Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками


Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, что предполагает, прежде всего, развитие познавательной активности и раскрытие его творческого потенциала.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все в первые: солнце и дождь, удивление и радость. Всем хорошо известно, что дошколят называют “почемучками”. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Всем известно, что в дошкольном возрасте основным структурным компонентом познавательного развития детей становится проблемность, которая обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий.

Опыт моей педагогической деятельности подтверждает, что в тех случаях, когда дети увлечены происходящими событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения. Поэтому обучение и воспитание я начинаю не с передачи “готовых” знаний и навыков, а с постановки проблемных задач, в процессе решения которых развивается познавательная активность, формируются творческие способности, а “ЗУНы” усваиваются.

Считаю, что если в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста использовать проектный метод, то это будет способствовать: активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера; разовьёт творческую активность детей в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.

Конспект итогового занятия по ознакомление с окружающим в подготовительной группе, в рамках проекта “Кто в Кремле живет?”

Программное содержание:

  1. Пробудить у детей интерес к столице нашей Родины, городу Москве.
  2. Закрепить знания детей об истории Москвы и её основных достопримечательностей.
  3. Учить детей самостоятельно находить необходимую информацию.
  4. Воспитывать чувство гордости за его архитектурные памятники, созданные великими мастерами.

Словарная работа: Москва белокаменная, Иван Великий (Царь-колокол), богатырь, набережная.

Ход занятия

Звучит приглушённо музыка О. Газманова “Москва – звонят колокола”.

Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Для этого нам необходимо выполнить задание: на ковре расположены карточки, на них цифры. Нужно разложить карточки по порядку и перевернув прочитать слово. (МОСКВА)

- Что такое Москва?

Это древний город. Столица нашей Родины. Самый главный и красивый город нашей страны

Правильно. Послушайте пословицу “Москва – всем городам мать” ИЛИ

“Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал” Что это означает?

Верно. Слава о Москве идёт по всей земле. В народе говорят: “Едут в Москву люди отовсюду: колокольного звона послушать, хлеба – соли покушать”.

О ней сложено много песен, стихов, рассказов. Послушайте …. (ребёнок читает стих.)

“Москва… Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось”!

А.С. Пушкин

- Мы с вами много читали, рассказывали о Москве. Сегодня расскажите нашим гостям всё, что вы знаете об этом удивительном городе.

Подойдите к доске. Давайте поиграем в игру: “Кто вспомнит”. Здесь вы видите иллюстрации, фотографии. Расскажите, что вам знакомо.

Кремль. Кремль находится в средине Москвы. Кремль – сердце Москвы. Там много башен, Кремлёвские стены (башни) Кремль выделяется единством, законченностью, красотой своего ансамбля. Здесь находится много памятников. Здесь работает наше правительство. Над правительственным зданием висит наш флаг. (дети рассказывают о символах нашей Родины)

Путин В.В. (Наш президент. Он заботится, чтобы мы хорошо жили. Ему помогает наше правительство).

Спасская башня, (Спасская башня самая красивая и большая в Кремле. На ней находятся Кремлёвские куранты. Это большие часы. Они показывают правильно время, которое передают по всей стране. Их бой можно услышать по радио, телевизору. Наверху горит красная звезда).

Спасские ворота Это ворота, которые открываются и пропускают машины и людей в Кремль. Их охраняют наши солдаты).

Набережная Москвы реки (Вдоль реки Москвы берег выложен белым кирпичом, чтобы не обсыпался. Называется Набережная. Давайте запомним это слово. По набережной ездят машины, гуляют люди. Любуются как ходят параходы. Можно спуститься к воде по специальным лестницам).

Красная площадь (Площадь – это не застроенное и ровное место в городе. Отсюда в разные стороны расходятся улицы. Она очень красивая. На ней проходят праздники, торжественные парады, демонстрации).

Царь-колокол (Его называют Иван Великий. Самый большой колокол. Богатырь. Позвонить в такой колокол один человек не мог, требовалось много человек, раскачивающих гигантский язык. Вся Москве могла слушать музыку колокола – богатыря)

Рассказ воспитателя: Да, был такой колокол в Москве. Но однажды приключился в Москве пожар. Вспыхнули и сгорели деревянные сваи, на которых был подвешен колокол. Колокол упал и разбился. Москва не могла смириться с этим.

И задумали отлить новый колокол, ещё больше, крупнее. Стали искать умельцев. Нигде не нашли. Никто не решался взяться за это трудное дело. Тут в Кремль пришли опытные мастера Иван Моторин и его сын Михаил. Они согласились отлить большой колокол. И отлили его. Но повесить ещё не успели. Вдруг в Москве случился пожар. Мастера Моторины спасали колокол. Его поливали водой. Но он дал трещину и потом отвалился кусок. Так и не сбылась мечта славных мастеров Моториных – позвонить в колокол, самый большой по величине. Сейчас этот колокол украшает площадь.

Царь-пушка. Жил в старину в Москве пушечный мастер Андрей Чохов. Это он с вместе с литейщиками и кузнецами отлили большую пушку. Поставили её на возвышенном месте для защиты Спасских ворот, Кремля и моста через Москву-реку. Но враги не дошли до Москвы и из пушки ни разу не выстрелили. За величину прозвали её Царь-пушкой. Любили деды пушки и украшали пушки. Давали им горделивые названия: “Лев”, “Орёл”, “Волк”.

Сегодня люди приходят на экскурсию в Кремль и очень удивляются величине Царь – колокола и Царь-пушке. Гордятся, что самый большой колокол и пушка были отлиты в нашей стране.

Итог.

Какой громадный и красивый город Москва. Какие великие люди здесь жили и живут сейчас. Какие памятники создали. Мы очень гордимся ими.

(физминутка)

Мы учили песенку, а в песенке слова:
Здравствуй, наша Родина, город (Москва)
Что за площадь есть в Москве? Там где башня Спасская?
Эту площадь знают все, это площадь Красная.

2 ч. А с чего начинался город Москва, кто знает? (С Кремля, маленькой деревянной крепости)

Посмотрите, каким был Кремль много лет назад (иллюстрации А.М.Васнецова).

Эту картину написал художник Апполинарий Михайлович Васнецов. Называется она “Московский Кремль при Иване Калите” Это очень большой труд, так точно передать в рисунке очертание Кремля. Благодаря этому художнику, мы сегодня можем представить, какой была Москва.

Давайте разыграем сюжет. Построим старинный Кремль. Что нам для этого надо? (конструктор, мелкие игрушки). Дети обыгрывают полученные ранее знания.