Цель: Организация интересного и познавательного досуга для учащихся школы программистов.
Задачи мероприятия:
Воспитательные:
- сформировать уважительное отношения друг к другу, взаимопонимание,
- сплотить детский коллектив,
- приобщить детей к школьной культуре и традициям.
Образовательные:
- закрепить знание по русскому языку,
- разобрать значения терминов,
Развивающие:
- развить творческое, логическое мышления,
- развить память, внимание.
Реквизиты:
- фонограмма,
- проектор, компьютер, приложение MS OFFICE Power Point 2003,
- ручки, листочки,
- таблица учета баллов для жюри,
- грамоты, призы.
План мероприятия:
1) Организационный момент.
- Приветствие (3 мин).
- Представление участников (7 мин).
- Представление жюри (2 мин).
2) Проведение игры.
- Правила игры (3 мин).
- Прохождение туров(20 мин).
- Подведение итогов, награждение (5 мин).
Пока собираются зрители в зале и участники, им предлагается просмотр презентации со звуковой информацией о истории некоторых иноязычных слов, а так же возникновения фразеологизма (Приложение 1).
Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья!
Сегодня на “Турнире грамотных” вам предстоит отгадывать задачи по русскому языку. Они не похожи на математические, но решение их не всегда просто найти, как и при операциях с цифрами. Это и понятно: совершенное знание родного языка – трудное дело.
Надеюсь, что вы не побоитесь трудностей на пути к Знаниям. От всей души желаю вам успехов в постижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами РУССКИЙ ЯЗЫК!
Сегодняшняя игра пройдет в три тура. А судить ваши ответы будет строгое и профессиональное жюри.
Представление жюри
Ведущий: Позвольте озвучить правила игры:
1. От каждой параллели 5–10-х классов требуется один представитель.
2. Каждому участнику дается право выбора вопроса, количество баллов за данный вопрос указан на ячейке.
3. Ответив правильно – вы зарабатываете свои баллы, ответив не верно – баллы вычитаются.
4. По итогам каждого тура выбывает тот участник, у которого наименьшее количество баллов.
Кроме того, пока жюри будет подводить итого каждого тура, заполняя оценочный лист (Приложение 2), зрителям предлагается проверить свои силы, решив предложенные задачки. (Приложение 1)
Ведущий:
1 тур
“Вставь пропущенные буквы” – опрос по грамматике. Участники выбирают по 4 любых вопроса.
5 класс
Вр..дить (Вредить)
Похв..ла (похвала)
Уд..вительно (удивительно)
Выч..сления (вычисления)
Ост..новка (остановка)
6 класс
Наскво..ь (насквозь)
Фура..ка (фуражка)
Бли..кий (близкий)
Ро..кий (робкий)
Чу..кий (чуткий)
7 класс
Изве..ный (известный)
Опа..ный (опасный)
Прекра..ный (прекрасный)
Здра..твуй (здравствуй)
Аге..ство (агентство)
8 класс
Па..бище (пастбище)
Тяжелове..ный (тяжеловесный)
Чуде..ный (чудесный)
Сви..нуть (свистнуть)
Шотлан..ский (шотландский)
9 класс
Ба..икада (баррикада)
Дро..и (дрожжи)
Д.. св..дани.. (до свидания)
Бл..г..дарю (благодарю)
Б..нокль (бинокль)
10 класс
Печ..нка (печёнка)
Ш..пот (шёпот)
Трущ..ба (трущеба)
Ж..нглёр (жонглёр)
Щ..голять (щеголять)
11 класс
Буд..щий (будущий)
П..лисадник (палисадник)
Бле..нуть (блеснуть)
Ше..вовать (шествовать)
Уча..твовать (участвовать)
Ведущий:
2 тур
“Омонимы”, “Термины” – участники выбирают по 3 любых вопроса.
Омонимы – слова, совпадающие по звучанию, но совершенно не связанные по значению.
5 класс
Оружие, овощ (лук).
Сосновый или еловый лес, химический элемент (бор).
6 класс
Недоброкачественное изделие, супружество (брак).
Русский дворец, запор на двери (замок).
7 класс
Измеленное зерно, страдание (мука).
Животное из семейства верблюжьих, монах или священник (лама).
8 класс
Легкий удар, сельскохозяйственное растение (хлопок).
Крупная хищная птица, деталь струнных музыкальных инструментов (гриф).
9 класс
Особая двустишная строфа, животное из семейства антилоп (газель).
Место стоянки судов, налет на территорию противника (рейд).
10 класс
Собрание географических карт, материя (атлас).
Сосуд для жидкостей, носовая часть судна (бак).
11 класс
Мучное изделие, узкие и длинные лодки у индейцев (пироги).
Потомство от смешанных браков негров и индейцев, вид единоборства – самозащита без оружия (самбо).
Термины или иначе – определения.
5 класс
Основная неделимая значимая часть слова (корень).
Замыкающая часть слова (окончание).
6 класс
Часть слова, следующая за корнем, служащая для образования слов и грамматических форм (суффикс).
Часть слова, которая остается, если отбросить окончание (основа).
