Интегрированный урок математика+ИВТ "Решение квадратных уравнений в Eхcel"

Разделы: Математика, Информатика


Цели:

Образовательная – изучение нового материала: функции “ЕСЛИ” и закрепление ЗУН при работе с формулами, диаграммами.

Развивающая – развитие логического мышления, творчества, памяти, анализа.

Воспитательная – воспитание уверенности, стремление к познанию.

Задачи:

  1. Ознакомить с синтаксисом функции “ЕСЛИ”, способом создания вложенной функции “ЕСЛИ”.
  2. Научить использовать функцию при создании формул, имеющих несколько условий.
  3. Научить применять функцию “ЕСЛИ”, вложенную функцию “ЕСЛИ” при решении квадратных уравнений.
  4. Закрепить и проконтролировать ЗУН учащихся при работе с таблицей:
    1. Форматирование ячеек;
    2. Работа с абсолютными и относительными ссылками;
    3. Ввод формул;
    4. Ввод формул, используя функцию “ЕСЛИ”;
    5. Создание и форматирование диаграмм.

Оборудование урока: раздаточной материал, наглядное пособие, доска, тетрадь, ПК.

Межпредметные связи: математика + информатика

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Вступительное слово – 3 мин.

2. Выполнение проверочной работы (5 мин.)

3. Объяснение нового материала (25 мин.):

3.1. ОпределениеФункция "Если" анализирует результат выражения или содержимое указанной ячейки и помещает в заданную ячейку одно из двух возможных значений или выражений.

3.2. Синтаксис функции “ЕСЛИ”.

=ЕСЛИ (<Логическое выражение>; <Значение_если_истина>; <Значение_если_ложь>)

3.3. Логическое выражение или условие, которое может принимать значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.

3.4. Значение_если_истина – значение или формула, которая рассчитывается, если условие принимает значение “ИСТИНА”.

3.5. Значение_если_ложь – значение или формула, которая рассчитывается, если условие принимает значение “ЛОЖЬ”.

3.6. Логические выражения или условия строятся с помощью операций отношения (<, >, <=, >=, <>, =) и логических операций (И, ИЛИ, НЕ).

3.7. Если задано несколько условий, то необходимо использовать вложенную функцию “ЕСЛИ”.

3.8. Чтобы вставить функцию, необходимо:

3.8.1. Установить курсор в ту ячейку, куда необходимо вставить функцию.

3.8.2. Меню “Вставка” – пункт “Функция”

3.8.3. Выбрать функцию “ЕСЛИ” и ОК.

3.8.4. Откроется окно “Аргументы функции” для ввода необходимых значений.

4.

Пример 1. Написать функцию “ЕСЛИ” для расчета оплаты электроэнергии. За первые 50 кВт клиент платит 6 руб. за 1 кВт, за превышение расхода свыше 50 кВт, по 7 руб. за каждый кВт.

     

    A

    B

    C

    1

    Клиент

    Кол-во электроэнергии

    Оплата

    2

    Иванов

    40

    =ЕСЛИ(B2>50;B2*6;B2*7)

    3

    Петров

    100

    =ЕСЛИ(B3>50;B3*6;B3*7)

    4

    Сидоров

    70

    =ЕСЛИ(B4>50;B4*6;B4*7)

    5

    Милькин

    50

    =ЕСЛИ(B5>50;B5*6;B5*7)

    6

    Колкин

    120

    =ЕСЛИ(B6>50;B6*6;B6*7)

5.

Пример 2. Определить военнообязанный или нет по возрасту.

Ячейка D2 содержит выражение:

=ЕСЛИ(C2>=18;"военнообязанный";"не призывной возраст")

6.

Рассмотрим вложенную функцию “ЕСЛИ”. Чтобы вызвать вложенную функцию “ЕСЛИ” необходимо в строке формул нажать кнопку “Вставка функции”.

7.

Пример 3. Определить величину налога по начисленной з/плате; условие до 1000 рублей 12%, от 1000 до 2000 рублей – 15%, свыше 2000 рублей – 20%.

Выражение в ячейке D2 должно быть записано в следующем виде:

=ЕСЛИ(C2<=1000;C2*0,12;ЕСЛИ(C2<=2000;C2*0,15;C2*0,2))

8.

Дифференцированный опрос (7 мин.):

8.1. Как отформатировать ячейки? (Выделить ячейку, меню “Формат”, пункт “Ячейки” – Вкладка “Число” – установить числовой формат; Вкладка “Выравнивание” – установить выравнивание; Вкладка “Границы” – установить границы внешние и внутренние; Вкладка “Вид” – установить заливку ячеек).

8.2. Как создать числовой ряд данных? (Ввести первое число, в ячейку ниже второе число, оба выделить и растянуть за маркер заполнения).

8.3. Как создать диаграмму? (Меню “Вставка” – пункт “Диаграмма”)

8.4. Как отформатировать диаграмму? (через контекстное меню).

9.

Разбор методов решения квадратного уравнения в математике и информатике (12 мин):

9.1. Напишите общую формулу квадратного уравнения? ().

9.2. Назовите чему в нашем примере равно А, В и С? (А=1, В=-2, С=1).

9.3. Напишите формулу для записи уравнения в Excel, используя ссылки на ячейки? (A2*D2^2+B2*D2+C2).

9.4. Напишите формулу для нахождения дискриминанта в математике? ().

9.5. А теперь напишите формулу для подсчета дискриминанта в информатике, используя ссылки? (=B2^2+4*A2*C2).

9.6. Теперь напишите формулы для нахождения корней квадратного уравнения:

  • Если дискриминант больше Нуля? )
  • Если дискриминант равен Нулю?
  • Если дискриминант меньше нуля? (корней нет)

9.7. Теперь запишем эти формулы, используя функцию “ЕСЛИ”:

  • Для X1: =ЕСЛИ(F2>0;(-(B2)-(F2)^(1/2))/(2*A2);ЕСЛИ(F2=0;-(B2)/(2*A2); "корней нет"))
  • Для X2: =ЕСЛИ(F2>0;(-B2+(F2)^(1/2))/(2*A2);ЕСЛИ(F2=0;(-B2)/(2*A2); "корней нет"))

10. Разбор практической работы (3 мин.)

11. Выполнение практической работы (20 мин.).

12. Проверка задания, выставление оценок.

13. Итог уроков (5 мин.):

13.1. Анализ работы учащихся с новым материалом;
13.2. Анализ выполнения заданий (успешность);
13.3. Анализ проверочной работы;
13.4. Домашнее задание: Написать функцию “ЕСЛИ”.

Вставка функции - окно

Если - окно

Практическая работа (квадратное уравнение)

Раздаточный материал 1

Раздаточный материал 2