Использование занимательного материала с детьми младшего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять их применение в других видах деятельности, новой обстановке.

Занимательный материал используется и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, – которая увлекает его.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят – дидактические игры. Основное их назначение – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множества предметов и так далее. Дидактическая игра может быть использована в качестве учебного задания, упражнения. В младшей группе, особенно вначале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.

Рисунок 1

Так, в работе с детьми младшего возраста следует использовать цветные счетные палочки. С их помощью в доступной пониманию ребенка форме можно познакомить его с началом геометрии. Из них дети составляют изображения, например, кораблик, домик, геометрические фигуры, такие как квадрат, треугольник, прямоугольник различных размеров и с различным соотношением сторон (<Рисунок 1>). При этом у детей развивается мелкая моторика рук, осваиваются в первоначальном виде обследовательские действия, сходства и различия предметов по свойствам, при этом используются слова: длинный, короткий; одинаковые, разные (<Рисунок 2>).

Рисунок 2

Используя счетные цветные палочки как единицу измерения, дети выделяют элементы фигур и дают им количественную характеристику, строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям, воссоздают связи и отношения между ними.