Цели урока:
Экономика
- Совершенствование умений и навыков вычислять различные виды издержек, дохода и прибыли.
- Показать экономическое значение предельных издержек (анализ деятельности фирмы).
Информатика
- Обобщить знания по теме “Электронные таблицы”.
- Освоение способа применения электронных таблиц в экономическом планировании.
Задачи урока:
- Образовательные
- Совершенствование умений и навыков рассчитывать различные виды издержек, дохода и прибыли.
- Формирование умений строить графики зависимости издержек от количества выпускаемой продукции и объяснять их на основе экономической теории.
- Разобрать разные случаи работы фирмы с точки зрения экономической эффективности.
- Сформулировать условие максимизации прибыли (минимизации убытков).
- Формирование умений применять условие максимизации для определения эффективного объёма производства.
- Формирование умений и навыков применять основные приёмы работы в электронных таблицах при решении экономических задач.
- Развивающие
- Развитие умений анализировать динамику изменения издержек от объёма выпуска продукции.
- Развитие умений использовать электронные таблицы для решения экономических задач.
- Развитие умений использовать автозаполнение, абсолютную и относительную адресацию, строить графики функций в электронных таблицах.
- Воспитательные
- Формирование умений анализировать свою работу, давать самооценку учебной деятельности.
- Формирование коммуникативных компетентностей, умений работать коллективно.
Основные понятия:
Оборудование.
- Учебный класс ЭВМ, программа MS EXCEL, тест, заготовка в ЭТ “Издержки”, презентация с решениями задач, новым материалом и ответами к тесту.
- Таблицы с расчётными формулами, текстом задачи, графиками.
- Текст задачи на каждую парту.
- Листочки для тестовой проверки знаний.
- Карточки с задачами на определение эффективного объёма производства.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы будем вычислять издержки, доход и прибыль фирмы, строить графики зависимости издержек от объёма выпуска продукции в электронных таблицах.
Мы должны научиться анализировать деятельность фирмы с точки зрения экономической эффективности.
Работать будем в группах по 7-8 человек. Каждая группа выполнит задание на компьютере (первая - вычислит издержки, вторая - доход и прибыль при различных ценах, продукции, третья – построит графики зависимости издержек от объёма выпуска продукции), самостоятельно попробует дать характеристику работы фирмы при данных ценах.
2. Проверка знаний (экономика).На предыдущих уроках мы познакомились с различными видами издержек, их расчётными формулами. Перед решением задач проверим, как вы усвоили новый материал. 8 человек выполнят компьютерный тест (Приложение 1, вместо теста на компьютере может быть предложен письменный тест), остальные тест “Верно - неверно” (Приложение 1).
Проводим проверку и ставим оценки: тест “Верно - неверно” учащиеся проверяют и оценивают самостоятельно по слайду (Приложение 4), за компьютерный тест выставляем оценку, выведенную программой, или письменный тест проверяется учителем в ходе урока и при подведении итогов урока объявляется оценка.
3. Актуализация знаний
(фронтальный опрос).Экономика.
Т. к. для анализа работы фирмы необходимо знать доход, прибыль, предельные и средние издержки, то мы должны уметь их рассчитывать. На доске записаны обозначения видов издержек, дохода, прибыли. Приведите расчётные формулы (ответы учащихся заносятся на доску).
FC (постоянные издержки)=const | ATC(средние) = |
TC (общие) = FC+VC | MC (предельные) = |
AFC (средние постоянные)= | TR (доход)= |
AVC (средние переменные) = | Pr (прибыль)=TR-TC |
Информатика.
Вспомним основные приёмы работы в электронных таблицах.
- Наименьший элемент электронной таблицы? (ячейка)
- Для обозначения ячейки используется… (имя столбца и номер строки)
- Какие типы данных используются в электронных таблицах? (числа, текст, формулы)
- Назовите основные правила при записи формулы (начинается со знака =; содержит числа, адреса ячеек, знаки математических операций и функции)
- В чём отличие абсолютной адресации от относительной? (при абсолютной адресации: в адресе ячейки перед именем столбца и номером строки ставятся специальные знаки $, при автозаполнении адрес ячейки не меняется; при относительной адресации: никаких специальных знаков в адресе не ставится, при автозаполнении вправо или влево меняется имя столбца, вверх или вниз – номер строки)
- Ваши действия при заполнении диапазона ячеек формулой или одинаковым числовым значением? (выделить ячейку; навести курсор на нижний правый угол, чтобы он принял вид маленького чёрного крестика; удерживая нажатой левую кнопку мыши распространить значение на диапазон ячеек)
- Для построения графика функции необходимо … (выделить диапазон ячеек, содержащий значения функции; выполнить команду Вставка-Мастер диаграмм; выбрать График; следовать указаниям мастера)
- Значения оси категорий (х) не соответствуют табличным данным, как быть? (на втором шаге мастера выбрать вкладку Ряд; поставить курсор в строку подписи оси х и выделить диапазон значений аргумента функции)
- Решение задачи.
