В 4–6-х классах на уроках физкультуры дети начинают изучать спортивные игры. Многие технические элементы требуют физической подготовки, координационных способностей. Вот в этот период и начинают проявляться первые случаи негатива к ранее любимой физкультуре. Учитель должен это понимать и обязательно применять для обучения, совершенствования и закрепления игровой метод. Ошибочно считать, что в 7–9-х классах детям не интересно играть в игры. Очень даже интересно и хотят. Смотря, какую игру вы им предложите, и какую атмосферу создадите на занятии. Игра игре рознь. Если в 1–4-х классах проводятся эстафеты и игры с элементами бега, прыжками, сопровождаются четверостишиями и считалками, то конечно в 6–9-х классах нужно применять игры с выбиванием, передачей мяча, использовать эстафеты. Тогда общая активность в работе класса будет сохраняться.
Следующий фактор падения интереса к предмету, это не понимание смысла спортивной игры, не знание правил и не возможностью выполнения упражнения из-за физических способностей. Поэтому здесь нужен индивидуальный подход. Выполняемые упражнения должны быть доступны каждому ученику.
В каждом классе есть хорошо развитые, способные ученики. И даже сильные игроки могут, как помогать учителю, так и мешать в работе с классом. Не желание “играть в пас”, индивидуальная беготня по площадке, очень сильно отбивают желание и способствуют снижению интереса к занятиям у слабых учеников и у девушек.
Уроки физкультуры в таких классах являются причиной конфликтных ситуаций, расколу коллектива, усиливает тенденцию к делению класса на группировки. Поэтому учитель должен применять в своей работе упражнения группового характера, в которых результат выполнения зависит от всей команды, а не от одного ученика. Нужно убеждать, доказывать, что сила команды в коллективной игре. Коллективная игра позволяет сохранить силы сильным игрокам на последние минуты игры, где необходимы быстрота, сила и точность броска (удара), точность в передачах, физическая и психическая выносливость. Принцип “Научился сам – научи других, или помоги научиться” нужно постоянно озвучивать на занятиях.
Для успешного овладения тактическими действиями необходимо овладеть основными техническими элементами данного вида спорта, с которыми можно начинать разучивать тактические взаимодействия между игроками.
БАСКЕТБОЛ. Знать правила игры.
- Уметь правильно останавливаться шагом или прыжком после перемещения.
- Точные передачи и ловля мяча различными способами (двумя, одной рукой прямые передачи, то же с ударом о площадку).
- Умение выполнять броски с места, и после ведения.
- Ведение мяча на месте, с изменением скорости и направления, без зрительного контроля.
- Уметь выполнять один – два обманных элемента (финта).
ВОЛЕЙБОЛ. Знать правила игры.
- Уметь выполнять передачи и приём мяча двумя руками сверху на месте, и после перемещения.
- Прием мяча двумя руками снизу на месте и после перемещения.
- Уметь выполнять верхнюю прямую подачу мяча или подачу мяча снизу.
- Блокировка атакующего удара и атакующий удар желательно на начальном этапе не применять.
ФУТБОЛ. Знать правила игры.
- Уметь выполнять передачи мяча на месте левой и правой ногой, внутренней и внешней стороной стопы.
- Передачи мяча левой и правой ногой, внутренней и внешней стороной стопы в движении.
- Удар по воротам с места, после ведения и сходу.
- Выполнять ведение мяча с изменением направления и скорости.
Но, умея идеально выполнять технические элементы, ученики не смогут начать играть в двухстороннюю игру. Здесь нужны упражнения, которые способствуют развитию чувства взаимосвязи между игроками одной команды. Упражнения, которые способны научить ученика перемещаться по площадке, мыслить, находить правильное решение в той или иной ситуации. Поэтому необходимо создать полное представление и понимание об изучаемых упражнениях и спортивных играх в целом.
Хочу поделиться маленькой частью применяемых упражнений, которые хорошо себя зарекомендовали в работе.
