Цели:
Образовательная – изучение нового материала: функции “ЕСЛИ” и закрепление ЗУН при работе с формулами, диаграммами.
Развивающая – развитие логического мышления, творчества, памяти, анализа.
Воспитательная – воспитание уверенности, стремление к познанию.
Задачи:
- Ознакомить с синтаксисом функции “ЕСЛИ”, способом создания вложенной функции “ЕСЛИ”.
- Научить использовать функцию при создании формул, имеющих несколько условий.
- Научить применять функцию “ЕСЛИ”, вложенную функцию “ЕСЛИ” при решении квадратных уравнений.
- Закрепить и проконтролировать ЗУН учащихся при работе с таблицей:
- Форматирование ячеек;
- Работа с абсолютными и относительными ссылками;
- Ввод формул;
- Ввод формул, используя функцию “ЕСЛИ”;
- Создание и форматирование диаграмм.
Оборудование урока: раздаточной материал, наглядное пособие, доска, тетрадь, ПК.
Межпредметные связи: математика + информатика
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Вступительное слово – 3 мин.2. Выполнение проверочной работы (5 мин.)
3. Объяснение нового материала (25 мин.):
3.1. Определение – Функция "Если" анализирует результат выражения или содержимое указанной ячейки и помещает в заданную ячейку одно из двух возможных значений или выражений.
3.2. Синтаксис функции “ЕСЛИ”.
=ЕСЛИ (<Логическое выражение>; <Значение_если_истина>; <Значение_если_ложь>)
3.3. Логическое выражение или условие, которое может принимать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.
3.4. Значение_если_истина – значение или формула, которая рассчитывается, если условие принимает значение “ИСТИНА”.
3.5. Значение_если_ложь – значение или формула, которая рассчитывается, если условие принимает значение “ЛОЖЬ”.
3.6. Логические выражения или условия строятся с помощью операций отношения (<, >, <=, >=, <>, =) и логических операций (И, ИЛИ, НЕ).
3.7. Если задано несколько условий, то необходимо использовать вложенную функцию “ЕСЛИ”.
3.8. Чтобы вставить функцию, необходимо:
3.8.1. Установить курсор в ту ячейку, куда необходимо вставить функцию.
3.8.2. Меню “Вставка” – пункт “Функция”
3.8.3. Выбрать функцию “ЕСЛИ” и ОК.
3.8.4. Откроется окно “Аргументы функции” для ввода необходимых значений.
4.
Пример 1. Написать функцию “ЕСЛИ” для расчета оплаты электроэнергии. За первые 50 кВт клиент платит 6 руб. за 1 кВт, за превышение расхода свыше 50 кВт, по 7 руб. за каждый кВт.
A |
B |
C |
|
1 |
Клиент |
Кол-во электроэнергии |
Оплата |
2 |
Иванов | 40 |
=ЕСЛИ(B2>50;B2*6;B2*7) |
3 |
Петров |
100 |
=ЕСЛИ(B3>50;B3*6;B3*7) |
4 |
Сидоров |
70 |
=ЕСЛИ(B4>50;B4*6;B4*7) |
5 |
Милькин |
50 |
=ЕСЛИ(B5>50;B5*6;B5*7) |
6 |
Колкин |
120 |
=ЕСЛИ(B6>50;B6*6;B6*7) |
5.
Пример 2. Определить военнообязанный или нет по возрасту.
Ячейка D2 содержит выражение:
=ЕСЛИ(C2>=18;"военнообязанный";"не призывной возраст")
6.
Рассмотрим вложенную функцию “ЕСЛИ”. Чтобы вызвать вложенную функцию “ЕСЛИ” необходимо в строке формул нажать кнопку “Вставка функции”.
7.
Пример 3. Определить величину налога по начисленной з/плате; условие до 1000 рублей 12%, от 1000 до 2000 рублей – 15%, свыше 2000 рублей – 20%.
Выражение в ячейке D2 должно быть записано в следующем виде:
=ЕСЛИ(C2<=1000;C2*0,12;ЕСЛИ(C2<=2000;C2*0,15;C2*0,2))
8.
Дифференцированный опрос (7 мин.):
8.1. Как отформатировать ячейки? (Выделить ячейку, меню “Формат”, пункт “Ячейки” – Вкладка “Число” – установить числовой формат; Вкладка “Выравнивание” – установить выравнивание; Вкладка “Границы” – установить границы внешние и внутренние; Вкладка “Вид” – установить заливку ячеек).
8.2. Как создать числовой ряд данных? (Ввести первое число, в ячейку ниже второе число, оба выделить и растянуть за маркер заполнения).
8.3. Как создать диаграмму? (Меню “Вставка” – пункт “Диаграмма”)
8.4. Как отформатировать диаграмму? (через контекстное меню).
9.
Разбор методов решения квадратного уравнения в математике и информатике (12 мин):
9.1. Напишите общую формулу квадратного уравнения? ().
9.2. Назовите чему в нашем примере равно А, В и С? (А=1, В=-2, С=1).
9.3. Напишите формулу для записи уравнения в Excel, используя ссылки на ячейки? (A2*D2^2+B2*D2+C2).
9.4. Напишите формулу для нахождения дискриминанта в математике? ().
9.5. А теперь напишите формулу для подсчета дискриминанта в информатике, используя ссылки? (=B2^2+4*A2*C2).
9.6. Теперь напишите формулы для нахождения корней квадратного уравнения:
- Если дискриминант больше Нуля? )
- Если дискриминант равен Нулю?
- Если дискриминант меньше нуля? (корней нет)
9.7. Теперь запишем эти формулы, используя функцию “ЕСЛИ”:
- Для X1: =ЕСЛИ(F2>0;(-(B2)-(F2)^(1/2))/(2*A2);ЕСЛИ(F2=0;-(B2)/(2*A2); "корней нет"))
- Для X2: =ЕСЛИ(F2>0;(-B2+(F2)^(1/2))/(2*A2);ЕСЛИ(F2=0;(-B2)/(2*A2); "корней нет"))
10. Разбор практической работы (3 мин.)
11. Выполнение практической работы (20 мин.).
12. Проверка задания, выставление оценок.
13. Итог уроков (5 мин.):
13.1. Анализ работы учащихся с новым материалом;
13.2. Анализ выполнения заданий (успешность);
13.3. Анализ проверочной работы;
13.4. Домашнее задание: Написать функцию “ЕСЛИ”.