Цель: познакомить учащихся с процессом разработки предпринимательской идеи.
Задачи:
- Ввести учащихся в ролевую ситуацию “начало предпринимательской деятельности” и в ходе тренинга помочь учащимся изучить процесс разработки и начала реализации предпринимательской идеи.
- Формировать навыки работы в команде.
- Развивать творческое мышление.
Технология интерактивного обучения.
Оснащение урока: компьютер, медиа-проектор, материал (сырье) для выполнения задания по созданию продукта.
I. Вступительное слово учителя и вводная беседа с учащимися:
- На предыдущих уроках мы вели речь об истоках возникновения предпринимательской деятельности; экономических функциях предпринимательства. С экономической точки зрения вся материальная история окружающего мира, в том числе и в ее текущей форме, представляется как меняющийся во времени и в пространстве и в то же самое время не прекращающийся ни на минуту процесс осуществления людьми деловой функции.
- Что означает понятие деловая функция?
(В предпринимательстве и управлении под деловой функцией понимают состояние готовности к совершению какого-либо действия профессионального толка, состояние готовности к выполнению какой-либо конкретной работы).
- И каких этапов (подфункций) состоит деловая функция?
1) фиксация деловой идеи;
2) деловое проектирование;
3) управление проектом;
4) эксплуатация деловой идеи и проектного объекта;
5) фиксация необходимой замены идеи или ее корректировки;
6) фиксация новой деловой идеи.)
Фрагмент презентации: этапы деловой функции
- Каждый экономически активный человек вынужден принимать участие в каком-то конкретном процессе, связанном с реализацией конкретной деловой функции, или же в создании условий, необходимых для эффективной реализации такой функции.
- В какой роли люди участвуют в реализации конкретных деловых функций?
(Наемные работники, предприниматели).
- Какие функции берут на себя предприниматели в рамках целостной деловой функции?
(Фиксация деловых идей конкретного содержания; развертывание фиксируемой деловой идеи в деловой проект; принятие проектных решений; управление проектом).
- Предприниматель фиксирует конкретную деловую идею, на которую он делает ставку, т. е. на основе, которой он планирует открыть свое собственное дело. Общество по многим причинам заинтересовано в массированном возникновении производительных структур, а раз так, то предприниматель относится к категории крайне желательных субъектов общественных отношений.
- Как вы думаете, как появляется, рождается, предпринимательская идея?
(Учащиеся могут сделать попытку ответить на данный вопрос: предприниматель изучает потребности рынка и у него появляется идея, каким видом предпринимательской деятельности заниматься; предприниматель может позаимствовать идею у других и др.)
- Сейчас попробуйте представить, что вы решили заняться предпринимательской деятельностью. Вам предстоит принять решение, что производить из того сырья, какое вы можете приобрести в данный момент. (Сырье учащимся предлагает учитель. Что конкретно будет предложено, учащиеся заранее не знают).
II. Тренинг.
Учащиеся работают в группах 9количество групп в зависимости от численности класса).
1-е задание.
Каждой группе предлагается сырье. В течение 7 мин. учащиеся должны предложить ряд идей, как можно использовать данное (вторичное) сырье для производства. Каждая группа обеспечивается ножницами, клеем, цветной бумагой и другими материалами (по необходимости).
1-я группа: пустые пластиковые бутылки;
2-я группа: лоскуты;
2-я группа: пенопласт.
По истечении времени каждая группа проводит презентацию идей.
2-е задание.
Учащиеся продолжают работать в группах.
В течение 8 мин. каждая группа должна определить, что необходимо для реализации предпринимательской идеи: место размещения производства, производственные мощности, оборудование и т.д.; источники финансирования предпринимательской идеи. (В помощь учащимся: слайд презентации - предлагается “Схема реализации предпринимательской идеи” и таблица “Источники финансирования предприятия).
По истечении времени группы отчитываются о своей работе.
По одному учащемуся от группы добавляют слайды к презентации урока о результатах своей работы.
III. Подведение итогов:
- Было ли вам интересно сегодняшнее занятие? Если интересно, то чем? Если неинтересно, то почему?
- Как вы думаете, что необходимо для появления интересных идей, реализация которых даст возможность предпринимателю начать успешную деятельность в бизнесе?
- Возможно, маленький опыт, который вы сегодня приобрели, поможет находить решения в определенных ситуациях. Желаю вам успехов!