7 класс
С греческого в переводе это слово означает “животное, имя”. Клички животных (зоонимы).
С греческого в переводе это слово означает “звезда, вселенная”. Название небесных тел, галактик, туманностей (астронимы, космонимы).
8 класс
С латинского в переводе это слово означает “язык”. Наука о языке, языковедение (лингвистика).
С греческого в переводе это слово означает “народ, имя”. Наименование племен, народов, наций (этнонимы).
9 класс
Часть слова, с таким же значением что и суффикс, только она идет впереди корня (префикс).
С греческого в переводе это слово означает “место, имя”. Географические названия (топонимы).
10 класс
С греческого в переводе это слово означает “человек, имя”. Все разновидности имен, это фамилии, имена, отчества, псевдонимы, прозвища (антропонимы).
Обширный класс имен существительных, представляющих собой, обобщенные названия однородных групп, животных, вещей, явлений, событий и отличенных понятий. Обильный источник создания имен собственных (нарицательное).
11 класс
Наименьшая значимая часть слова (корень, суффикс, префикс) (морфема).
Частицы -ся, -те, следующие за окончанием, если оно есть (постфикс).
Ведущий:
3 тур
“Подумай и ответь” – общие вопросы. Участники выбирают по 2 любых вопроса.
5 класс
1) В каком слове 40 гласных? (Сорока – 40 – а)
2) В каких словах по сто согласных? (Cто-л, сто-г, сто-н)
3) Как называется знак, который может превратить слово семя в семья? (Разделительный мягкий знак)
6 класс
1) Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол в топливо, а шест в число? (Надо смягчить конечные согласные, поставить ь)
2) Дана пропорция б/п = д/? Как ее решить? (Пропорция отражает соотношение парных глухих и звонких согласных б-п, д-т)
3) Найдите загадочный звук:
Я в озерах и реках,
Но в воде меня нет.
Я в арбузах и огурцах,
Но в дыне меня нет. (Звук р)
7 класс
1) Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека (надо озвончить глухой [к] получится гость).
2) Дана пропорция я\а,ю\у, ё\? как ее решить? (Пропорция решается следующим образом я\а, ю\у, ё\о так как буквы я, ю, ё обозначают звуки [а, у, о] ).
3) В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).
8 класс
1) В названиях каких месяцев в русском языке произноситься мягкий звук [р’] и [н’]? (январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, июнь).
2) Определите, какое третье слово лишнее по произношению:
Конечно, нарочно, игрушечный.
Безмолвствовать, сочувствие, нравственный (игрушечный, нравственный).
3) Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Анна, Алла)
9 класс
1) Шарада – это загадка, в которой задуманное слово делиться на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Отгадайте шараду:
Начало – деревом зовется,
Конец – читателем моим,
В книге целая найдется,
Здесь в каждой строчке есть они. (Буквы)
2) Какую букву надо вписать в имя мальчика, что бы оно превратилось в название деревянных шестов с заостренными концами. (Коля – колья)
3) Чем заканчивается лето и начинается осень? (Буквой о)
10 класс
1) Иногда мы употребляем выражения “от а до я”, что означает “все на свете” или “от начала до конца”. Почему до революции в этом случае говорили “от аза до ижицы” (в выражение “от аза до ижицы” сохранилось старое название первой буквы алфавита – аз и бывшая на ряду с и буква – ижица).
2) Он на вокзале есть всегда
К нему приходят поезда
Двойное р содержит он
И называется – (перрон).
Загадка эта не легка
Пишусь всегда через два к:
И мяч, и шайбу, и клюшкой бей,
А называюсь я (хоккей).
3) Почему написание слова “свидетель” является исторической ошибкой? (Древнерусское слово свидетель было образованно от глагола – ведети “знать” и означало человека, который что то знает. В настоящее время мы говорим не “сведетель”, а “свидетель” и связываем это слово не с глаголом ведать, а с глаголом видеть, воспринимая его в значении – очевидец)
11 класс
1) В каждом четверостишии стихотворения есть буква, которая встречается в каждом слове, кроме одного (предлоги не в счет). Найдите его и замените каким-нибудь другим с правильными буквами.
Ералаш
Три розовых гориллы
Сварили бутерброд,
А ежик чернокрылый
Раскрасил пароход.
(Повторяется Р, ее нет в слове ежик, можно заменить на слово – рыжик)
К малиновой лягушке
Подплыл зеленый лев
Слон лает на игрушки
Ползет акула в хлев.
(Повторяется Л, ее нет в слове – игрушки, можно изменить на слово – галушки)
2) Назовите два слова, начинающихся с четырех согласных (всплеск, взгляд, встреча)
3) В каждой группе слов, одно лишнее. Найдите слово. По какому признаку можно объединить другие слова?
Красный, рубиновый, коралловый.
Жаловаться, сетовать, хныкать.
(1 = коралловый, так как он может быть белым и розовым; 2= хныкать, так как оно означает “издавать ноющие звуки”)
Подведение итогов конкурса и награждение победителя.
Ведущий: “Турнир грамотных” подошёл к концу. Всего вам доброго, до новых всреч.