Цели:
- закрепить понятие “марш”;
- Закрепить понятие “ регистр”;
- Вызвать интерес учащихся к урокам музыки, придать ему проблемно-творческий характер;
Задачи:
- с помощь выполнения комплекса физических упражнений способствовать укреплению и сохранению здоровья;
- организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности;
- формировать эмоциональный отклик на услышанную музыку;
- закрепление знаний с помощью движений;
- познакомить со сверстниками, способствовать развитию дружбы и добрых отношений;
- развить у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы.
Форма проведения: межпредметный интегрированный урок.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Музыкальный материал: “ Марш” Д. Кабалевский “ Барабан”, “ Песня о школе” Д. Кабалевский, В. Викторов.
Виды маршей
Музыкальные примеры регистров “ Вместе весело шагать” В. Шаинского, М. Матусовского.
Выступление барабанщиц.
ХОД УРОКА
Вход под музыку марша.
Музыкальное приветствие “ Здравствуйте ребята”.
У. Наш урок мы сегодня начнем с “Песни о школе”.
Исполнение.
У: Кто же из вас был самым внимательным и скажет, под музыку какого кита вы входили?
Д: Кит марш
У: Правильно. С китом маршем мы с вами уже встречались и знаем, что под эту музыку лучше всего…
Д: Маршировать.
Иллюстрация
У: Правильно. А теперь сами попробуем промаршировать.
- Построится в одну шеренгу. Класс “ Ровняйся!”, “ Смирно!”, “Направо!” на месте шагом марш. (Звучит музыка)
- В две колонны становись!
- Поворот “Кругом!” и марширование в другую сторону.
- Класс “ На месте стой раз, два!”.
У: Молодцы! Очень хорошо получилось. А теперь вспомним ещё одну отличительную особенность марша – она есть и у кита Марша и у нас с вами.
Д: Ровный пульс.
У: Послушаем его.
А теперь у нас музыкальная викторина.
Вам надо узнать произведение и показать регистр, в котором оно исполняется. Но прежде послушаем стихотворение о регистрах:
В крайних слева – бас гудит,
Будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок,
Будто птичий голосок.
В средних клавишах как раз
Тот же голос, что у нас.
От рева и до свиста
Три в музыке регистра высокий, средний, низкий.
(Стихотворение читается вместе с музыкой)
Виды маршей: “Встречный”, “ Футбольный”, “ Марш деревянных солдатиков”, варианты марша по регистрам.
У: Вы очень внимательные и правильно ответили на задания викторины. А скажите, кто часто марширует, каждый день?
Д: Солдаты.
Под его четкую, размеренную музыку солдаты равняют шаг в походном или парадном строю. Марш помогает людям. Передает боевой дух солдат, их мужество и героизм.
У: Правильно. Сейчас мы с вами посмотрим на смену почетного караула на Красной площади.
Просмотр фрагмента фильма.
У: Но не только солдаты маршируют, но и наши глазки тоже могут маршировать.
(Упражнение для укрепления мышц глаз). Выполнять упражнение детям помогает солнечный зайчик (используется зеркало). Каждое движение дети проделывают 6–8 раз.
Глазки, глазки, где вы были?
В гости к зайчикам ходили.
Мы увидели зайчат, стали быстро догонять.
Влево – вправо, влево – вправо,
Влево кругом ходят глазки друг за другом.
Вправо – влево, вправо – влево
Побежали глазки смело.
Снизу вверх, а сверху вниз –
Опустились на карниз.
А потом восьмерки пишем:
Кто подальше, кто повыше?
Плавно глазками моргаем,
С силой глазки закрываем.
Повторим всё ещё раз
И рукой закроем глаз.
У: А какой инструмент помогает киту Маршу?
Д: Барабан и труба.
(Играет попевку “ Барабан”)
У: Узнали?
Д: Да! Это барабан, на котором много играли.
Исполнение.
У: А теперь сюрприз! Встречайте – Барабанщицы!
Выступление группы барабанщиц.
У: Эти девочки тоже очень много тренируются, но результат у них великолепный.
Со временем и вы научитесь также, а сейчас мы заканчиваем урок, вы можете подойти к барабанщицам, они вам дадут палочки, и вы сами побарабаните.
Выход “ Вместе весело шагать” с барабанщицами.