Значимость детской литературы в формировании основ безопасного поведения ребенка на дороге

Разделы: Работа с родителями


Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Сейчас необходимо как можно больше уделять внимания становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Говоря об основах безопасного поведения на дороге необходимо констатировать следующие факты. Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах наших городов быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем.

По прогнозам Всемирной организации здравоохранения количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в ближайшие годы будет расти.

Нынешним детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения, а поэтому с каждым днем все более сложно обеспечить их безопасность.

Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина.

Знакомство ребенка с дорожно-транспортной средой имеет свои особенности. Для лучшего понимания ему необходим пример, личный опыт, испытание на себе этой среды. Однако последствия дорожно-транспортного происшествия испытать в качестве эксперимента (опыта) невозможно. Здесь необходим путь проведения предварительного обучения детей.

Что же включает в себя данное обучение? Это приобретение знаний, навыков и положительных привычек.

У ребенка как у любого человека возникают определенные навыки и привычки в результате физиологических потребностей. Навыки и положительные привычки безопасного поведения на дороге физиологическими не назовешь. Здесь необходимо дать определенный багаж знаний, который в результате осмысления поможет маленькому человеку в выработке необходимых навыков и положительных привычек, обеспечивающих его безопасность на дороге.

Приобретение знаний, формирование навыков и положительных привычек проходит под влиянием взрослых: педагогов и серьезных родителей, для которых безопасность ребенка не безразлична; где положительный пример и готовность донести до детского сознания всю сущность данного вопроса, остается одним из главных.

Сегодня особо хотелось бы обратить внимание на роль детской литературы в формировании основ безопасного поведения ребенка на дороге. Начиная с раннего возраста ребенка, любой педагог, родитель начинает знакомить его с миром книги. Часто, читая ребенку, мы и сами не всегда задумываемся над тем “потайным” смыслом, заложенным в произведении. И лишь углубившись, понимаем, что в книге есть то, что учит нас, помогает осмыслить реальные события, предупреждает.

Обратимся к фольклору. Использование пословиц, поговорок актуально и сегодня. Например:

- Тише едешь, дальше будешь.

- Опасайся бед, пока их нет.

- Гляди в оба, да не разбей лоба.

- Ехал прямо да попал в яму.

В них огромный поучительный смысл, что дает возможность проанализировать вместе с ребенком, обсудить и принять за правило, что ехать (идти) необходимо не торопясь, чтобы не случилась беда.

Огромна роль стихов. Известно, что ребенок-дошкольник лучше, глубже понимает смысл прочитанного в рифмованной форме. Рифма легко воспринимается, надолго остается в его памяти. Чтение и заучивание доставляет ребенку радость, а значит, содержание стиха будет принято и будет иметь положительный эффект. В более старшем возрасте проявляется интерес к прозе. Рассказы привлекают ребенка реальными героями, правдивостью событий. Они заставляют задуматься, осмыслить происходящее, поставить себя на место героя.

Так в чем же мы видим проблему сегодня? В отсутствии литературы на прилавках магазинов? Нет. Сегодня книжный рынок изобилует разнообразием литературы. Проблема в другом. Согласно опроса, проведенного среди родителей, все единогласно считают, что обучение, формирование навыков и положительных привычек по безопасному поведению на дороге необходимы детям. Однако многие считают, что совсем не обязательно при этом использовать детскую литературу. Гораздо проще включить телевизор, видео и пусть ребенок смотрит и учится. Заблуждения таких родителей заключаются в том, что не всегда ребенок может самостоятельно, а главное правильно оценить ситуацию, поступок героя. Не сможет задать вопрос “Почему?” и получить на него ответ. Задача педагогов - убедить родителей в неоценимой пользе детской литературы, показать это наглядным примером.

Необходимо отметить отношение детей-дошкольников к литературе на основе наблюдений со стороны педагогов. В настоящее время дети имеют огромный интерес к энциклопедическим изданиям для детей. Они привлекают не только красочностью оформления, но и содержащимся в них материалом.

Книги, содержащие игровой материал также имеют огромный успех у дошкольников. При помощи их ребенок может проверить свои знания, развить память, мышление; это еще одна возможность общения как со сверстниками, так и со взрослыми, при условии участия последних.

Поэтому в нашем ДОУ было принято решение создать в группах “мини”-библиотеки. Родители сначала неохотно поддержали эту идею. Ведь суть ее заключалась в том, чтобы собрать как можно больше литературы по правилам дорожного движения (художественного, познавательного, развивающего характера) для последующего обмена. Педагогам была определена роль библиотекарей. На все семьи, кто выразил желание пользоваться библиотекой, были заведены формуляры (специально принесенные одной мамой. работающей в библиотеке). Туда записывалось название книги и фамилия семьи, которая принесла эту книгу для обмена. В итоге интерес к работе таких библиотек значительно возрос, а впоследствии, почти все родители стали активными читателями вместе со своими детьми. Ведь взятая в библиотеке книга обязывает к тому, чтобы ее прочитать. Детская же книга обязывает родителей прочитать ее ребенку. Мы опробовали в своей практике работу мини-библиотеки, которая имела одно конкретное направление “Детская литература в формировании основ безопасного поведения ребенка на дороге”, но таких направлений может быть огромное множество.

В заключении хотелось бы сказать, что значимость детской литературы в формировании основ безопасного поведения ребенка на дороге огромна, но будет еще более полной при параллельном использовании игр, костюмов, пособий и атрибутов, возможностью побыть в роли героя или опробовать ситуацию в игре.