Основные направления в тактической подготовке это – разрушение атаки противника, организация начала атаки, прохождение площадки с розыгрышем и завершение атаки.
1. Разрушение атаки противника:
А) Отбор;
Б) Перехват;
В) Выбивание мяча.
Упражнение 1. Упражнение на месте “один против одного 1Х1” (баскетбол, футбол). Способствует совершенствованию навыка низкому ведению мяча без зрительного контроля, умению закрывать корпусом мяч, умению выполнять защитные функции, совершенствованию обманных движений (финтов). То же в движении на ограниченном по ширине участке. Можно зал разделить на 3 продольных участка, вдоль которых пары по очереди выполняют упражнение.
В дальнейшем, по мере овладения, “двое против одного 2Х1”, “трое против одного 3Х1”, “трое против двух 3Х2” и т.д.
2. Организация начала атаки:
А) Быстрый подбор мяча.
Упражнение 2. Упражнение выполняется 1Х1, 2Х1, 2Х2 и т.д.
После броска (удара) защитник должен подобрать мяч и вывести или отдать передачу за пределы ранее оговоренные, а нападающие должны пытаться первыми успеть к мячу и завершить атаку (баскетбол, футбол).
Способствует развитию быстроты, реакции, координации. Хорошо способствует пониманию важности быстрого подбора и быстрой первой передачи.
Б) Быстрое “открывание” (освобождение от опеки противника) и перемещение игроков на свободные участки площадки.
В) Быстрая и точная первая передача свободному от опеки противника игроку.
Упражнение 3. “Игра на удержание мяча”. Две равные команды по 2, 3, – 10 человек. Ограниченный участок площадки. Одна команда должна выполнить между собой определенное количество передач, другая в это время пытается по правилам игры (баскетбол, футбол) перехватить мяч. Команда, выполнившая задание, получает очко. Игру необходимо проводить как на маленьком участке площадки, так и на всю площадку.
Упражнение 4. “Игра в квадрате”. 4Х1, 4Х2, 3Х1, 3Х2 и т.д. На ограниченном участке четверо (трое…) между собой выполняют передачи мяча (футбол – в одно или в два касания), игрок (игроки) в квадрате пытается забрать мяч (усложнить или упростить задание можно условием – полный отбор, касание, изменить направление мяча).
3. Прохождение площадки с розыгрышем:
А) Если это контратака, то нужна высокая скорость и атака (бросок) с ходу.
Упражнение 5. Передачи мяча в парах (тройках) в движении. То же, со сменой мест.
При выполнении упражнения нужно уделить внимание быстроте выполнения. Далее это же упражнение нужно выполнять с одним или двумя догоняющими, с интервалом в 2–5 метра. Тем самым, не давая атакующим возможности медленно выполнять упражнение.
Упражнение 6. Построить учеников вдоль площадки в две шеренги. Передачи выполняются с фланга на фланг. Кому выполнил передачу – на место того должен переместиться. Учителю необходимо контролировать порядок, интервал выполнения передач. Усложнить упражнение, можно увеличивая количество мячей в работе, уменьшением интервала и скоростью выполнения упражнения.
Все упражнения такого характера развивают способность выполнять быстро передачи, быстро перемещаться по площадке и самое главное учит не выключаться после выполненного действия, что крайне необходимо в игре.
Б) Розыгрыш атакующих комбинаций.
Если противник успел переместиться в свою зону защиты и занял позиционное положение, то нужно производить розыгрыш атакующих комбинаций. Успеха можно достичь только в постоянном перемещении игроков по кругу, с фланга на фланг, сопровождаемые быстрыми и неожиданными передачами мяча и заслонами.
