Организация работы детского летнего интеллектуального лагеря

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Наступает лето, заканчиваются занятия в школе, и перед родителями встает непростой вопрос: как решить проблему летнего отдыха ребенка?

Не просто отдохнуть летом, а помочь сделать ребенку для себя еще и новые открытия – задача детского интеллектуального лагеря “Парус”, организованного на базе МОУДОД “Центр развития творчества детей и юношества”. “Центр развития творчества детей и юношества” – одно из пяти учреждений дополнительного образования детей, находящихся в единой образовательной системе города Сосновый Бор Ленинградской области. Основное предназначение Центра – работа с одаренной и талантливой молодежью. Поэтому в 2004 г. была создана программа и открыта площадка для учащихся 8-х классов, проявляющих интерес и способности к математике, физике, русскому языку и литературе, биологии и химии, как альтернатива работе в трудовом отряде старшеклассников (ТОСе). В 2005 г. площадка была преобразована в лагерь “Парус” с дневным пребыванием, который работал для учеников 4–8-х классов по программе “Путешествие за горизонт”, в 2006 г. для учеников 6–8-х классов – по программе “Навстречу радуге”, в 2007 году для учеников 4–8-х классов – по программе “В стране удивительных открытий”. Основу программы составляет интеллектуальное творчество. Именно нетрадиционный, творческий подход к решению самых обычных задач помогает детям преодолевать возникающие трудности, справляться с ними, обучаться новому, расширять свой кругозор. Для ребят, которые ранее занимались в Центре развития творчества это возможность создать свой интеллектуальный продукт с последующим представлением его на мероприятиях различного уровня. Для тех, кто пришел в Центр впервые – это возможность познакомиться с направлениями работы и педагогами, выбрать для себя обучение в одном или нескольких объединениях, стать участником традиционных городских конкурсов, организуемых на базе Центра. Для снятия физической и психической нагрузки, накопившейся в течение года, программа предусматривает спортивные игры и соревнования на свежем воздухе, участие в различных игровых и познавательных программах, работу с психологом.

Цели и задачи:

  • организация разумного отдыха детей;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей;
  • расширение кругозора;
  • реализация детьми умений и навыков, полученных в школе, в практической деятельности;
  • получение углубленных знаний в той или иной области;
  • профессиональное самоопределение;
  • нравственное, гражданское, патриотическое воспитание детей.

Основные принципы работы лагеря:

  • безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
  • приоритет личностного развития и самореализация ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
  • гуманный характер оздоровительно-образовательных программ;
  • конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
  • единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
  • вариативность программ их реализации.

Условия реализации:

Летний интеллектуальный лагерь является лагерем с дневным 6-ти часовым пребыванием для учащихся 4–8-х классов в помещениях Центра развития творчества. Лагерь работает после окончания учебного года в июне. В лагерь принимаются дети 10–14 лет по их желанию. Обеспечивается трехразовое горячее питание на базе одной из расположенных в непосредственной близости школ. Лагерь работает с понедельника по субботу включительно, в течение 21 дня.

В лагере создаются условия для обучения, отдыха и развлечений, планируется культурно-оздоровительная и экскурсионная деятельность. Работа в лагере организуется по направлениям:

2004 год:

  • математика – физика – информатика
  • химия – биология – экология
  • русский язык – литература

2005 год:

  • математика – физика – информатика
  • химия – биология
  • русский язык – литература

2006 год:

  • математика – физика – информатика
  • русский язык – литература – английский язык

2007 год:

  • математика – информатика
  • химия – экология – биология.

В группе первого направления дети знакомятся с математическими задачами различных видов, не включенными в традиционный школьный курс, учатся решать задания повышенной трудности, выполняют практические задачи по физике, проводят лабораторные работы, осваивают работу на компьютере в программе “Power Point”.

Группа эколого-биологического изучает окружающую среду и экологические факторы, зависимость от них состояния здоровья человека, проводит лабораторные работы, посещает практические занятия по химии, учится работать с приборами.

Изучая русский язык и литературу, ребята знакомятся с произведениями писателей, не включенными в школьный курс, анализируют текст, выполняют творческие работы, участвуют в дискуссиях, учатся отстаивать свое мнение.

