Цели:
- дать представления о стихийных явлениях в атмосфере, раскрыть их причины и следствия;
- познакомить с распространением этих явлений на земном шаре;
- сформулировать правила личной безопасности в районах стихийных бедствий.
Оборудование:
- схема “Землетрясения”,
- видеосюжет о землетрясениях,
- справочники и энциклопедии.
Ход урока
1. Создание педагогической проблемной ситуации, используя мотивационный прием “яркое пятно”. Зачитывается отрывок из дневника американского журналиста:
“27 мая 1964 г, Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные…Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда все кончилось. Я выбрался на поверхность и увидел вдруг страшный пейзаж, который напоминал мне первозданный хаос”.
Вопросы для обсуждения:
Кто догадался, о чем пойдет речь? (о землетрясениях)
Что в тексте вас навело на эту мысль? (земля вспучивалась, куски земли двигались вверх, и вниз, подо мной открылась трещина, дом раскачивался).
Сформулируйте тему урока. (тема урока – “Землетрясения”).
Что вы хотите узнать о землетрясениях? На какие вопросы нужно ответить?
В результате подводящего диалога формулируется план изучения темы урока:
- Причины землетрясений.
- Как происходит землетрясение.
- Меры безопасности при землетрясениях.
Тема урока и вопросы плана вывешиваются на доску.
2. У нас сегодня не простой урок, а научно-практическая конференция, на которой присутствуют ученые-сейсмологи. Кто такие сейсмологи? (ученые, изучающие движение земной коры).
Вопросами конференции являются вопросы плана, зафиксированные на доске.
Класс делится на группы:
1 группа – теоретики – они рассказывают о причинах возникновения землетрясений, используя приготовленные справочники и энциклопедии.
План выступления:
- Что такое землетрясение
- Причины возникновения
- Что такое очаг землетрясения
- Что такое эпицентр землетрясения
2 группа – практики – они изучали землетрясения на местности, и расскажут о том, как они происходят, используя текст учебника, схему “Землетрясения”, вопросы с заданиями:
- Каким прибором измеряется землетрясение?
- Как известно, сила землетрясения оценивается в баллах. Укажите, к каким последствиям приводят землетрясения разной силы: 1–2 балла; 5-6 баллов; 9 баллов; 11-12 баллов.
- Объясните, почему землетрясения называют катастрофическими бедствиями?
3 группа – очевидцы землетрясения. они расскажут о том, как необходимо себя вести во время чрезвычайных ситуаций. Свой рассказ они иллюстрируют схематическими рисунками, которые показывают, что надо делать при землетрясениях, а что категорически запрещено.
На подготовку дается 5 минут.
3. Учащиеся - представители от каждой группы делают сообщение по заданной теме, остальные участники конференции слушают и задают вопросы.
Перед выступлением представителей третьей группы включается видеосюжет об опасных ситуациях в жилых домах во время землетрясения. Докладчики рассказывают о мерах предосторожностях, которые необходимо проявлять во время стихийных явлений.
4. А вы сталкивались в жизни с землетрясениями? Какие меры предосторожности вы применяли? (еще раз проговорить меры безопасности при землетрясениях).
Включается аудиозапись: “Внимание! Внимание! В районе нашего населенного пункта отмечаются подземные толчки! Примите меры предосторожности!”
Учащиеся должны продемонстрировать знания действий при чрезвычайных ситуациях.
После игрового момента необходимо проанализировать действия учащихся.
Домашнее задание: провести тренировочное задание дома с членами своей семьи.