Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из самых сложных вопросов в практике нашего образования.
Большое количество ошибок в словах с этой орфограммой объясняется частым употреблением таких слов, а также трудностями, связанными с применением на практике правил их правописания.
Работа над этим разделом орфографии только тогда дает результаты, когда она ведется в системе.
ПЕРВЫЙ КОМПОНЕНТ системы – развитие речевого слуха.
Не различая ударных и безударных гласных, учащиеся не видят орфограммы и нередко допускают ошибки в самых простых по составу и понятных для них по значению словах.
Конечная цель развития речевого слуха – выработка условного рефлекса на безударную гласную (безударная гласная – остановка – проверка – письмо), который должен действовать до того, пока учащиеся не приобретут навыка механического письма определенной группы слов с этой орфограммой. В разных классах слова должны быть различными по степени трудности, графический образ которых они запомнят и научатся писать без предварительной проверки.
ВТОРОЙ КОМПОНЕНТ системы – развитие морфемного анализа, который имеет первостепенное значение. “Нахождение в слове корня во многих случаях больше помогает учащимся, чем проверка ударением”, – писал М.Ушаков.
Но выделить корень в слове, можно только сопоставляя его с другими словами и ясно понимая его основное значение, сближающее все слова этого корня.
Отсутствие представления о родственных словах является серьезным пробелом в подготовке учащихся к осмысленному восприятию правил правописания безударных гласных корня, которое опирается как раз на понимание “родства” слов
“Необходимое для орфографии сопоставление слов одного и того же корня способствует развитию логического мышления, способности к общению”, – считает А.Гвоздев.
ТРЕТИЙ КОМПОНЕНТ системы – развитие словарного запаса учащихся.
Если слова вода, земля, стена, легко усваиваются учащимися начальных классов, то такие слова, как опровержение, раздражать, расхищение и др., в правописании корней которых допускается много ошибок и в средней школе. Поэтому необходимо систематизаровать словесный материал с проверяемыми гласными в корне и распределить слова по группам с целью их использования по годам обучения.
Нижепредставленные таблицы и задания к ним помогают эффективно реализовать все указанные компоненты системы работы над словами с безударной гласной. Их предлагается использовать частично в начальных классах, и работа продолжается в среднем звене. В старших классах могут быть использованы наиболее трудные случаи для повторения.
ПРИМЕЧАНИЕ: первая таблица предназначена для усвоения учащимися 1–2, вторая – 3 классов, но в зависимости от ситуации работа над этими словами может быть начата и в 5 классе, как для начала работы, так и при повторении. Остальные таблицы можно использовать для работы в среднем и старшем звене.
ВНИМАНИЕ! В некоторых словах безударная гласная преднамеренно пропущена не в корне или пропущена ударная гласная. Это слова – ловушки, которые способствуют концентрации внимания, помогают белее осознанному восприятию изучаемого материала.
Таблицы отпечатаны в двух экземплярах для каждого ученика. Одна используется в классе, а другая предназначена для работы дома.
Некоторые слова подразумевают два варианта. Например: гн. ла – гнала или гнила рассматриваются оба варианта; сл.ва – слова, слива, слава. В словах слива, слава нет безударной гласной в корне.
С самого начала дети должны хорошо усвоить понятия “проверочное” и “ проверяемое” слово.
Для подбора проверочных слов следует предложить детям следующий алгоритм:
Один – много, много – один, слово с ласкательным значением, образование однокоренных слов с помощью подбора или замены приставки или суффикса, подбор слов относящихся к другой части речи. Например: р. ка – реки; ств. лы – ствол; н. су – принёс; п. сьмо – пишет.
Результатом работы со словами, представленными в таблице, является выработка навыка правописания слов с безударной гласной в корне на подсознательном уровне.
Предложенные задания к таблицам позволяют выполнить около 100 вариантов заданий. Поэтому работа с одними и теми же словами не надоедает учащимся, а выполнение творческих и самостоятельных заданий вызывает интерес к работе. Расположение в виде столбиков (домиков) так же вызывает интерес и помогает предложить больше вариантов заданий.
ЗАДАНИЯ
для выработки навыка правописания
безударной гласной в корне слова по
представленным таблицам.
1. Учитель читает слова, учащиеся хором, цепочкой или индивидуально называют проверочные слова (можно дополнительно называть корень).
2. Учащиеся работают в парах и по очереди читают друг другу слова, называя проверочные.
3. Списывание слов из указанных столбиков и подбор проверочных /одного или сколько смогут к каждому слову/, выделяя корень и обозначая ударение.
4. Выборочное списывание:
- слов с заданной пропущенной буквой (а, о, е и т.д.);
- слов с ударением на конкретном слоге (1, 2 или 3);
- слов на заданную тему (животные, растения, вещества, люди и т.д);
- слова, являющиеся одной частью речи (существительные, прилагательные, глаголы и т.д);
- слова, состоящие из определенного количества слогов (2, 3);
- слова на заданную букву алфавита;
- слова с двумя безударными гласными;
- слова-ошибки, не являющиеся словами с безударной гласной в корне, проверяемой ударением;
- слова, значение которых затрудняешься объяснить;
- слова, к которым затрудняешься подобрать проверочное слово;
- слова из указанного столбика или строки.
В заданных словах указать корень, обозначить ударение. По усмотрению учителя и в зависимости от уровня самостоятельности можно предложить записывать проверочные слова (одно или несколько).
5. Творческие задания.
- из слов, выбранных на заданную тему составить рассказ;
- из самостоятельно выбранных или заданных учителем слов составить рассказ на заданную или свободную тему;
- из слов предложенного столбика или строки составить шуточный, смешной, фантастический, серьёзный рассказ или диалог.
6. К словам с чередованием гласных и словам, написание которых зависит от лексического значения, подобрать свои примеры, составить предложения.
7. Самостоятельно придумать интересные задания для работы с данными таблицами.
Таблицы составлены на основе материалов из книги Н.Ф. Ефимовой “Изучение безударной гласной в средней школе”. Москва. “Просвещение”. 1977 г.