Задача на расчёт всех видов издержек и определение эффективности деятельности фирмы.
Фирма, имеющая постоянные затраты в размере 100 рублей в месяц, запланировала следующие переменные затраты, зависящие от количества выпускаемой продукции:
Q, ед. | 0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
VC,руб. | 0 | 100 | 180 | 250 | 300 | 350 | 420 | 510 | 620 | 750 | 920 |
1. Рассчитайте все виды издержек, занесите результаты в таблицу в тетради:
Q, ед. |
FC, руб. |
VC, руб. |
TC, руб. |
AFC, руб/ед |
AVC, руб/ед |
ATC, руб/ед |
MC, руб/ед |
TR, руб. |
Pr, руб. |
||||
6 |
8 |
13 |
6 |
8 |
13 |
||||||||
0 |
100 |
0 |
|||||||||||
10 |
100 |
||||||||||||
20 |
180 |
||||||||||||
30 |
250 |
||||||||||||
40 |
300 |
||||||||||||
50 |
350 |
||||||||||||
60 |
420 |
||||||||||||
70 |
510 |
||||||||||||
80 |
620 |
||||||||||||
90 |
750 |
||||||||||||
100 |
920 |
Постройте графики зависимости издержек от объёма выпуска продукции.
2. На рынке совершенной конкуренции равновесная цена меняется в интервале от 6 до 13 рублей за единицу продукции. Определите доход и прибыль при ценах 6, 8 и 13 рублей за единицу продукции (заполните последние столбцы таблицы).
3. Дайте характеристику работы фирмы при ценах 6, 8 и 13 рублей.
(Текст задачи приведён на доске (слайде) и на листах выдан учащимся, Приложение 2).
При работе в электронных таблицах используйте заготовку “Издержки” (Приложение 5).
- 1 группа производит расчёт в электронных таблицах. 2 и 3 – самостоятельно на местах, используя микрокалькулятор. После расчёта на ЭВМ заносим результаты вычислений со слайда (Приложение 5) заносятся в тетрадь.
- 2 группа производит вычисление дохода и прибыли фирмы при разных значениях цены: 6, 8, 13 рублей в электронных таблицах. 1 и 3 группы - в тетради самостоятельно, используя микрокалькулятор. После расчёта на ЭВМ результаты вычислений со слайда (Приложение 4) заносятся в тетрадь.
- 3 группа строит графики зависимости издержек от количества выпускаемой продукции в электронных таблицах (графики FC, VC, TC в одной системе координат на листе Диаграмма 1, графики AFC, AVC, ATC и MC в одной системе координат на листе Диаграмма 2). 1 и 2 группа решают проблемные задачи на анализ ситуации: 1 группа определяет эффективный объём производства при цене 6 рублей; 2 группа – 13 рублей (сообщить о результатах оценивания: правильно – “5”, с ошибкой – без оценки).
После построения графиков в электронных таблицах обсуждение ситуаций заканчивается. Приводим графики зависимостей (таблицы или слайды, на столах листы с графиками). Анализируем вид графиков: график постоянных издержек – прямая, параллельная оси Q, графики средних переменных, средних, предельных издержек имеют U-образную форму, график средних постоянных – гипербола. Их экономический смысл: постоянные издержки не зависят от выпуска продукции, переменные и общие увеличиваются с ростом производства, средние переменные, средние, предельные издержки с увеличением объёма выпуска продукции сначала уменьшаются, а затем - растут, средние постоянные только уменьшаются с увеличением количества выпускаемой продукции.
5. Новый материал урока (экономика).Заслушивается анализ ситуации 1 и 2 группы,
даётся ему оценка. Подводим итог.
Условие максимизации прибыли (минимизации убытков) для любой фирмы:
MR=MC,
где МС-предельные издержки, а МR-предельный доход.
МС=, MR=.
Для фирмы, работающей на рынке совершенной конкуренции:
МС=P.
6. Закрепление материала (экономика).- Пиццерия “Прелести Сицилии” специализируется на приготовлении особого вида пицц и славится изысканным обслуживанием населения. Её дневные переменные издержки определяются формулой: VC(Q)=Q2, а выручка: TR=4000*Q-Q2. Сколько пицц надо выпекать поварам за день, чтобы прибыль была максимальна?
- Функция зависимости переменных издержек фирмы, работающей на рынке совершенной конкуренции, описывается формулой:
VC=2Q2+6Q.
Определите объём выпуска, при котором прибыль фирмы будет максимальной, если на рынке сложилась цена на уровне 46 рублей за единицу продукции.
Учащиеся работают по группам. Проверяется решение (Приложение 3, Приложение 4).
7. Итоги урока.
Экономика
На миллиметровой бумаге построить графики зависимостей: AFC(Q), AVC(Q), ATC(Q), MC(Q) по данным таблицы. Используя условие минимизации убытков, определите более точно эффективный объём производства при цене 8 руб. за единицу продукции.
Информатика
Повторение темы “Электронные таблицы”.