Урок по изобразительному искусству "Создание графического образа по эпосу олонхо"

Разделы: МХК и ИЗО


Вид занятий: светотеневое рисование по представлению

Цель: создание графического образа эпоса олонхо

Проблема: форма и пропорции, пространство, светотональность, линия, объем.

Образовательная задача: научить правилам и приемам выполнения графики

Воспитательная задача: воспитание в духе национальной культуры, придать значение на древних корней своего народа

Развивающая задача: развитие зрительной памяти, творческого воображения и фантазии.

Оборудование урока: иллюстрации якутских художников по олонхо, рисовальная бумага А3 с шероховатой поверхностью, графитовые карандаши средней мягкости, рисовальный уголь, наждачная бумага, несколько чистых листочков размером А5, остроугольные мягкие резинки, лак для волос “Прелесть” для закрепления работы.

Продолжительность одного урока 90 минут из многочасовой темы, которая составляет 8 часов.

Примерное распределение урока по элементам (мин):

  1. Организационная часть – 2/3
  2. Вводное слово учителя – 8/10
  3. Практическая работа учащихся – 75
  4. Задание на дом – 3/5
  5. Завершение урока – 2/3

Содержание урока:

Презентация

Организационная часть, в котором указываются меры по повышению дисциплины, подготовке рабочих мест: обратить внимание на то, что быстрому и точному выполнению рисунка помогает строгая раскладка всего необходимого для выполнения работы. Нужно напомнить о том, что рисующий по графике кладет перед собой лист бумаги, выше - пачку рисовального угля, справа – наждачную бумагу, несколько чистых листов, тряпочку для вытирания рук.

А также напоминаю о том, что этот урок является продолжением многочасовой темы по героическому эпосу олонхо. Данный урок является началом длительной практической работы, которая требует много сил и выдержки. Поэтому ученикам предлагается работать очень аккуратно и не спеша.

Далее необходимо дать вводное слово, в котором можно привести сведения о том, что якутский эпос олонхо “Нюргун Боотур Стремительный” является национальным достоянием народа Саха (Якутии) и известен до мирового уровня литературы и искусства.

А рассказал и записал ее Платон Алексеевич Ойунский, основоположник якутской философии и литературы.

Из предыдущего урока дети узнали о том, что в ней повествуется о героическом богатыре Нюргуне, который спасает добрых и честных людей от злого, страшного существа похожего на змею и дракона Могоя. Он живет в низшем, темном царстве и является предводителем для свих родичей. В этом мире нет добра и любви, только мрак, кровь и холод. Это темный и страшный мир озаряет лучезарная пленница Могойа “Прекрасная Туярыма Куо” девушка невиданной, неслыханной и несказонной красоты из среднего мира, в котором живут мужественные, храбрые, сильные и отважные богатыри, честные и добрые люди. Таким образом дети вспомнят о содержании олонхо.

С приемами и правилами работы с углем дети ознакомлены в предыдущем уроке, где им потребовалось упражняться на чистых листах. Напомню о том, что конечный отрезок угля можно завернуть бумагой, воизбежания налета угля на пальцах и время от времени повертывать в руке, чтобы рисовать острой частью угля. Притупившийся уголь вновь заостряют наждачной бумагой.

Сегодня для создания графического образа необходимо соблюдать последовательность и порядок работы. Приступая к работе обратить внимание на том, что работу нужно начать по приципу “от общего к частному”(1), с общего вида определяющего положение основной фигуры в пространстве, его размеры и движение. Работу нужно начать с темных мест, где падают собственные тени, далее полутени. Таким образом, будет легко представить воображаемый свет и находится светлота. Светлоту – тон передают тонкой штриховкой, а тень темной и насыщенной. Матово – черные следы можно получить путем разнообразных линий, а светотеневые переходы тушевкой. Это поможет детям быстро корректироваться над созданием собственной композиции. Близкие очертания образов делают более интенсивной линией, а отдаленные более мягкой, бархатистой линией, что поможет в передаче пространственного отношения образов.

В этапе завершения нужно посмотреть работы на расстоянии, чтобы понять достигла ли работа полного замысла. Размышляя об этом, ученик сам сможет найти недостатки и попытается устранить с последующим улучшением.

Учитель делает акцент на том, что работа была сложной и длительной, композиционной и дети очень хорошо постарались работать над созданием собственного образа по эпосу олонхо.

В конце урока опираясь на эмоциональную активность детей выставить работы для коллективного обсуждения. “Лучшие работы рекомендуется выставлять на неделю в классе. Они создают эстетически богатую среду, дают радость детям, ощущающим нужность своего труда, что естественно, увеличивает их желание работать”(2).

Задание на дом:

  1. Понаблюдать за зимней природой, запомнить светотеневой контраст
  2. Ознакомление предыдущих уроков:

Занятие 1 (90 минут)

  1. Беседа. Обсуждение иллюстраций якутских художников по героическому эпосу олонхо “Нюргун Боотур Стремительный”;
  2. Обдумать эскиз для будущей композиции.

Занятие 2 (90 минут)

  1. Линейная работа с последующей графической корректировкой;
  2. Изучение светотеневых тонов графического изображения. Упражнения по штриховке, линии и тону.

Занятие 3 (90 минут)

  1. Практическая работа по композиции

Занятие 4 (90 минут)

  1. Практическая работа по композиции;
  2. Завершение работы.

Данное содержание урока относится к занятиям 3 и 4.

На рисунке 1и 2 представлены лучшие работы учащихся по создании композиции.

(1).“От общего к частному”. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953, с.357.

(2). Экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями. с. 5.

Использованная литература:

  1. Н.П.Костерин Учебное рисование.
  2. И.П.Волков Цель одна-дорог много. Москва “Просвещение” 1990.
  3. Экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями Изобразительное искусство. Москва “Просвещение” 1988.
  4. В.А.Яблонский Преподавание предметов “Рисунок” и “Основы композиции”. Москва “Высшая школа” 1989.
  5. Авторская программа учителя по углубленному изучению по изобразительному искусству для общеобразовательных школ.

Рисунок 1.

“Добро и зло”, “Падение”. Уголь.

Работа члена изостудии, ученицы 7 класса Аввакумовой Анны

Рисунок 2. “Охота славного богатыря Нюргун Ботур”. Уголь. Работа члена изостудии , ученика 7 класса Антоева Олега