ЦЕЛИ УРОКА:
- дать представление о культуре современного мира визуальных синтетических искусств;
- формировать знания учащихся о специфике синтетических искусств;
- развивать зрительскую компетентность учащихся на основе произведений кино и театра;
- воспитывать интерес к современным видам искусства.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:
- иллюстрированные книги,
- журналы,
- репродукции интерьеров зданий, архитектурных сооружений,
- видеофрагменты фильма, спектакля,
- учебная таблица “Виды искусства”.
ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Постановка целей, задач урока.
Сегодня на уроке вы узнаете о содержании таких синтетических видов искусства как театр и кино. Для этого необходимо знать их художественный язык. Будем учиться анализировать фрагменты кино и театрального спектакля с целью выявления роли изображения в данных видах искусства.
III. Формирование новых знаний.
1. Беседа.
Жизнь людей, природа, мир вещей, окружающая действительность отображается художниками в разных видах искусства.
- Какие виды искусства вам знакомы?
- Что входит в понятие “Вид искусства”?
(демонстрация учебной таблицы) (1)
- На какие группы можно разделить все виды искусства?
- Какие виды искусства входят в состав синтетических видов искусств?
(театр, кино, танец, цирковое искусство)
- Почему театр, кино получили название “синтетические виды искусств”?
Виды искусства – это формы художественно-творческой деятельности людей. Различает их между собой способ материального воплощения художественного содержания: слово – для литературы, звук – для музыки, движение, пластика – для танца, объем – для архитектурных сооружений и т.д. Но самое главное в знакомстве с различными видами искусства – это стремление узнать что-то новое, интересное.
2. Изучение нового материала.
- Как вы думаете, есть ли взаимосвязь между различными видами искусства или они существуют отдельно друг от друга?
Органическое соединение различных искусств в художественное целое образует синтез искусств. Соотношение между ними бывает разное. Один вид может доминировать, подчиняя себе остальные. Примером может служить архитектура: здание дополняют произведения скульптуры, живописи, декоративного искусства (2). Синтез достигается, благодаря единому замыслу и стилю.
- Можно ли книжную графику назвать синтезом искусства? Почему? (3)
(литературное произведение, иллюстрированное художником, дополненное конструкцией самой книги – пример синтеза искусств)
- Что вы можете сказать о полиграфических изданиях? (4)
Причины объединения различных видов искусств в единое целое различны.
В средневековье синтез искусств был вызван необходимостью обслуживания христианского богослужения. (5)
В эпоху классицизма главной целью становиться создание жилой среды. (6)
Синтез искусств, происходящий в культуре XIX-XX вв., был вызван тем, что изобразительные приемы начинали использовать не только в живописи, скульптуре, но и в литературе, музыке. В наши дни широко применяют в киноискусстве связь между музыкой и цветом при создании постановок, разнообразных представлений (эстрадное шоу).
Подлинный синтез достигается тогда, когда элементы различных искусств гармонично согласованы идейным замыслом.
- Какие особенности присущи синтетическим видам искусств: театру, кино?
Спектакль, кинофильм – это продукты художественного творчества коллективов. Лидерская роль в них принадлежит режиссеру. От его организационных и художнических функций зависит успех постановки.
VI. Практическая работа.
Постановка художественной – логической задачи.
Определить роль и место изображения в театральном спектакле и кино.
2. Изучение содержания памяток анализа фрагментов произведений визуальных искусств.
Анализ видеозаписи фрагментов спектакля и кино.
Просмотр фрагмента спектакля.
- Какие виды искусства сочетаются в театральном искусстве?
- Какую роль играет изображение в постановке спектакля?
Изображение в спектакле играет незначительную роль, так как выразительным средством театрального искусства является игра актеров.
- Что дополняет игру актеров в этом виде искусства?
Просмотр фрагмента кинофильма.
- Какую роль играет изображение в кино по сравнению со спектаклем?
- В чем проявляются изобразительные средства кино в данном виде искусства?
Фильм по своей природе – визуальный вид искусства. Главное художественное средство кино – это изображение, т.е. снятые на пленку люди, события, предметы. Построение композиции, цвет, освещение заняли своё определенное место в этом фрагменте.
V. Итог урока.
Разнообразие синтетических форм современных искусств представлено в кино и театре. Оно объединило в себе слово и пластику, изображение и музыку.
VI. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Закончите фразу: “Киноискусство и театр близки между собой ……”
….по своей художественной природе.
… по содержанию различных синтетических форм.
… потому, что носят пространственно-временной характер произведений.
… потому, что результатом деятельности является коллективное творчество актеров.
… так как ведущая роль в создании спектакля, кинофильма принадлежит режиссеру.