Работа в группах ведется при поддержке психолога, который оказывает психологическую помощь, как в индивидуальном порядке, так и в учебных группах.

В течение дня проводятся занятия в соответствии с вышеуказанными направлениями по расписанию.

Внеучебная деятельность в лагере включает мероприятия широкого спектра. Каждый год в течение лагерной смены проводятся как традиционные, так и новые игры, программы, экскурсии.

Режим дня см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Планы работы лагеря см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Познавательные программы:

2005 год

  • “Школа потребительских знаний”;
  • “Беседы о Франции”;
  • “День памяти и скорби” (участие в митинге 22 июня на Устьинском мемориале);
  • экскурсия-беседа “Рождение города”;
  • экологическая игра “Цветы”;
  • “День правовых знаний”;
  • “День пожарной безопасности”.

2006 год

  • открытый урок “Мы – россияне!”;
  • “Беседы о Франции”;
  • “День правовых знаний”.

2007 год

  • “Лето в городе” (правила безопасного поведения на дороге);
  • “Встречи у Лукоморья”, посвященная дню рождения А.С. Пушкина;
  • Программа, посвященная дню рождения А.С. Пушкина в библиотеке семейного чтения;
  • Программа “Россия у нас одна!” в библиотеке семейного чтения;
  • “Огонь – твой друг, огонь – твой враг!”
  • “Я против наркотиков!” (с выпуском стенгазеты)

см. ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Конкурсные и игровые программы:

2005 год

  • игра по станциям (открытие лагеря) “Отправляемся в плавание”;
  • КВН “Мода – 2005”;
  • “День здоровья”;
  • военно-патриотическая игра “На привале”;
  • игровая программа “Калейдоскоп развлечений”.

2006 год

  • игра по станциям (открытие лагеря) “Юные эрудиты”;
  • конкурс на лучшее исполнение песен “Один день на “Фабрике звезд”;
  • конкурс рисунков на асфальте “Ура, каникулы!”;
  • игровая программа с элементами физкультуры “Здоровый образ жизни – это реально!”;
  • игровая программа “Бумажный бум”;
  • игровая программа “Следопыт” (в Андерсенграде);
  • игровая программа “Интеллектуальная юморина”;
  • молодежная командная игра “Стартинейджер”.

2007 год

  • “Пестрый лабиринт” (открытие лагеря);
  • игровая программа “День здоровья” с футбольным матчем между командами лагеря;
  • интеллектуальная командная игра “Брейн-ринг”;
  • I Городской летний фестиваль детского творчества;
  • I Городская летняя спартакиада;
  • “Пестрый лабиринт–2” (закрытие лагеря).

см. ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Экскурсии:

2005 год

  • в Кингисепп;
  • в Гатчину;
  • в Лебяжье;
  • на завод “Полимер изолятор” г. Сосновый Бор;
  • в пожарное депо №69 г. Сосновый Бор;
  • на радиостанцию “Балтийский берег”;
  • на ЛАЭС в гидротехнический цех;
  • на биостанцию;
  • на мемориал на реке Воронка;
  • в парк города Петродворец.

2006 год

  • на тренажер подводной лодки;
  • в центр “Семья”;
  • в Художественный музей;
  • во дворцы и парки города Ломоносова.

2007 год

  • на тренажер подводной лодки;
  • в центр “Семья”;
  • в мастерскую стеклодувов;
  • в типографию ЛАЭС.

Работа кружков:

  • бумагопластики;
  • бисероплетения;
  • экологического рисунка;
  • французского языка.

Трудовые десанты:

  • уборка мемориала в деревне Устье;
  • благоустройство города;
  • озеленение территории лагеря.

Кадровое обеспечение:

Реализаторы программы – педагогический коллектив ЦРТ: педагоги математики, физики, химии, информатики, экологии, биологии, английского и французского языка, педагог-психолог, а также рисования, бумагопластики и бисероплетения.

Количество детей:

  • 2004 год – 18 человек
  • 2005 год – 50 человек
  • 2006 год – 32 человека
  • 2007 год – 32 человека

Количество взрослых:

8 человек – по штатному расписанию лагеря (начальник лагеря, 2 воспитателя, завхоз, бухгалтер, организатор, медсестра, уборщица) и педагоги ЦРТ.