Упражнение 7. Это упражнение выполняется возле ворот или баскетбольного щита. Две команды. Одна команда защищается не в полную силу, давая возможность атакующей команде произвести розыгрыш комбинации. Можно указать защите, что они стараются перехватить мяч, стоя на месте без перемещений, другая, пытается атаковать после определенного задания. Например, после 6–10 передач или произвести бросок (удар по воротам) из конкретного места. Игроки атакующей команды выполняют перемещения по кругу в одну сторону, потом в другую, потом самостоятельно на своё усмотрение.
В старших классах или в группах, где высокий уровень подготовки, это упражнение выполняется с отбором в полную силу. Каждой команде дается одинаковое количество попыток в атаке. Потом подводится итог забитых мячей.
Это упражнение можно варьировать в различные комбинации, усложняя и упрощая его.
4. Завершение атаки:
А) Вывод игрока на атакующую позицию;
Б) Быстрый, неожиданный удар (бросок);
В) Имитация удара (броска) с последующей передачей или проходом.
Бросковые упражнения с изменением расстояния, после получения передачи, с помехой защитника, удар в одно касание после перемещения. Основной принцип при выполнении этого упражнения – быстрота, неожиданность, точность, сила (футбол, волейбол).
Если баскетбол и футбол на уроках проявляются в сильной активности учеников: убежать, забрать, то волейбол наоборот. Полное отсутствие признаков жизни. В некоторых классах процесс игры напоминает новогодний утренник, когда дети водят хоровод вокруг ёлки. Так и команды, по кругу переходят от свистка к свистку. Эту проблему можно решить несколькими упражнениями, даже если не полностью, то сдвинуть с места точно можно.
Упражнение 8. Упражнение могут выполнять 4–7 человека. Больше или меньше игроков – пропадает интерес у занимающихся. Игроки располагаются по зонам. Мяч в зоне 3. Первая передача (а) из зоны 3 в зону 2 и обратно (3–2–3). Втора передача (б) 3–1–3, третья передача (в) 3–6–3, четвертая передача (г) 3–5–3, пятая передача (д) 3–4–3. Передачи выполняются cтрого в указанном порядке. Каждая передача должна быть выполнена. Если мяч упал на площадку, упражнение дальше продолжить с места падения. Игроки 1 и 5 зоны должны сохранять ширину расположения и находиться возле лицевой линии, а игроки 2 и 4 должны находиться возле сетки. В этом упражнении учитель следит, что бы игроки задней линии не подходили ближе, а игроки передней линии не отходили назад. Происходит чередование короткой и длинной передачи. Это хорошо повышает точность передач, заставляет игроков перемещаться, смотреть и думать на площадке. Если все игроки располагаются на одной линии – упражнение сразу теряет смысл. Игроки выполняют после пятой передачи перемещения по часовой стрелке (имитируя переход).
Можно выполнять это упражнение на количество кругов прохождения мяча без падения в одну сторону, потом в другую. Когда выполнять упражнение станет легко, его можно усложнить перемещениями после каждого круга без ловли мяча.
Упражнение 9. Двухсторонняя игра по упрощенным правилам, уменьшенной площадке или с заданиями. Например. Площадка ограничена, размером 5Х5 м. Играют 5 против 5. Прием мяча, передачи выполняются только двумя руками сверху. Мяч вводится в игру передачей двумя руками сверху с расстояния 5 м от сетки. Если любой игрок опускает кисти ниже своих плеч, противоположной команде зачитывается очко. Игра продолжается до 15 очков.
Это упражнение заставляет игроков перемещаться под мяч, разыгрывать мяч в два-три касания, приучает выполнять передачи в первую очередь верхним способом. Также несет элемент безопасности – исключает удары ногой, часто случающиеся удары кулаками друг друга в момент приема мяча двумя руками снизу.
Самое главное, как и в любой деятельности, нужно всегда стремиться найти наилучший подход в обучении, самое эффективное упражнение для обучения, самую интересную игру для занятия. Постоянно стремиться завоевать интерес к своему предмету большинства учащихся, а не 15 – 20 активистов.