Психологическое сопровождение творческого развития ребенка-дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной, так как глубокие преобразования в социальной, политической, социокультурной сферах жизнедеятельности нашего общества порождают необходимость воспитания творческой личности, духовно и интеллектуально развитой. Престиж творчества как феномена человеческой деятельности в европейской культуре весьма велик. Нужно отметить, что само понятие “творчество” по данным контекст-анализа, входит в десятку наиболее употребительных в социологии, философии, психологии, педагогике и других науках о человеке.

Развитие творчества в дошкольном детстве ученые связывают с развитием личности в целом, подчеркивая его субъективный характер (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, В.А.Петровский, Н.А.Ветлугина, А.А.Мелик-Пашаев и др.).

Известно, что личность ребенка формируется в дошкольном возрасте, когда он становится субъектом созидательной деятельности. Этот фактор связывается, прежде всего, с интенсивным развитием в этот период воображения, как основы творчества, стремлением к создании нового.

Как отмечает В.А.Петровский, в процессе творчества преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать не так, как надо, что существенно способствует развитию смелости и свободы детского восприятия и мышления. Все это развивать фундаментальную потребность быть активным субъектом жизни, познавать и преобразовывать мир (4).

Рассматривая сущность детского творчества, В.Т.Кудрявцев считает, что в нем проявляется не объективная, а субъективная новизна конечного результата. “Открытие для себя”, по его мнению, не столько создание нового предмета, сколько изменение в самом ребенке, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений. “Открытие для себя” – это во многом “Открытие себя”, хотя довольно часто не осознаваемое самим “открывателем” (3).

Как отмечает Н.Вересов “стало возможным говорить не просто о развитии ребенка в обучении, а о творческом развитии. От овладения обобщенными способами деятельности – к самостоятельному (творческому) применению их в конкретной области действительности для решения конкретных задач” (1).

Исходя из краткого обзора теоретических взглядов на интересующую нас проблему, попытаемся рассмотреть их воплощение в практической деятельности детского сада. Рассмотрим это на примере проведения праздников и развлечений.

Без праздников немыслима жизнь малыша. И для того, чтобы каждый из них оставил в душе ребенка добрый след, воспоминание, которые непременно будут востребованы в дальнейшем, необходимо сделать так, чтобы детям в нем не отводилась роль послушных исполнителей. Настоящий познавательный, эмоциональный праздник возможен только при творчестве всех и каждого (5).

Именно таким был, придуманный педагогами нашего детского сада, театрализованный праздник “В гостях у народных умельцев”. Дети, занимающиеся в художественной студии детского сада, выступили в образе народных умельцев. В гости к ним, всех желающих детей из старшей и подготовительной групп, пригласил Петрушка. Сначала Петрушка, встретившись с ребятами в театральной студии, сообщил детям, что у его друзей, жителей Цветочного города, случилась большая беда: злая Помеха-Неумеха перемешала все краски в Цветочном городе. Дети обещают Петрушке найти их, разместить в нужном порядке, а также нарисовать украшения для улиц Цветочного города, которые имеют такие красивые названия: “Городецкая”, “Хохломская”, “Дымковская”.

Затем каждый вид народного промысла раскрывался в различных видах искусства – в стихах, музыке, танцах, изобразительной деятельности. Все это создавало эмоциональные представления о его специфике, средствах выразительности, видах декоративной росписи.

Сценарий праздника предусматривал активные и самостоятельные творческие действия, основанные на эмоциональном состоянии детей, в его различных эпизодах и фрагментах.

Следует отметить, что период “заряжения” эмоциональной атмосферой праздника является предварительным и по сути своей пассивным. Активная роль в создании атмосферы (а вместе с ней и определенного эмоционального состояния) здесь принадлежит взрослому: ребенок еще не научился сам создавать нужную эмоциональную атмосферу. Для этого ему не хватает опыта, значение которого для развития творческой деятельности ребенка подчеркивал Л.С.Выготский, который писал, что творческая деятельность воображения находится на прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта. Последнее рождает особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую психику ребенка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека (2).

Функция педагога заключалась в создании ситуации, в которой разворачивается творческая деятельность, в поддержании живого общения между всеми присутствующими на празднике, развертывании сюжета праздника.

Раскроем это на примере представления хохломского промысла:

- восприятие произведений искусства хохломской росписи;

- чтение стихов об этом промысле;

- танец с хохломскими ложками;

- самостоятельная творческая деятельность детей, как посещающими изостудию ДОУ, так и всех желающих – использование элементов хохломской росписи при раскрашивании бумажных силуэтов посуды.

Эмоциональная атмосфера распространяясь по типу “заряжения эмоциями”, явилась основным механизмом регуляции эмоциональных состояний и процессов творческого общения.

Преобладающей позицией ребенка в ходе выполнения этого задания была позиция созидателя, творца, т.к. используемые побудительные факторы (сказочный мотив, свобода выбора, проблемная ситуация) способствовали созданию определенной эмоциональной атмосферы, творческому поиску. Возникшие переживания выступили источником творческой активности.

Нами было отмечено, что на празднике дети активно воображали, фантазировали, комбинировали некоторые образы, освоенные ранее. Это позволило нашим ребятам полученные впечатления перевести в иной пласт их жизнедеятельности, что явилось стимулирующим фактором в передаче своих чувств, фантазии.

Так, дети приобщались к миру искусства, познавали его ценности, средства выразительности, а все это, в свою очередь, способствовало личностному творческому развитию детей, их интересов, потребностей, психических процессов, нравственных качеств.

Приложение 1

Литература

  1. Вересов Н.Н. Культура и творчество как психологические идеи. // Вопросы психологии. 1992. № 1“.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991.
  3. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития. // Дошкольное воспитание, 1998.  №10.
  4. Петровский А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности. // Вопросы психологии, 1987, №1.
  5. Компанцева Л.В, Падашуль Н.В., Комолова Е.И. Поиск. Инициатива. Творчество.  Шахты, 1996.