор не бросать.
Ведь, даже в капле малой – есть для цветка глоток
И превратится капля в веселый ручеек.
Ребята, а кто знает, какое слово произошло от твердого состояния воды? (Лед). Название, какого угощения начинается с этого слова? (Леденцы). Угощайтесь, пожалуйста!
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить! (Н. Рыжова)