Возраст участников программы: от 10 до 14 лет

Источники финансирования:

  • поступления из фонда социального страхования регионального отделения;
  • поступления из местного бюджета;
  • взнос родителей на путевки.

Достигнутые результаты:

  • все желающие смогли реализовать свой творческий потенциал;
  • расширился кругозор каждого ребенка;
  • повысился культурный уровень;
  • из каждого отряда образовался сплоченный коллектив;
  • улучшился психологический настрой.

Эмблема лагеря:

См. ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Лагерь “Парус” глазами детей:

Посвящение “Парусу”

Вот и лето наступило,
Пришла отдыху пора,
Привела сюда нас мама,
Отдыхает детвора.
В те дни, которые была,
Я не грустила никогда,
И буду помнить я всегда,
Те походы, те, что были,
Игры в детективы,
А также в эрудиты,
А множество других.
В годах, которые пройдут,
Нет, не забуду “Парус” я,
Ведь ты же знаешь, нас здесь ждут!
С любовью, пишущая я!

Крошкина Ксения

 

Из сочинений отряда “Дельфины”
Букет для моего лагеря (2005 год)

Я хотела бы подарить яркий, красивый и разноцветный букет. В букете будут: ромашки, тюльпаны и герберы потому, что этот лагерь очень жизнерадостный, здесь очень интересно, радостно. Хочется дарить цветы только красивые, разноцветные.

Максименко Диана

Я бы подарила лагерю букет из ромашек потому, что ромашки нежные цветы и они красивые и веселые. И здесь весело.

Распопова Настя

Я бы лагерю “Парус” подарила бы радостный, яркий, счастливый, разноцветный и очень красивый букет, который понравился бы, наверное, всем. Этот лагерь мне очень понравился. Мне здесь радостно, здесь разные занятия и хорошие учителя. Я собрала бы букет сама из множества полевых цветов, лилий, роз, гербер и еще бы добавили веточки травы.

Филонова Катя

Я хотела бы подарить лагерю букет: любви, добра, веселья, ожидания, доверия, чистоты. Я бы составила его из ромашек, колокольчиков, васильков, клевера. Я бы подарила его учителям, начальникам, заместителям, директору и поварам.

Лобанова Юлиана

Из сочинений отряда “Морские звезды”
Какие занятия в лагере мне понравились (2005 год)

Мне очень понравились занятия в творческой мастерской потому, что здесь мы открываемся с другой стороны. Они мне запомнились тем, что здесь не так, как в школе. Мы слушаем разные тексты и запоминаем их, чтобы потом применять в жизни хорошие примеры из текста. Эти занятия понравились мне тем, что мы на них открытые, чистые. После занятий становишься добрее.

Никифорова Анна

Меня очень заинтересовали произведения, разбираемые на занятиях. Благодаря им, я поняла, что в каждом произведении можно найти мысль, которая пригодится в дальнейшей жизни. До этого я не пыталась так далеко вникать в произведения, а читала их из интереса.

Шехонова Александра

Из отзывов о лагере “Парус” (2006 год)

Мне очень понравилось в лагере “Парус”. Особенно мне понравились экскурсии, конкурсы и, конечно же, еда в столовой. И в следующем году я обязательно приду в этот лагерь.

Мне понравились интеллектуальные игры лагеря и веселье. Тут можно подружиться.

Из отзывов о лагере “Парус” (2007 год)

Мне понравились наши каждодневные игры в футбол, занятия информатикой. Хочу сказать: “Большое спасибо всем!”

Понравились экскурсии: к стеклодувам, на ЛАЭС, в кино; интеллектуальные игры. Особенно яркое впечатление оставил фестиваль детского творчества в 9-й школе. Благодарность воспитателям и организаторам – мне очень понравилось. Особенная благодарность – учителям.

Плыско Настя

Мне понравилось все. В особенности фестиваль лагерей. У меня осталось отличное впечатление о лагерной смене. Я хочу сказать спасибо Анне Николаевне (организатору), Елене Павловне (воспитателю) и всем, кто у меня преподавал на протяжении лагерной смены. Было классно!

Аверьянова Катя

Список литературы:

См. ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Фотолетопись интеллектуального лагеря “Парус”:

См. ПРИЛОЖЕНИЕ №7